Высшая нервная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:37, лекция

Описание работы

Высшая нервная деятельность - это деятельность коры больших полушарий головного мозга и подкорковых структур, обеспечивающая наилучшее приспособление организма человека к окружающей среде; ее можно определить также как совокупность безусловных и условных рефлексов. Основную регуляторную роль в организме выполняет центральная нервная система (ЦНС). Деятельность ЦНС носит рефлекторный характер.

Файлы: 1 файл

vysshaya_nervnaya_deyatelnost(1).docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Основные положения

Высшая нервная деятельность - это деятельность коры больших полушарий головного мозга и подкорковых структур, обеспечивающая наилучшее приспособление организма человека к окружающей среде; ее можно определить также как совокупность безусловных и условных рефлексов. Основную регуляторную роль в организме выполняет центральная нервная система (ЦНС). Деятельность ЦНС носит рефлекторный характер. Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение. Предположение о рефлекторном принципе работы центральной нервной системы высказал еще выдающийся французский ученый Рене Декарт. В 1863 г. русский физиолог И. М. Сеченов опубликовал работу «Рефлексы головного мозга». В ней он обосновал связь сознания и мышления с рефлекторной деятельностью. Этому же ученому принадлежит открытие явлений торможения в ЦНС. Основные положения, которые сформулировал И. М. Сеченов, были подтверждены в работах академика И. П. Павлова. Большую часть своих научных трудов он создал в стенах Военно-медицинской академии. Открытие И. П. Павловым условных рефлексов, разработка представлений о типах, физиологии и патологии высшей нервной деятельности заложили основу для дальнейших исследований в этой области. Он разделил все рефлекторные реакции организма на: безусловные и условные. Безусловные рефлексы являются врожденными, т.е. передающимися по наследству, сохраняющимися на протяжении всей жизни. Они сложились как приспособительные реакции. Для каждого безусловного рефлекса существуют свои рефлекторные дуги. Центральные их звенья имеют свою строго определенную локализацию в ЦНС. Различают следующие безусловные рефлексы:

1) жизненно необходимые (пищевые, защитные);

2) социальные, возникающие  при взаимодействии с другими особями (ориентировочные, половые);

3) рефлексы саморазвития (исследовательские рефлексы), направленные на получение новых знаний об окружающем мире, освоение новых навыков, например рефлекс «что такое?».

 Примеры безусловных рефлексов. Выделение слюны и увеличение секреции желудочного сока при поступлении пищи в ротовую полость называют соответственно безусловными слюно и сокоотделительными рефлексами .  К пищевым рефлексам относится и рефлекс сосания: при тактильном раздражении кожи в области губ младенца он начинает имитировать сосательные движения. Отдергивание руки при контакте с горячим предметом, мигание при раздражении роговицы глаза относятся к защитным (оборонительным) рефлексам. При предъявлении какого-либо нового раздражителя возникает рефлекс, носящий название «что такое?». Он характеризуется переключением внимания на новый раздражитель, его изучение. Сложнейшим видом безусловных рефлексов являются инстинкты — видовые стереотипные формы поведения, которые представляют собой, по сути, цепь безусловных рефлексов. При этом выполнение какого-либо действия приводит к началу следующего и т. д. К инстинктам можно отнести, например, постройку гнезда птицами и др.

Условные рефлексы- это рефлексы, приобретенные организмом на основе жизненного опыта. Они не передаются по наследству и являются строго индивидуальными, т.е. специфичными для каждого отдельного субъекта. Условные рефлексы необходимы для приспособления организма к изменяющимся условиям внешней среды. Они непостоянны: при изменении условий существования возникают новые и угасают старые, ненужные в данный момент. Формирование условных рефлексов происходит с обязательным участием коры больших полушарий головного мозга. Образование их возможно только на базе безусловных рефлексов. Как уже упоминалось, выделение слюны и усиление секреции желудочного сока в ответ на контакт пищи (безусловный, адекватный раздражитель) с рецепторами полости рта — безусловный рефлекс. Если же испытуемому животному предъявлять какой-либо индифферентный сигнал, например свет или определенный набор звуков, то усиления слюно и сокоотделения, естественно, не происходит. Эти раздражители никак не связаны с приемом пищи, т. е. индифферентны. Если же перед каждым кормлением многократно предъявлять какой-либо из этих сигналов, то через определенное время слюно- и сокоотделение возникают сразу же после них, еще до принятия пищи. Данные сигналы будут условными раздражителями. При образовании условных рефлексов возникает временная связь между центрами анализаторов и центрами безусловных рефлексов, после возбуждения определенным раздражителем коркового центра анализатора происходит и активация центра безусловного рефлекса. Таким образом, для выработки условного рефлекса необходимо выполнение следующих условий:

