Возрастные особенности строения и функции нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:38, реферат

Описание работы

Одним из основных свойств живого вещества является раздражимость. Каждый живой организм получает раздражения из окружающего его мира и отвечает на них соответствующими реакциями, которые связывают организм с внешней средой. Протекающий в самом организме обмен веществ в свою очередь обуславливает ряд раздражений на который организм также реагирует. Связь между участком, на который падает раздражение, и реагирующим органом в высшем многоклеточном организме.
Большой вклад об учении о нервной системе внес М.И. Сеченов, он разработан и описал торможение. Его учение продолжил Павлов.

Содержание работы

Введение
1. Возрастные особенности строения и функций нервной системы
1.1 Особенности нервной системы у детей
1.2 Изменения нервной системы в процессе старения
Литература

Файлы: 1 файл

Анатомия.docx

— 181.57 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ставропольский государственный педагогический институт»

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Возрастные особенности строения и функции нервной системы»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы СП2П

Факультета  специальной педагогики

 

Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2012

 

Содержание

 

Введение

1. Возрастные особенности строения и функций нервной системы

1.1 Особенности нервной системы у детей

1.2 Изменения нервной системы в процессе старения

Литература

 

Введение

 

Одним из основных свойств  живого вещества является раздражимость. Каждый живой организм получает раздражения  из окружающего его мира и отвечает на них соответствующими реакциями, которые связывают организм с  внешней средой. Протекающий в  самом организме обмен веществ  в свою очередь обуславливает  ряд раздражений на который организм также реагирует. Связь между  участком, на который падает раздражение, и реагирующим органом в высшем многоклеточном организме.

Большой вклад об учении о  нервной системе внес М.И. Сеченов, он разработан и описал торможение. Его учение продолжил Павлов.

Таким образом актуальным является рассмотрение особенностей изменения  нервной системы в два периода: первый - младенчество и юность; второй - связан с пожилым возрастом.

 

1. Возрастные особенности строения  и функций нервной системы

1.1 Особенности нервной системы у детей

 

Наиболее важным и характерным  показателем развития различных  периодов детского возраста является становление центральной нервной  системы. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической  и психомоторной деятельности. При  этом особенно выраженные изменения  происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно  и объективно дифференцировать эти  небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах. Так, появление  первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных слогов) - в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при этом на предметы, о которых спрашивают, - 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки - в 11 мес. и т.д. 1.

С возрастом постепенно (первые простые осмысленные слова в 11 мес) развивается разговорная речь; к 3 годам речевой запас достигает 1200 - 1500 слов, ребенок начинает понимать смысл речи о событиях, не связанных с его личным опытом, говорит сложными фразами.

Характерным показателем  возрастной динамики ребенка первого  года жизни является исчезновение у  него специфических рефлексов, так  называемых рефлексов обратного  развития (примитивных, физиологических рефлексов новорожденных). Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга и по мере созревания последней подвергаются обратному развитию. Каждый из рефлексов (Робинсона, Моро, Магнуса - Клейна, поисковый, ладонно-ротовой, "заходящего солнца", "кукольных глаз", хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, ужо практически идентичный взрослому.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка  психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок  активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия  и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к  детям. Многие дети начинают читать и  писать, легко овладевают элементами иностранного языка.

В школьном периоде продолжается развитие сложных форм поведения, формируются  индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности  поведения, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью  к абстрагированию и обобщению.

В возрастные периоды детства закономерно, с достаточно определенными количественными показателями изменяются функциональные характеристики различных органов и систем (например, частота и глубина дыхания, пульс, артериальное давление, электрическая активность мозга и др.), отмечаются сдвиги в количественных показателях ряда биохимических величин крови, (остаточного азота, мочевой кислоты, аминокислот и белков, сахара, ферментов, липидов, мукополисахаридов, гормонов и др.) и выделения этих веществ с мочой.

С возрастом изменяются потребности  ребенка в пище. Потребность в  белке ввиду интенсивного роста  значительно выше, чем у взрослых. Так, до 3 лет ребенку необходимо 2-4,0 г, а взрослым 1,1-1,3 г белка на 1 кг веса тела. Потребность в раннем возрасте в углеводах составляет 12-14 г, а у детей более старшего возраста - 10-12 г на 1 кг веса тела. Повышена интенсивность углеводного обмена (у новорожденных преобладает гликолитический путь обмена глюкозы).

1.2 Изменения нервной системы в процессе старения

 

Возрастные изменения  нервной системы определяют важнейшие  проявления старения целостного организма  человека (сдвиги в психических и поведенческих реакциях), снижение умственной и мышечной работоспособности, репродуктивной способности, адаптации к среде и др. 2.

При старении наблюдается  снижение веса мозга, истончение извилин, расширение и углубление борозд, расширение желудочково-цистернальной системы. Происходит уменьшение количества нейронов и замещение их глиальными элементами; в отдельных участках коры головного  мозга потеря нейронов может достигать 25-45% (по отношению к их числу у новорожденных). В спинномозговых узлах людей 70-79-летнего возраста количество нервных клеток на 30,4% меньше, чем у 40-49-летних. Вместе с тем в жизненно важных центрах продолговатого мозга снижение количества нейронов минимально. Закономерным и четким признаком старения нервных клеток является накопление липофусцина (так называемого пигмента старения), который представляет собой продукт окисления ненасыщенных жирных кислот.

