Зрительные анализаторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:06, реферат

Описание работы

Зрительная сенсорная система. Рефракция и аккомодация. Адаптация к свету и темноте. Поле зрения и острота зрения, цветовое зрение. Восприятие пространства.
Слуховая сенсорная система. Структура наружного, среднего и внутреннего уха. Механизмы передачи звуковых волн. Теории слуха. Анализ и синтез частоты, громкости звуков, направления звуков.

Файлы: 1 файл

курсовая доделанная. оформить.........docx

— 107.99 Кб (Скачать файл)

     Зависимость восприятия от прежнего опыта человека, его предпочтений является важной закономерностью, которую нужно учитывать в организации учебной деятельности. В педагогической практике учителю важно учитывать опыт и знания ученика, направленность его интересов, наличие или отсутствие установок на восприятие, чтобы обеспечить основательное усвоение учебного материала.

     Осмысленность. Восприятие - это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для него определенное значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет означает мысленно назвать, то есть отнести его к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

     Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает.

     Обобщенность восприятия - это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение, имеется в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний. Скажем, ярко-красный цветок осознается нами или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Слово - орудие обобщения. Называние предмета повышает уровень обобщения восприятия. Осмысленность и обобщённость хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями.

     Таким образом, уже в акте восприятия отражение любого предмета приобретает определенное обобщение, предмет определенным образом соотносится с другими. Обобщенность является высшим проявлением осознанного человеческого восприятия. В акте восприятия воплощается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.

     Избирательность. На наши анализаторы действует, конечно, ряд объектов. Однако не все эти объекты мы воспринимаем одинаково четко и ясно. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. Избирательность восприятия - это смена деятельности органов чувств под влиянием предыдущего опыта, установок и интересов человека.

     Каждый специалист пытается воспринять в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, а потому он не замечает тех деталей, которые не касаются его профессии. Это создает индивидуальный подход к восприятию. Поэтому и говорят о профессиональном восприятим у людей разных специальностей: художник-живописец видит в окружающем мире, прежде всего красоту, людей, природу, формы линий, цветов; композитор отмечает гармонию звуков, а ботаник - особенности строения растений и т.п.

     Восприятие может характеризоваться и деятельностью, в которую оно включено. Одного художника спросили, как он воспринимает апельсин. Он ответил: "Все зависит от того, чему это служит . Я воспринимаю апельсин определенным образом, когда его покупаю, иначе - когда его ем, и еще иначе - когда его рисую.

     Некоторые работы И. М. Сеченова, исследование Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева доказали, что первоочередной и общей возможностью восприятия является выделение контура предмета. И лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается анализ формы, пропорций, отдельных деталей предмета. Выделение предмета из фона составляет необходимое условие четкого восприятия.

      Обведение контуров предмета также помогает организации восприятия. Так, показывая на карте реку или остров, ученик обводит их рукой, что помогает ему выделить эти объекты, которые сами не "бросаются в глаза", определить те или иные их особенности. Четкое определение учащимся задач относительно выделения того или иного предмета или его части из ряда других, является необходимым условием их успешного выполнения.

     Иллюзии. Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искривленно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии предопределяются разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуаций.

     Пример мышечной иллюзии. Перед обследуемым лежат две коробки одинаковой формы и веса, но разные по размеру: одна большая, другая меньше. Обследуемому меньшая коробка кажется тяжелее. Восприятие в этом случае имеет иллюзорный характер. Ошибка объясняется динамичным стереотипом, который до этого был выработан у обследуемого.

     В процессе зрительного восприятия большая коробка воспринимается им как тяжелее, а меньшая - как легче, поскольку так часто бывает в жизни. Поэтому мышцам той руки, которой он поднимает большую коробку, он оказывает большее напряжение, а мышцам второй руки - меньшее. Через это небольшая коробка воспринимается как тяжелее.

     Особенно распространенными являются оптические иллюзии. Две линии одинаковой длины воспринимаются как разные по длине: та линия, на концах которой начерчены углы, , кажется короче. Специальные наблюдения показали, что многие люди преувеличивают длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. На этом основании возникает иллюзия переоценки.

     Существует немало иллюзий, обусловленных разницей в яркости предмета и фона восприятия. На темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном.

    Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полосу полнит фигуру, а в вертикальную - продлевает. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию пространства.

    Зрительные иллюзии замечены и у животных. На практическом использовании зрительных иллюзий строится маскировка, которая является защитным приспособлением для зверей, рыб, птиц. Один из эффективных способов маскировки является мимикрия (слияние с фоном), другой способ маскировки заключается в использовании деформирующего рисунка, который настолько нарушает контуры животных, их даже нельзя распознать и различить. Например, благодаря ярким полосам зебру с определенного расстояния невозможно выделить из окружающей среды.

    Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвидение увиденного, дефекты зрения. Но какой бы сложной ни была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы исследований зрительного анализатора

    Определение остроты центрального зрения.

    Производится в 2-х вариантах — для дали и для близи. Исследование остроты зрения вдаль производится с помощью таблицы Сивцева, которую для удобства работы в квартирных условиях целесообразно предварительно разрезать на две части (V = 0,1 — 0,4 и 0,5 — 1,0) и наклеить их на картонные листы. Последние можно временно подвешивать к стене кусочком липкой ленты или устанавливать на какую-либо подставку, освещая направленным светом настольной лампы. Нижний ряд таблицы должен находиться на уровне глаз пациента, сидящего на стуле. Пример таблицы в приложении.