 • безусловный раздражитель  должен быть сильнее условного, биологически более значимым;

 • действие условного  раздражителя должно предшествовать действию безусловного;

• многократная повторяемость действия условного и безусловного раздражителей;

• необходимо создание соответствующей обстановки, отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей.

 Условный рефлекс — это приспособительная деятельность организма, которая происходит в высших отделах центральной нервной системы путем образования временных связей между корковыми центрами анализаторов и центрами безусловных рефлексов. Условные рефлексы служат основой приобретенного индивидуального опыта организма. Они различаются между собой по сложности, значимости для организма. Условные рефлексы — это основа для формирования поведения человека и высших животных. По сложности условные рефлексы подразделяют на рефлексы первого, второго и более высоких порядков. Примерами рефлексов первого порядка являются слюно и сокоотделительные. Если же к первоначальному условному раздражителю (свет) добавлять другой раздражитель (звук), то через некоторое время выделение слюны и желудочного сока будет наблюдаться уже после предъявления звука. Это уже является рефлексом второго порядка и т.д. После образования и закрепления условный рефлекс может преобразоваться в навык — автоматическое действие. Например, обучение письму, игре на музыкальных инструментах, вождению автомобиля первоначально требует от обучающегося большой концентрации внимания, занимает огромное количество времени. Когда же навык приобретен, человек уже не задумывается над тем, как написать ту или иную букву, какую педаль необходимо нажать, чтобы автомобиль остановился. Все эти действия он осуществляет уже автоматически. Структурная основа высшей нервной деятельности - это совокупность анатомически и функционально взаимосвязанных структур центральной нервной системы. Наличие большого количества предсуществующих морфологических рефлекторных дуг определяет существование уже с момента рождения множества безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы замыкаются на уровне спинного мозга и ствола головного мозга. Важную роль играют также черепные и спинномозговые нервы. Следует отметить, что координируют безусловно-рефлекторную деятельность подкорковые и корковые образования. Структурная основа психической деятельности человека — головной мозг. Гипоталамус и лимбическая система - одни из самых главных структур, отвечающих за эмоции и мотивации. Таламус выполняет функцию «фильтрации» всей чувствительной информации. Ретикулярная формация отвечает за активацию коры полушарий большого мозга, смену состояний «бодрствования  - сна». Главная роль в психической деятельности принадлежит коре больших полушарий. Проекционные и ассоциативные центры, расположенные здесь, служат структурной основой различных психических функций, регулируют работу нижележащих отделов ЦНС. Базальные ядра, входящие в состав конечного мозга, отвечают за мышечный тонус и координацию автоматических движений. При торможение в нервной системе, условные рефлексы могут ослабевать или даже исчезать вообще. Торможение можно определить как совокупность процессов в центральной нервной системе, вызывающих угасание условных рефлексов. Торможение делят на два вида: внешнее и внутреннее. Для примера рассмотрим условные слюно- и сокоотделительные рефлексы. Внешнее торможение является безусловным, врожденным. Если после предъявления условного раздражителя возникает интенсивный сигнал (свет, звук, резкий запах), у испытуемого животного вызывается безусловный ориентировочный рефлекс («что такое?»). Слюно- и сокоотделение при этом не возникают. При неоднократном повторении таких ситуаций выработанный условный рефлекс может ослабевать или даже полностью исчезнуть. Этот факт согласуется с принципом доминанты, сформулированным академиком А. А. Ухтомским, согласно которому главенствующий в данный момент очаг возбуждения подавляет все остальные и определяет характер ответной реакции организма. Различают несколько видов внутреннего торможения:

  • угасательное,
  • дифференцировочное,
  • запаздывательное,
  • условный тормоз.

