Закономерности индивидуального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:25, реферат

Описание работы

В настоящее время наблюдается ускорение физического развития человека. Это явление получило название акселерации.
Цель работы: кратко охарактеризовать каждый из основных этапов индивидуального развития человека.

Файлы: 1 файл

Закономерности индивидуального развития.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

ПЛОДНЫЙ ПЕРИОД

С 12 недель беременности начинается плодный период внутриутробной жизни плода, который длится до 40 недель. В это время плод уже полностью сформирован, однако физически незрел.

Сроки беременности 13,20-24 и 28 недель являются критическими для пациенток с гиперандрогенией - повышенным содержанием мужских половых гормонов - из-за начала выработки гормонов плода. В эти сроки необходимо проверить уровень гормонов и скорректировать дозу препаратов, которые назначены для снижения количества мужских половых гормонов (ДЕКСАМЕТАЗОН, МЕТИПРЕД и т.д.). При этом доктор следит за состоянием шейки матки, так как повышение количества мужских половых гормонов может привести к ее преждевременному .

 

4. Периодизация постнатального онтогенеза человека

. Новорожденный (1-10 дней); для  данного периода характерно вскармливание  ребенка молозивом

. Грудной возраст (10 дней - 1 год); вскармливание ребенка молоком; интенсивный рост тела (вес увеличивается  в три раза, рост - в 1,5); в 0,5 года  прорезываются молочные зубы

. Раннее детство (1 - 3 года); прорезывание молочных зубов  завершается к двум годам

. Первое детство (4 - 7 лет); в 6 лет начинают прорезываться  первые постоянные зубы

. Второе детство (отрочество, 8-12 лет; у девочек 8 - 11 лет); активизируются процессы роста (главным образом, в длину), появляются вторичные половые признаки

. Подростковый возраст (13 - 16 лет; у девочек 12 - 15 лет); активное  половое созревание, формирование  вторичных половых признаков; у  мальчиков появляются поллюции  и ломается голос, у девочек - начинаются менструации и развиваются молочные железы; у обоих полов отмечается скачкообразное увеличение роста (пубертатный скачок)

. Юношеский возраст (17 - 21 год; у девушек 16 - 20 лет); окончание  процессов роста и формирования  организма

. Зрелый возраст (22 - 60 лет; у женщин - 21 - 55 лет); существенных  изменений формы и строения  тела не происходит

. Пожилой возраст (61 - 74 года; у женщин - 56 - 74 года); уменьшение  веса и роста вследствие дистрофических  и атрофических изменений тканей и органов и снижения в них воды

. Старческий возраст (75 - 90 лет); изменения роста, веса и  строения тела

. Долгожители (свыше 90 лет)

Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ и уникальные обстоятельства, в которых эти программы реализуются. Таким образом, в развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития - это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека.

Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для 2-летнего ребенка является очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как то же отставание для ребенка 6 лет рассматривается как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет считается и вовсе незначительным.

Вторая особенность состоит в гетерохронности развития. Это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются одними сроками развития, тогда как развитие эстетического восприятия человека происходит в зрелые периоды его жизни.

Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического и психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально-психологического и эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные для подросткового возраста. Гетерохронность развития связана с сензитивными и критическми периодами развития.

Сензитивный период - это временной диапазон, максимально чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Например, сензитивным периодом в развитии речи является возраст от 9 месяцев до 2 лет. Это не означает, что речевая функция не развивалась ни до, ни после данного возраста. Это означает, что именно в этот период ребенок должен иметь опыт речевого общения, поддержку и поощрение взрослых в его речевых попытках, желание выразить свои чувства речевым образом. Интересно, что во всех культурах сензитивный период развития речи один и тот же.

Критическим периодом является диапазон развития, когда функция или способность могут быть реализованы только в этот период. Критические периоды в человеческом развитии чрезвычайно редки. Они встречаются в период пренатального развития или на самых ранних этапах развития младенца. Если функция или способность не имели возможности актуализации в критический период своего развития, они могут быть потеряны безвозвратно. Примером критического периода в развитии человека может служить развитие бинокулярного зрения у младенцев. Критический период для развития стереоскопического зрения определяется от 13 недель до 2-летнего возраста. Если у ребенка косоглазие (страбизм), поврежден один глаз или врожденная катаракта одного или обоих глаз и дефекты не исправлены в данный период, то стереоскопическое зрение у него будет неразвито, компенсация данного нарушения в более позднем возрасте уже невозможна.

