Государственное регулирование агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса России.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
· рассмотреть состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития;
· рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса;
· рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно-промышленного комплекса и стратегию его развития.

Содержание работы

Введение
1 Состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития
2 Направления, методы, конкретные механизмы государственного регулирования аграрно – промышленного комплекса России
2.1 Направления государственного регулирования аграрно – промышленного комплекса
2.2 Методы государственного регулирования аграрно – промышленного комплекса
2.3 Механизмы государственного регулирования аграрно – промышленного комплекса
3 Современное состояние аграрно-промышленного комплекса России и стратегия его развития
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование агропромышленного комплекса.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

3. Поддержка устойчивости  развития АПК, создание условий  для адаптации товаропроизводителей  к рыночным условиям. Важной функцией  государственного регулирования  в этой связи является поддержание  устойчивого спроса на продукты  питания и сельскохозяйственное  сырье.

Государство способствует образованию  платежеспособного спроса населения, воздействуя на формирование доходов  основных групп населения, через  регулирование системы цен на продукцию АПК, государственный  заказ, закупки продовольствия в  федеральные и региональные фонды.

4. Проведение политики  разумного протекционизма, обеспечение  продовольственной безопасности  с помощью системы таможенных  тарифов, налогов на импортируемые  продовольственные товары.

5. Создание благоприятного  климата для иностранных инвесторов, образование совместных предприятий  АПК, предоставление государственных  гарантий для иностранных кредиторов  при импорте передовых техники  и технологии.

6. Финансирование ключевых  направлений науки по проблемам  АПК, участие в финансировании  инвестиционных проектов по созданию  новых технологий, отвечающих мировым  стандартам.

2.2 Методы государственного  регулирования аграрно- промышленного комплекса

Основными конкретными методами, применяемыми для обоснования прогнозных показателей развития АПК, являются:

• программно-целевой;

• балансовый;

• нормативный.

Программно-целевое планирование развития АПК. Отечественная многолетняя  практика, современный опыт программно-целевого планирования агропромышленной сферы  в зарубежных странах выработали механизм такого регулирования. В США  в рамках целевых программ АПК, финансируемых  из федерального бюджета, ежегодно выделяются на поддержку аграрной сферы десятки  миллиардов долларов, не считая сумм, предоставленных  на субсидирование закупочных цен и  кредитование оборотных средств.

В аграрно-промышленном комплексе  России разработаны и утверждены конкретные отраслевые программы «Зерно», «Молоко», «Лен», «Повышение плодородия почвы» и др. Правительством РФ утверждена федеральная комплексная программа  «Социальное развитие села на период до 2010 года»[6]. Кроме того, утверждены ведомственные программы: «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 - 2010 годы)», «Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы», «Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы», «О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы».

Балансовый метод. Для  обеспечения пропорциональности в  развитии отраслей АПК разрабатывается  система балансов АПК. С ее помощью  обеспечивается балансовая увязка объемов  производства сельскохозяйственной продукции  с материально-техническим оснащением сельского хозяйства, объемов переработки  сельскохозяйственной продукции с  мощностями перерабатывающей промышленности, капитальными вложениями на развитие отраслей АПК.

Система балансов АПК включает: материальные балансы производства и использования основных продуктов  сельского хозяйства (баланс зерна, мяса и др.), балансы производственных мощностей, межотраслевой баланс АПК  и др. С помощью динамической модели, разработанной применительно к  АПК, обеспечиваются межотраслевая  увязка и сбалансированное развитие отраслей и сфер АПК, а также можно  определить потребность АПК в  капитальных вложениях, трудовых и  материальных ресурсах.

Объемы производства продукции  АПК в долгосрочной перспективе  определяются задачами обеспечения  потребностей населения страны в  продуктах питания и непродовольственных  товарах в соответствии с научно обоснованными нормами потребления  высокого качества продукции и расширения ее ассортимента.

Для обоснования общих  объемов производства продукции  АПК используются следующие данные прогноза:

• численности населения, его демографической структуры;

• натурально-вещественной структуры фонда потребления, научно обоснованных норм потребления продуктов  питания, рациональных норм потребления  непродовольственных товаров;

• изменения структуры  потребления в зависимости от изменения доходов населения  и цен на потребительские товары;

• экспорта и импорта сельскохозяйственной и промышленной продукции с учетом прогноза мировых цен.

Нормативный метод. Для определения  объемов и структуры потребностей в продукции сельского хозяйства  используются рекомендуемые рациональные нормы потребления пищевых продуктов  и непродовольственных товаров  на душу населения.

В планировании сельскохозяйственного  производства используются нормы затрат материальных ресурсов семян, кормов, удобрений и др.

 

2.3 Механизмы государственного  регулирования аграрно- промышленного комплекса

Регулирование цен в АПК. Цены - один из основных элементов в  рыночной экономике. По российскому  законодательству любой хозяйствующий  субъект может повышать цену независимо от массового спроса, цен на другие товары, на средства производства и  т.п. Либерализация цен в России привела к сокращению как предложения, так и спроса, а также к диспаритету цен. Необходимо ликвидировать диспаритет между потребительскими ценами и уровнем оплаты труда. Требуется урегулирование диспаритетов цен по основным ценообразующим звеньям АПК: энергоносители - транспортные тарифы - продукция машиностроения для АПК - услуги для села - сельскохозяйственное сырье - переработка, торговля продуктами питания[7].