Микроскопически выявляют набухание  нейронов и их отростков, гомогенизацию  цитоплазмы, смещение и пикноз ядер, цитолиз, тигролиз и т.д.

При электронно-микроскопическом исследовании обнаруживают нейроны  с гипертрофией клеточных органелл, признаками дистрофии (ядро плотное, перинуклеарное пространство с цистернами и порами, митохондрии без крист, лизосомы с нарушенными мембранами и др.). В процессе старения наряду с деструктивными изменениями в нервной системе происходят приспособительные сдвиги (гипертрофия отдельных нейронов, увеличение поверхности ядра, количества ядрышек и др.).

Старение организма сопровождается существенными изменениями различных  функций нервной системы. Средняя  величина мембранного потенциала нейронов (напр., мотонейронов спинного мозга, нейронов двигательной области коры) с возрастом существенно не изменяется. Однако у старых животных чаще встречаются нейроны с низкой величиной мембранного потенциала. Происходит падение скорости распространения возбуждения по нервам (рис.1), замедляется синаптическое проведение. Существенные возрастные сдвиги возникают в вегетативных ганглиях (рис.2). В частности, изменения восприятия, переработки и передачи информации в нервных клетках связаны со снижением их лабильности. В экспериментах на животных показано, что нервные центры, вегетативные ганглии, периферические синапсы у старых животных не могут усваивать высокие ритмы, трансформировать их, быстро переходить с одного ритма на другой. Большое значение в механизме изменения функции клеток в старости имеет снижение активности мембранной К+, Na+ - АТФ-азы, сдвиги в активном транспорте ионов.

В процессе старения изменяется интегративная деятельность нервной  системы: медленнее образуются условные рефлексы, снижается подвижность  и сила основных нервных процессов, ухудшаются процессы сосредоточения и  концентрации внимания, память; однако ослабление механического запоминания  при этом, как правило, компенсируется сохранением и развитием логической памяти, повышением мотивационных факторов и др. Для ЭЭГ пожилых людей  характерно замедление альфа-ритма, появление  или усиление медленных колебаний (тета - и дельта-волны), снижение возможности усвоения навязанных ритмов.

 

Рис.1. Графики изменения скорости распространения возбуждения по нервам у людей в зависимости от возраста: 1 - скорость распространения возбуждения по локтевому нерву; 2 - малоберцовому нерву; 3 - большеберцовому нерву.

строение  функция нервная система

При старении ослабляются  субординационные влияния высших отделов  центральной нервной системы  на низшие - растут пороги кортико-спинальных, ретикуло-спинальных влияний. Эти сдвиги во многом связаны с ослаблением  тормозного процесса на разных уровнях  Н. с. - внутреннего торможения, реципрокного торможения, тормозных влияний ретикулярной формации.

Старение нервной системы  не может рассматриваться как  равномерное угасание ее функций. В  процессе старения неравномерно изменяется электровозбудимость отдельных  нервных структур и их чувствительность к гуморальным факторам. Большое  значение в механизме старения организма  придается возрастным изменениям гипоталамуса. Неравномерное. разнонаправленное  изменение его отдельных ядер приводит к нарушению координации  функций гипоталамуса и в связи  с этим к снижению надежности регуляции  гомеостаза. Ослабление нервных трофических  влияний, сдвиги в реакции на гуморальные  факторы приводят к вторичным  возрастным изменениям в тканях.

 

Рис.2. Возрастные различия функционального состояния верхнего шейного симпатического ганглия (А) и парасимпатических ганглиев сердца (Б) у кошек и кроликов:

1 - пороги возбудимости преганглионарных волокон у кошек; 2 - пессимальные частоты преганглионарной тетанизации у кошек; 3 - активность холпнэстеразы в ганглиозной ткани кроликов; 4 - пороговые дозы ацетилхолина, стимулирующие ганглии кошек; 5 - пороговые дозы бензогексония, угнетающие ганглионарную передачу возбуждения у кошек; белые столбики - взрослые животные; заштрихованные - старые животные.

 

Литература

 

  1. Андронеску А. Анатомия ребенка. Пер. с румынского. - Бухарест, 1970.
  2. Биология. Справочник абитуриента / З.А. Власова - М.: СЛОВО, Ключ-С, 2008.
  3. Большая медицинская энциклопедия. Гл. Ред. Б.В. Петровский. Изд.3-е т.4 - М., 1976.
  4. Большая медицинская энциклопедия. Гл. Ред. Б.В. Петровский. Изд.3-е т.16 - М., 1976.
  5. Костюк П.Г. Физиология центральной нервной системы. - Киев, 1977.
  6. Маньковский Н.В. и Минц А.Я. Старение и нервная система. - Киев, 1972.
  7. Механизмы формирования и торможения условных рефлексов /Под ред.В.С. Русинова.
  8. Пособие по биологии для поступающих в вузы: 2-е изд. перераб. И доп. / Н.А. Лемеза, М.С. Морозик, Е.И. Морозов и др.; Под ред. Н.А. Лемезы. - Мн.: Экоперспектива, 2008.
  9. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. /Под ред. Привеса М.Г. изд.8, перераб., 1974.

Размещено на Allbest.ru

1 Большая медицинская энциклопедия. Гл. Ред. Б.В. Петровский. Изд. 3-е т. 4 - М., 1976.

2 Большая медицинская энциклопедия. Гл. Ред. Б.В. Петровский. Изд. 3-е т. 16 - М., 1976.


Информация о работе Возрастные особенности строения и функции нервной системы