 
5. Продолжительность жизни человека

Максимальная продолжительность жизни - согласно классическому определению, максимальная возможная продолжительность жизни представителей определённой группы организмов.

В связи со сложностью определения, на практике, это максимальная зарегистрированная продолжительность жизни среди представителей определённой группы организмов, как большее из двух величин - наибольшего возраста представителя группы в момент смерти или возраста самого старшего живого представителя группы.

Максимальная продолжительность жизни часто противопоставляется средней продолжительности жизни (или ожидаемой продолжительности жизни при рождении, что чаще используется для человека). Средняя продолжительность жизни зависит от условий обитания представителей группы, чувствительности к болезням, числа несчастных случаев, самоубийств и убийств, тогда как максимальная продолжительность жизни практически исключительно определяется скоростью старения.          Эпистемологически, максимальная продолжительность жизни также зависит от начального размера выборки[1]. Чтобы избежать этого эффекта, в исследованиях животных, за максимальную продолжительность жизни обычно берётся средняя продолжительность жизни 10 % наиболее долгоживущих организмов группы, что часто считается альтернативным определением максимальной продолжительности жизни. На практике максимальная продолжительность жизни незначительно превышает среднюю продолжительность жизни представителей группы в наиболее защищённых условиях.

Хорошее здоровье и деятельное долголетие - цель для любого здравомыслящего человека. Что же мешает пожилому человеку сохранить здоровье на долгие годы?

-Повышенное артериальное давление (гипертензиия)

-Ожирение и неправильное питание

-Повышенное содержание холестерина

-Низкая физическая активность

-Курение, алкоголь

-Плохое качество воды

-Загрязнение воздуха

Устранив эти факторы можно не только улучшить самочувствие, но и прожить дольше в среднем на 15 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Переходы от одного периода к другому, как правило, отличаются критичностью, связаны с изменением самочувствия и физического, морального состояния, изменением взглядов, поведения. В эти моменты человеческий организм наиболее уязвим для воздействия различных неблагоприятных факторов, в т. ч. к изменениям в окружающей среде. Критические возрастные периоды характеризуются, как правило, повышенной заболеваемостью и смертностью.

 Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии развития индивида. Для процессов созревания и эволюции характерны неравномерность и гетерохронность. С учётом влияния внешних и внутренних по отношению к индивиду причин скорость и качество развития его организма, процессы развития и старения, а значит и их итоги, к определённому периоду времени будут сугубо индивидуальными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. <http://biokem.ru/?p=204>

2. <http://bugabooks.com/book/38-vozrastnaya-fiziologiya/10-glava-5-organizm-i-sreda-ego-obitaniya.html>

3.<http://cureplant.ru/index.php/medicinskaya-enciklopedia/611-immunologicheskie-otnoshenija-v-sisteme-mat-placenta-plod>

4.<http://biosocium.ru/rol_2.html>

5. <http://www.dekret.ru/calendarn/krit.html>

6. <http://flex4launch.ru/biology/953-kriticheskie-periody-razvitiya-teratogennye-faktory-sredy.html>

7. <http://revolution.allbest.ru/medicine/00081407_0.html>

8.<http://www.berl.ru/article/forabit/human/organ/polsys/postontog.htm>

9.<http://uchus.info/catalog/%CF%F0%EE%F7%E8%E5_%E4%E8%F1%F6%E8%EF%EB%E8%ED%FB/%C1%E8%EE%EB%EE%E3%E8%FF,_%E7%EE%EE%EB%EE%E3%E8%FF,_%EC%E5%E4%E8%F6%E8%ED%E0/%C7%E0%EA%EE%ED%EE%EC%E5%F0%ED%EE%F1%F2%E8_%F0%EE%F1%F2%E0_%E8_%F0%E0%E7%E2%E8%F2%E8%FF_%F7%E5%EB%EE%E2%E5%EA%E0/view/>

10.<http://ru.wikipedia.org/wiki/Максимальная_продолжительность_жизни>

11.<http://www.2gkb.by/ed_6.html>

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 


Информация о работе Закономерности индивидуального развития