Возрастные кризисы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:42, контрольная работа

Описание работы

Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий ( чаще всего внешних ), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..
1 Возрастные кризисы................................................................................................
2 Детство....................................................................................................................
2.1 Кризис новорожденности...................................................................................
2.2 Кризис первого года жизни................................................................................
2.3 Кризис трех лет....................................................................................................
3 Школьный возраст..................................................................................................
3.1 Кризис семи лет....................................................................................................
3.2 Кризис тринадцати лет..........................................................................................
4 Юность ......................................................................................................................
5 Молодость...................................................................................................................
6 Взрослость. Средний возраст.................................................................................
6.1. Кризис среднего возраста...................................................................................
7 Середина жизни. Старость......................................................................................
7.1 «Узелковый период» Кризис старости.................................................................
Заключение................................................................................................................
Список использованной литературы.......................................................................

Файлы: 1 файл

возраст кризисы.docx

— 48.06 Кб (Скачать файл)

Ребенок дошкольного возраста любит  себя, но самолюбия как обобщенного  отношения к самому себе, которое  остается одним и тем же в разных ситуациях, но самооценки как таковой, но обобщенных отношений к окружающим и понимания своей ценности у ребенка этого возраста нет. Следовательно, к семи годам возникает ряд сложных образований, которые и приводят к тому, что трудности поведения резко и коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей дошкольного возраста.

Есть типические формы трудновоспитуемости, которые в дошкольном возрасте еще не могут встретиться. Сюда относятся конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия. По сути дела там, где возможно это внутреннее раздвоение переживаний, где впервые ребенок понимает свои переживания, где возникает внутреннее отношение, там и совершается такое изменение переживаний, без которого школьный возраст был бы невозможен. Для ребенка изменилось отношение к среде, значит, изменилась и сама среда, значит, изменился ход развития ребенка, наступала новая эпоха в развитии.

 

 

3.2 Кризис тринадцати лет

 

Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет ("Я  сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью  во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса:

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой  ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять  так же, как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности  и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход  на новую, высшую ступень интеллектуального  развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая  влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену  конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние  и на язык, речь. Эту стадию можно  сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций  и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и  мировоззрения подростка.

Второй симптом кризиса –  негативизм. Иногда эту фазу так  и называют фазой второго негативизма  по аналогии с кризисом трех лет. Ребенок  как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется  ярче и чаще, чем у девочек, и  начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса  не обязательно имеет негативный характер. Л.С. Выготский пишет о трех вариантах поведения.

1. Негативизм ярко выражен во  всех областях жизни подростка.  Причем это длится либо несколько  недель, либо подросток надолго  выпадает из семьи, недоступен  уговорам старших, возбудим или,  наоборот, туп. Это трудное и  острое протекание наблюдается  у 20% подростков.

2. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

3. Негативных явлений нет вовсе  у 20 % детей. 

На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков  педагогического подхода. Этнографические  исследования также показывают, что  есть народы, где подростки не переживают кризиса.

 

4 Юность

 

Юность наиболее воспеваемый период жизни – самое начало взрослой жизни. Ощущение того, что вся жизнь  впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать с легкой душой. Здесь детство остается в прошлом. Все психические функции в  основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов  носят все более условный характер.

Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни. Это стрессовый период, в котором определяется дальнейшая профессиональная деятельность. Для  тяжело переживающих кризис 17 лет характерны различные страхи. Ответственность  за сделанный выбор, реальные достижения в это время - уже большой груз. Сюда еще прибавляются страхи перед  новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении  в ВУЗ, у юношей - перед армией. Высокая тревожность и выраженный страх могут привести к возникновению  невротических реакций (обострению гастрита, нейродермита, головных болей, давлению) и др. хронических заболеваний. Но если даже выпускник мало тревожен, и все складывается удачно, резкая смена образа жизни, включение в  новые виды деятельности, общение  с другими людьми вызывают значительную напряженность. Новая жизненная  ситуация требует адаптации к  ней. Помогают в этом уверенность  в себе, чувство компетентности, поддержка семьи и другое, о  чем будет сказано дальше.

Выпускники школы, решившие работать или не поступившие в ВУЗ, сталкиваются с различными трудностями. Они не имеют ясной цели в своих поисках  при выборе работы или же, если сделан выбор, трудно найти соответствующее  место. Проблема самопрезентации обостряется из-за отсутствия опыта, уверенности в себе или излишнего юношеского напора. Самая большая трудность - это заработать на жизнь, достичь той материальной независимости от родителей, к которой стремятся почти все в юношеском возрасте. Реальный заработок - необходимость, если в родительской семье нет достатка или создается собственная семья. Юные супруги сталкиваются с большими трудностями: они еще не вполне зрелые личности, не очень хорошо понимающие другого и склонные принимать легкую увлеченность за любовь, не достаточно ответственные, надеющиеся на помощь родителей, а не на себя.

