Онкологические заболевания у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 19:45, реферат

Описание работы

Детская онкология - молодая наука. Но, несмотря на свою молодость, педиатрическая онкология демонстрирует значительные научные достижения. Современные методы диагностики и лечения позволяют своевременно обнаружить злокачественное новообразование и излечить более половины детей. Проблема лечения детей со злокачественными опухолями сегодня очень актуальна и направлена не только на спасение их жизни, но и на то, чтобы помочь детям прожить полноценную жизнь. Этого можно добиться, внушая детям через родителей и близких желание вести здоровый образ жизни, контролируя при этом факторы уязвимости и поддерживая ресурсы ребенка, семьи, общества.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
Особенности развитие злокачественных опухолей у детей……………….…4
Факторы риска развития детской онкологии………………………………….7
Роль генетических факторов в формировании опухолевых клеток…………7
Факторы риска, воздействующие на родителей…………………………….. 8
Факторы риска, воздействующие на детей……………………………………9
Методы профилактики и реабилитация в детской онкологии……………….13
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

онкология.docx

— 59.94 Кб (Скачать файл)

В настоящее время существуют три главных способа лечения рака:

1. Химиотерапия – это специальные лекарства для уколов или приема внутрь. Их принимают для того, чтобы убить плохие раковые клетки и заставить их перестать бесконтрольно увеличиваться.

2. Радиотерапия – использует мощные рентгеновские лучи для того, чтобы убить раковые клетки. Часто ее используют до операции, чтобы заставить опухоль уменьшиться.

3. Хирургия  – операционное удаление опухоли.

В результате проведённого лечения в развитых западных странах 7 из 10 детей выздоравливают. Но во всем мире в среднем выживают 2 из 10 детей, заболевших раком.

Современные лечебные программы позволяют вылечить до 70% детей, страдающих злокачественными новообразованиями, а при отдельных формах опухолей число выздоровевших детей значительно выше. В настоящее время в России живут десятки тысяч людей, в детстве излеченных от онкологических заболеваний.

Вместе с тем параллельно с успехами онкопедиатрии, увеличивается проблема поздних эффектов лечения, проявляющихся в виде нарушения функционирования основных систем жизнедеятельности организма: кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ, внутренней секреции, иммунитета, нервной системы. Кроме того, длительное лечение и вся ситуация в целом, является травматичной для психики ребенка. Нарушается естественное становление его социального опыта, в частности, коммуникативные навыки, нормальный ход образовательного процесса. Все это приводит к серьезной социальной дезадаптации. Впоследствии, когда дети становятся старше, у многих затрудняется профессиональная ориентация и получение специального образования.

Реабилитация детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями должна проводиться на всех этапах оказания им специализированной помощи, начиная с момента установления диагноза и далее в процессе специального лечения и диспансерного наблюдения (хотя бы до 18 лет). Реабилитация основывается на нескольких принципах: комплексность, этапность, непрерывность, преемственность, индивидуализированность. Принципиальным является и то, что в качестве объекта реабилитационного воздействия выступают, кроме ребенка-инвалида, его микроокружение в первую очередь семья, персонал лечебных учреждений, а также различные правительственные и неправительственные учреждения и организации, общество в целом, без чего невозможна эффективная социальная интеграция инвалида. Реализация этих принципиальных положений требует формирования специальной реабилитационной команды, в которую на равных правах входят врачи, психологи, психотерапевты, специалисты по физической культуре и ЛФК, педагоги, социальные работники.

Реабилитационная служба ставит своей целью помощь ребенку и семье в мобилизации собственных ресурсов для организации жизни в кризисной ситуации. Ребенка учат принимать болезнь, а после излечения успешно жить в социуме. В результате психолого-коррекционной и психотерапевтической работы повышается качество жизни детей, они становятся более открытыми, повышается их самооценка, психическое развитие протекает более благоприятно.

Важную роль в социально-психологической реабилитации детей и родителей на всех этапах специализированной помощи могут играть родительские организации. Очень интересный опыт имеет родительская организация, созданная в Челябинске. В 1991 году инициативная группа родителей детей-инвалидов начала свою работу со службы «От родителя к родителю». Служба «От родителя к | родителю» – это обучение родителей, передача знаний от одного к другому с целью их социально-психологической адаптации. Главными экспертами по проблеме детской инвалидности являются родители, имеющие ребенка с особыми проблемами, а также молодые инвалиды, прошедшие путь реабилитации вместе со своими родителями, знающие проблему не понаслышке, а испытавшие ее на себе. Родители учатся этому друг у друга. Работа службы заключается в идее, что невозможно улучшить условия жизни только для собственного ребенка, необходимо делать мир добрым для всех детей. А для этого нужно выйти за рамки своего несчастья. Человек не может быть независим, не отдавая себе отчета в том, что это требует усилий и ответственности от него самого.

Важнейшим компонентом программы комплексной реабилитации является психолого-педагогическая реабилитация – система диагностических, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на решение личностных и семейных проблем, развитие интеллектуальных способностей, устранение устойчивых вредных привычек и девиаций поведения. Психологический статус детей хорошо изучен и характеризуется многочисленными страхами, высоким уровнем тревожности, снижением самооценки, чувством вины, нередко повышенной агрессией и аутоагрессией, эмоциональной неустойчивостью, элементами посттравматического синдрома. Кроме того, у них нарушены коммуникативные функции в связи с дефицитом общения со здоровыми сверстниками, имеет место определенная педагогическая запущенность, девиантность поведения. У десяти процентов больных детей школьный возраст отстает от паспортного возраста, но и среди тех, кто формально не отстал от своих сверстников в учебе, обнаруживается дефицит знаний, умений, навыков.