Если животному с выработанным рефлексом на свет долгое время предъявлять условный раздражитель, не подкрепляя его безусловным (пищей), через какое-то время слюно- и сокоотделения на свет происходить уже не будет. Это так называемое угасательное внутреннее торможение условного рефлекса. Временные связи при этом между центрами анализаторов и безусловных рефлексов ослабляются или даже исчезают совсем. Дифференцировочное торможение развивается при неподкреплении раздражителей, близких по параметрам к условному раздражителю. Например, у животного выработался слюноотделительный рефлекс на определенный звуковой сигнал. Предъявление же другого звукового сигнала, не сильно отличающегося от первого, без подкрепления пищей приведет к тому, что животное перестанет реагировать на изначальный условный раздражитель. Запаздывательное торможение возникает при постепенном увеличении интервала между условным раздражителем и подкреплением пищей. Условный тормоз вырабатывается при попеременном предъявлении подкрепляемого и неподкрепляемого условного раздражителя. При этом последнему предшествует добавочное раздражение. Через некоторое время добавочное раздражение вызывает прекращение слюно- и сокоотделения на условный раздражитель.

Понятие о первой и второй сигнальных системах

Высшая нервная деятельность человека отличается от таковой у животных. Поведение животных значительно проще поведения людей. Опираясь на это, И. П. Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных системах. Первая сигнальная система имеется как у животных, так и у человека. Она обеспечивает конкретное предметное мышление, т.е. анализ и синтез конкретных сигналов от предметов и явлений внешнего мира, поступающих в головной мозг через рецепторы органов чувств. Вторая сигнальная система имеется только у человека. Ее возникновение связано с развитием речи. При восприятии произносимых слов органом слуха или при чтении возникает ассоциация с каким-либо предметом или действием, которое обозначает данное слово. Таким образом, слово является символом. Вторая сигнальная система связана с усвоением информации, поступающей именно в виде символов, в первую очередь - слов. Она делает возможным существование абстрактного мышления. Первая и вторая сигнальные системы находятся у человека в тесном и постоянном взаимодействии. Вторая сигнальная система появляется у ребенка позже первой. Развитие ее связано с обучением речи и письму. Речь уникальная способность человека к знаково-символическому отражению предметов окружающего мира. Она формирует, по выражению И. П. Павлова, «специально человеческое высшее мышление». Именно слово является «сигналом сигналов», т.е. тем, что может вызвать представление о предмете без его предъявления. Речь делает возможным обучение без непосредственного обращения к изучаемым предметам. Она является высшей функцией центральной нервной системы, в первую очередь коры больших полушарий головного мозга. Речь подразделяется на: устную и письменную. Каждая из них имеет собственные корковые центры. Под устной речью понимают произношение определенных слов или других звуковых сигналов, имеющих определенное предметное значение. Письменная речь заключается в передаче какой-либо информации в виде запечатленных символов (букв, иероглифов и других знаков) на определенном носителе (бумаге, пергаменте, магнитном носителе и др.). Развитие речи у ребенка сложный и длительный процесс. В возрасте от 1 до 5 лет ребенок учится общаться с помощью слов. К 5- 7-летнему возрасту возможно овладение навыками письма и счета. Первая сигнальная система подразумевает получение определенных жизненных навыков при непосредственном взаимодействии с окружающей средой без сознательной передачи полученного жизненного опыта от одного поколения к другому. Вторая сигнальная система заключается в восприятии окружающего мира как в непосредственном контакте с ним, так и при помощи осмысления различной информации, получаемой о нем. Эта информация может передаваться от одного индивидуума к другому, из поколения в поколение.