При условии нахождения работы, человеку предстоит еще и адаптация  на новом рабочем месте. Приобретение практических умений, приспособление к коллективу взрослых и новым  требованиям оказываются в разной степени трудными для юношей и  девушек с разным интеллектом  и разными чертами характера.

В этом возрасте характерна и негативная составляющая возможности выбора. Юноша  или девушка могут выбрать  еще один путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т.д. Такой  выбор может быть следствием серии  серьезных неудач или образовавшегося  вакуума. На неправильный путь могут  подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о "серой" жизни, нежелание трудиться.

Особой темой в это период выступает армия. Многие современные  люди испытывают страх перед службой, всячески стараясь избежать ее. Этому  на самом деле есть причины. Жесткий  режим, большая физическая нагрузка, беспрекословное подчинение старшим  по званию для многих становятся тяжелым  испытанием. Накладывают свой отпечаток "горячие точки" и "дедовщина".

     При "дедовщине"  устанавливаются иерархические  отношения. Здесь главным стимулом  агрессии является желание испытать  власть над людьми. Появляющееся  чувство превосходства компенсирует  сформировавшееся ранее чувство  неполноценности. Проходящие через "дедовщину" становятся либо взрослее и психологически сильнее, либо агрессивными и мстительными.

 

 

5 Молодость

 

Молодость охватывает период жизни  от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30 лет, когда человек "более  или менее утверждается во взрослой жизни" (А.В.Толстых).

Большое психологическое значение имеет рождение детей. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности  друг перед другом и новая общая  ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая  этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни.

Мужчина и женщина во взаимной любви  становятся более завершенными, взаимно  дополняют друг друга. Другие сущностные связи с миром тоже завершают  человека, но каждая из них раскрывает какую-то одну сторону его сущности. В любви же между мужчиной и  женщиной раскрывается, находит свое отражение вся сущность каждого  из них. В этой любви человек проявляется  весь целиком.

Любовь между мужчиной и женщиной нельзя противопоставлять другим видам  любви, поскольку она в определенном смысле синтезирует их, ее содержание определяется их наличием.

Любовь по природе своей может  быть только разделенной, она завершает  человека, делает его более целостным, более самим собой.

Э. Фромм говорит о причинах возникновения сильных взаимных чувств: «Тотальная коммерциализация общественного индивидуального сознания, примат материальных ценностей над духовными, современное развитие общества не дает возможности большинству людей развить индивидуальность, раскрыть свою сущность, реализовать потребность стать самим собой».

 

 

6 Взрослость. Средний возраст

 

В этом возрасте , как правило, человек уже достигает того, к чему осознанно стремился – у него четко сформировавшая система ценностей , есть определенное социальное и семейного положения, он психически уравновешен… Но вот доволен ли он своей жизнью, принесло ли ему моральное удовлетворение достижение целей, счастлив ли он, любит ли он своего( ю) супруга(у)!?  Человек начинает думать об этом, задавать себе вопросы, переживать эту ситуацию в своей жизни, так, постепенно он входит в кризис, который характерен для человека в возрасте около 30-35 лет. 

 

6.1 Кризис среднего возраста

 

Кризис среднего возраста – самая  странная и страшная пора в психическом  развитии человека. Многие люди ( особенно творческие ), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период ( после подросткового)  приходится наибольшее число суицидов.

  Как уже говорилось выше, у взрослого человека начинают  формироваться вопросы, на которые  он не в состоянии ответить, но которые сидят внутри и  разрушают его. « В чем смысл  моего существования!?», «Это то, чего я хотел!? Если да, то что же дальше!?» и т.д. Представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т. п. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей – поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринимать» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст взрослости. «Кризис тридцати» – условное название этого кризиса. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.

Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или изменение  образа жизни, приобретение дорогих  вещей ( автомобили, мотоциклы), частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних., он, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности.

У женщин во время кризиса 30-летия  обычно меняются приоритеты, установленные  в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и  воспитание детей, теперь в большей  степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал  свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Переживая этот кризисный момент своей  жизни, человек ищет возможность  укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса  взрослого: он хочет иметь хорошую  работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого.

 

7 Середина жизни. Старость

 

В начале пятого десятилетия жизни (может чуть раньше или позже) человек проходит через период критической самооценки и переоценки того, что было достигнуто в жизни к этому времен, анализа аутентичности образа жизни: решаются проблемы морали; человек проходит через неудовлетворенность брачными отношениями, беспокойство о покидающих дом детях и недовольство уровнем служебного роста. Появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что ничего лучшего не получится в жизни, в карьере, в любви.

 

7.1 «Узелковый период» Кризис старости

 

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Сейчас наша социальная структура, равно как и философия, религия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий.  Этот период также называют «узелковым», потому что , не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

Информация о работе Возрастные кризисы человека