Семьи с детьми-инвалидами обладают целым рядом психологических особенностей, негативно влияющих на психологический статус больных детей и их здоровых братьев и сестер. Большинству родителей свойственно специфическое отношение к ребенку, опирающееся на опасения за его здоровье, и обусловленная этим заниженная оценка его возможностей, щадящие, а в действительности, инфантилизирующие требования к ребенку. При этом все усилия родителей сосредоточиваются на сохранении его здоровья в ущерб развитию личности.

Необходимым условием нормального развития ребенка является тесный эмоционально положительный (душевный, духовный) контакт с другим человеком (людьми). Это положение определяет атмосферу любви, эмоционального принятия ребенка, которая должна быть в реабилитационном отделении и без которой никакие наши стремления помочь ребенку, какими бы искренними они ни были, не могут осуществиться. Это положение диктует необходимость:

1) отказаться  от оценочного отношения к  ребенку;

2) отказаться  от трактовки его действий  и качеств в обывательских  терминах («ленивый», «капризный», «непослушный», «хулиган» и прочее);

3) видеть  в его «проступках» не предмет  для порицания и повод для  наказания, а повод для углубленного  анализа его проблем, которые  выразили себя в деформированном  поведении и основание для  изменения своей педагогической  тактики, направленной на помощь  этому ребенку.

В плане психологической реабилитации детей с онкологическими заболеваниями принципиальным подходом является работа психологов и психотерапевтов, в частности, специалистов по семейной психотерапии, с родителями, так как коррекция детско-родительских отношений служит необходимой основой оздоровления психики ребенка.

Важнейшим условием развития любого ребенка, независимо от его стартового состояния, определяющим его судьбу, его успешность, интеграцию в общество является образование, поскольку именно в период обучения формируется ментальная и социальная позиция человека. Поэтому образовательная программа занимает центральное место среди мероприятий, направленных на социальную реабилитацию детей, больных онкологическими заболеваниями. Образовательные методы – это также основа реабилитации детей с нарушенной способностью к обучению и синдромом гиперактивности, развивающимися в ряде случаев после краниального обучения, что требует специальной организации (учеба в малых группах или индивидуально, психокоррекционные группы и т.д.).

Образовательную программу органично пополняют занятия с профессиональными педагогами в музыкальной, театральной, ху-дожественной мастерских, история культуры, посещения выставок, спектаклей, экскурсии по городу. В результате этих занятий постепенно формируется правильное отношение к окружающему миру, взамен, по преимуществу, потребительского.

Таким образом, данные занятия имеют не только познавательное, но и общекультурное, нравственное значение, что, безусловно, играет важную роль для социальной реабилитации детей с опухолевыми заболеваниями.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ статистических данных за последние годы свидетельствует о нарастании заболеваемости населения Земного шара различными формами рака. Онкологические заболевания возникают у пожилых и молодых, простых людей и президентов. Рак молодеет и среди пациентов онкологических клиник всё больше подростков и детей.

Онкологические заболевания у детей имеют свои особенности. К примеру, известно, что раковые заболевания у детей, в отличие от взрослых, являются казуистикой и встречаются чрезвычайно редко. Общая заболеваемость злокачественными опухолями у детей относительно невелика и составляет примерно 1-2 случая на 10000 детей, в то время как у взрослых этот показатель в десятки раз выше. Примерно треть случаев злокачественных новообразований у детей составляют лейкемии или лейкозы. Если у взрослых 90% опухолей связано с воздействием внешних факторов, то для детей несколько большее значение имеют генетические факторы.

Сегодня лечение рака или лечение опухолей у детей представляет собой достаточно сложную задачу. Основной принцип онкологической настороженности гласит: «При неясности диагноза - думай о раке!»

Методы лечения детской онкологии схожи с методами лечения взрослых пациентов и включают в себя хирургию, лучевую терапию и химиотерапию. Но лечение детей имеют свои особенности. Так, на первом месте у них стоит химиотерапия, которая благодаря протокольному методу лечения заболеваний и постоянному его усовершенствованию во всех экономически развитых странах становится максимально щадящей и максимально эффективной. Лучевая терапия у детей должна иметь строгое обоснование, т.к. может иметь последствия для нормального роста и развития облучаемых органов. Хирургическое лечение сегодня обычно дополняет химиотерапию и лишь при нейробластомах предшествует ей. Достаточно широко используются новые малотравматичные хирургические методики (эмболизация сосудов опухоли, изолированная перфузия сосудов и др.), а также некоторые другие методы: криотерапия, гипертермия, лазеротерапия. Отдельный вид вмешательств – трансплантация стволовых клеток, имеющая свой перечень условий, показаний и противопоказаний, а также гемокомпонентная терапия.

После основного курса лечения пациенты нуждаются в реабилитации, которая проводится в специализированных центрах, а также дальнейшему наблюдению, назначению поддерживающей терапии и выполнению врачебных рекомендаций, что в совокупности позволяет добиться успеха при лечении в большинстве случаев.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Л.А. Дурнов. Детская онкология. М, Медицина, 1993
  2. М.Л. Герщанович. Симптоматическое лечение при злокачественных новообразованиях. Л, Медицина, 1991
  3. С.Л. Дарьялова. Диагностика и лечение злокачественных опухолей. Л, Медицина, 1993
  4. Н.Н. Трапезников. Онкология. Учебник для мед. ВУЗов. М. Медицина, 1993
  5. Афанасьев Б.В. Детская онкология. Руководство для врачей.

 

 


Информация о работе Онкологические заболевания у детей