Типы высшей нервной деятельности

Каждый человек индивидуален. Все люди различаются между собой не только физическими качествами, но и особенностями психики. Психика отражение внутреннего мира человека. Основа ее существования – головной мозг. Именно он обеспечивает ту совокупность процессов, которые и формируют психику. Результат психической деятельности - поведение человека, его реакции на ситуации. Еще Гиппократ отметил различие между людьми в их поведении. Он связывал это с преобладанием в организме той или иной «жидкости»: крови, слизи, желчи и черной желчи. В настоящее время установлено, что данные различия в поведении обусловлены типами высшей нервной деятельности.   Функционирование нервной системы, и тип высшей нервной деятельности зависят и от гуморальных факторов - уровня гормонов и биологически активных веществ в крови. Тип высшей нервной деятельности  - преимущественно врожденные индивидуальные свойства функционирования центральной нервной системы. Не следует смешивать данное понятие с понятием темперамента, который представляет собой проявление в поведении человека типа его высшей нервной деятельности. Причем первое понятие является понятием физиологическим, а второе в большей степени психологическим. И. П. Павлов считал, что основные типы высшей нервной деятельности совпадают с четырьмя типами темперамента, установленными еще Гиппократом. Особенности нервных процессов, свойства высшей нервной деятельности определяют такие понятия, как сила, уравновешенность и подвижность. Сила определяется интенсивностью процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Уравновешенность характеризуется их соотношением между собой. Подвижность - это возможность смены процессов возбуждения процессами торможения. По силе высшая нервная деятельность подразделяется на: сильные и слабые типы, по уравновешенности: на уравновешенные и неуравновешенные, по подвижности — на подвижные и инертные. В зависимости от особенностей нервных процессов выделяют четыре основных типа высшей нервной деятельности и четыре вида темперамента. Какие черты характеризуют каждый из обозначенных здесь видов темперамента?

  • Холерики - это взрывчатые, очень эмоциональные люди с легкой сменой настроения, чрезвычайно активны, энергичны, характеризуются быстротой реакции на различные стимулы.
  • Сангвиники обладают большей уравновешенностью. Реакции сангвиников быстрые, настроение также довольно часто изменяется, но реже, чем у холериков.
  • Флегматики отличаются от всех других типов своим невозмутимым спокойствием, медлительностью, самообладанием. Настроение у них, как правило, устойчивое. Резкие, необдуманные реакции для них нехарактерны. Эмоциональные проявления минимальны.
  • Меланхолики - эмоциональные, легкоранимые, впечатлительные, застенчивые люди. Настроение меланхолика зачастую подавленное.

Следует отметить, что четко разделить всех людей по четырем типам темперамента не представляется возможным. Гораздо чаще встречается сочетание черт того или иного темперамента. Характер - это совокупность устойчивых свойств личности, в которых выражаются способы его эмоционального реагирования и поведения, неповторимое сочетание психологических свойств личности. Характер человека формируется на основе врожденных индивидуальных свойств нервной системы под влиянием воспитания, окружающей обстановки. Окончательное становление характера происходит, как правило, к 23 - 25-летнему возрасту, но изменение его возможно и после этого возраста. Определенные особенности характера называют его чертами (скромность, застенчивость, самокритичность, аккуратность, мужество, лень, инфантильность, впечатлительность и т.д.)  У каждого человека эти и другие черты выражены по-разному. Следует отметить, что возможно самосовершенствование характера, выработка определенных черт, необходимых индивиду. Заметная выраженность тех или иных черт характера называется его акцентуацией. Акцентуированные личности своеобразно, не так как все, реагируют на различные события. В то же время в некоторых ситуациях акцентуация характера помогает индивиду преодолеть трудности, которые для другого человека были бы запредельными. По мнению некоторых ученых, большая часть людей имеет те или иные акцентуации характера различной степени выраженности.

Сферы высшей нервной деятельности

Память - это совокупность процессов, обеспечивающих запоминание, сохранение, воспроизведение и (или) забывание информации, получаемой через сенсорные системы. Благодаря памяти человек может обучаться, приобретать свой индивидуальный жизненный опыт, знания. За организацию памяти отвечают различные структуры головного мозга. В первую очередь это кора больших полушарий (лобная и височная доли), таламус и другие анатомические образования. Емкость памяти человека составляет приблизительно 1013—1016 бит. При этом активно используется лишь 5 - 10 % ее объема. Наибольшего развития память достигает к 23 - 25-летнему возрасту. В пожилом возрасте способность к запоминанию и воспроизведению информации постепенно ухудшается. Классификация памяти довольно сложна и осуществляется по нескольким принципам.

  1. По способу приобретения выделяют врожденную, приобретенную память и импринтинг. Врожденная память представляет собой, по сути дела, весь набор безусловных рефлексов, имеющихся у организма. Импринтинг занимает промежуточное положение между врожденной и приобретенной памятью. Эта специфическая форма обеспечивает запоминание и узнавание родителей. Импринтинг развивается в раннем детстве. Приобретенная память - информация, которую человек приобретает в течение своей жизни.

Информация о работе Высшая нервная деятельность