    Определение поля зрения.

    Пространство, видимое глазу при неподвижном устремленном вперед взоре , называется полем зрением . Различают отдельно поле зрение левого и правого глаза, а также общее поле зрение двух глаз. Поле зрение правого глаза человека вытянуто больше вправо и вниз, левого глаза – влево и вниз. Наибольшее поле зрение – для лучей белого цвета. Для цветовых лучей оно значительно меньше, так как количество, воспринимающих цвет рецепторов(колбочек) быстро уменьшается во все стороны от желтого пятна,а на периферии сетчатки колбочек почти нет. Среди цветовых лучей самое малое поле зрение – для зеленого цвета, больше – для красного, еще больше – для синего ,

В данном случае мы использовали периметр Форстера, ползунки с цветными и белыми кружками, линейка, схема для зарисовки поля зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Объект, программа и методика исследования

    Объект исследования: показатели состояния органа зрения учащихся молодежи г. Гомеля

    Предмет исследования: индивидуальные способности некоторых функциональных показателей зрительного анализатора учащихся молодежи г. Гомеля

     Метод: тестирование и проведение обследований

Обследование проведены среди студентов биологического факультета

Методика исследования:

Определение ведущей сенсорной системы

 Определение ведущей  сенсорной системы производилось  по тесту(Приложение 1).Проанализировали 20 обследуемых и распределили их по ведущей сенсорной системе. Результаты приведены в таблице представленной ниже.

    Исследование  остроты зрения производилось двумя способами: по таблице Сивцева и по квадрату. Методика исследования описана выше. Результаты приведены в таблице.

 

 

   Поле зрения учащихся молодежи

   Для каждого испытуемого определили поле зрения с помощью белой, красной, зеленой и синей меток. Из 20 обследуемых мы подсчитали средние показатели и построили графики для левого и правого глаз. Все данные приведены ниже.

 

 

Приложение

Таблица Сивцева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест на определение ведущей сенсорной системы.

1. Любишь наблюдать за облаками и звездами?

2. Часто напеваешь себе мелодии?

3. Не признаешь моду ,которая неудобна?

4. Любишь ходить в сауну?

5. В машине имеет ли значение для тебя цвет?

6. Узнаешь по шагам , кто вошел в помещение?

7. Развлекает подражание диалектам?

8. Внешний вид имеет для тебя серьёзное значение?

9. Тебе нравиться , когда тебе делают массаж?

10. Когда есть свободное время ,любишь наблюдать за людьми?

11. Плохо себя чувствуешь ,когда не наслаждаешься движения?

12. Глядя  на одежду в витрине ,знаешь ,что тебе будет хорошо?

13. Когда услышишь старую мелодию, к тебе возвращается прошлое?

14. Любишь читать во время еды?

15. Любишь поговорить по телефону?

16. У тебя есть склонность к полноте?

17. Предпочитаешь слушать рассказ , который кто-то читает?

18. После плохого дня твоей организм находиться в напряжении?

19. Охотно и много фотографируешь?

20. Долго помнишь , что тебе говорили окружающие?

21. Легко отдаешь деньги за цветы, потому что они украшают твою жизнь?

22. Вечером любишь принять горячую ванну?

23. Стараешься записывать свои личные дела?

24. После длительной поездки на машине долго приходишь в себя?

25. Часто разговариваешь с собой?

26. Тембр голоса  многое говорит тебе о человеке?

27. Придаешь значение одежде других людей?

28. Любишь подтягиваться, расправлять конечности, разминаться?

29. Слишком твердая или мягкая постель имеет для тебя значение ?

30. Тебе нелегко найти удобную обувь?

31. Любишь смотреть теле- и фильмы?

32. Узнаешь ли ты через годы увиденное  тобой лица?

33. Любишь ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику?

34. Любишь слушать когда говорят?

35. Любишь заниматься подвижными идами спорта?

36. Когда близко тикает будильник, не можешь уснуть?

37. У тебя неплохая стереоаппаратура?

38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой?

39. На отдыхе любишь осматривать памятники архитектуры?

40. Не выношу беспорядок?

41. Не любишь синтетические ткани?

42. Считаешь, что атмосфера в помещении зависит от освещения?

43. Часто ходишь на концерты?

44. Само пожатие руку, многое говорит тебе о данной личности?

45. Охотно посещаю галереи, выставку?

46. Серьёзные дискуссии это всегда интересно?

47. Считаю, что через прикосновение можно сказать значительно больше , чем словами?

48. В шуме не можешь сосредоточиться?

 

   Список литературы:

1). Дравица, Л, В. Анатомия и физиология зрительного анализатора : учебно – методическое пособие для студентов всех факультетов медицинских вузов. Клинических ординаторов, врачей – стажеров – офтальмологов/Л. А. Драница, Н. И. Штаненко, Ф. И. Бирюков. – Гомель : ГоГМУ, 2009 – 67с.

2). Колесникова, М. Л. Оценка  состояния глазодвигательной функции  зрительного анализатора : автореферат  диссертации/Марина Леонидовна Колесникова  – Мн. :БГМУ, 2006 – 20 ББК 28.992.4

3). Тихонова, Галина Николаевна. Зрительный анализатор. ББК 74.262.8

Информация о работе Зрительные анализаторы