Диспаритет цен проявляется в двух формах:

• в завышении цен поставщиков  товаров и услуг для сельского  хозяйства по отношению к уровню издержек, при котором возможно расширенное  воспроизводство;

• в занижении закупочных цен на продукцию сельского хозяйства  ниже уровня покрытия издержек и обеспечения  необходимой рентабельности.

Например, начиная с 1995 г. цены на пахотный трактор «ДТ-75»  выросли в 20 раз, на зерноуборочные комбайны - в 27, а на зерно - в 4 раза.

Чтобы купить сельскохозяйственную технику, необходимо за один только трактор  отдать более 200 т продовольственной  пшеницы, за зернокомбайн «Дон-1500» - около 900 т, т.е. примерно 15 вагонов зерна; 10 лет назад эти соотношения  были соответственно 44 и 130 т. За этот же период цена на дизельное топливо  увеличилась в 28 раз. В 1990 г. за 1 т  дизельного топлива необходимо было продать: зерна 0,3 т, мяса - 0,03 и молока - 0,2 т; в 1999 г. соответственно 2; 0,26 и 1,1 т.

В настоящее время обеспеченность техникой сельского хозяйства снижается, а парк машин и оборудования стареет  и существенно не обновляется. АПК  имеет не более 50% техники от нормативной  потребности, а средний возраст  эксплуатируемых машин в 1,5 раза превышает сроки амортизации.

Расчет уровня диспаритета цен на основе целевых цен показывает, что, начиная с 1990 г., из сельского хозяйства изъято более 200 млрд руб.

Новый этап в преобразовании АПК и регулировании цен на его продукцию начался с принятием  Федерального закона «О государственном  регулировании агропромышленного  производства» от 14 июля 1997 г. № 100-ФЗ[8]. Закон создал правовую основу для  построения системы государственного регулирования АПК. Важной ее частью являются ценовые механизмы, включающие введение в действие целевых, гарантированных, пороговых и других цен.

Необходимость введения регулируемой системы цен была вызвана резким падением платежеспособного спроса населения, убыточностью сельскохозяйственного  производства, что во многом послужило  следствием осуществления политики либерализации цен.

В Федеральном законе «О государственном  регулировании агропромышленного  производства» определено, что:

• основой экономических  отношений на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия являются рыночные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения;

• гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье  и продовольствие применяются в  случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, при реализации продукции непосредственно государству  или при осуществлении доплат товаропроизводителям АПК, предусмотренных  Правительством РФ. С учетом других форм поддержки они обеспечивают доходы, необходимые для ведения  расширенного воспроизводства;

• целевые цены (нормативные  индикаторы) устанавливаются для  обеспечения паритетного соотношения  цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; покрытие расходов, вызванных  взиманием налогов, уплатой процентов  по кредитам и т.д. Целевые цены являются основой для установления гарантированных, залоговых цен, расчета дотаций  и компенсаций;

• пороговые цены введены  для определения уровня цен, сложившихся  на внутреннем рынке страны;

• залоговые цены (ставки) применяются при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью получения товаропроизводителями  необходимых кредитных ресурсов.

Паритеты цен сельского  хозяйства должны включать паритет  с потребительскими ценами для сельских жителей. Заработная плата наемных  работников на селе должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы и  развитие социальной сферы. На федеральном  уровне регулируются цены на основные сельскохозяйственные продукты - зерно, мясо, молоко, яйца. Цены на овощные, плодовые и прочие продукты сельского хозяйства устанавливаются на муниципальном и городском уровнях.

Антимонопольная политика в  АПК. Антимонопольная политика представляет собой борьбу с монопольным поведением хозяйствующих субъектов. Курс на разукрупнение  предприятий наносит ущерб сложившимся  технологическим комплексам во всех отраслях, включая сельское хозяйство. Механическое увеличение числа предприятий  не ведет к автоматическому переходу на конкурентные отношения. Увеличение числа малых фирм, занимающихся посредническими  операциями, является одной из основных причин инфляции, обусловленной монопольным, т.е. спекулятивным завышением цен  посредниками.

Свыше 54% объема валовой продукции  сельского хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах населения. Для создания сельскохозяйственного  рынка России требуется заново сформировать товаропроизводящие сети.

Бюджетная политика. В странах  Европейского союза расходы на реализацию целевых программ и иную поддержку  АПК достигают 30% государственного бюджета. В России бюджетная поддержка  сельского хозяйства составляет 1,4% расходов бюджета, а в абсолютном выражении по сравнению с расходами  США на программы села она меньше в 1000 раз. Необходима минимально допустимая доля расходов на развитие агропромышленной сферы в консолидированном и  федеральном бюджетах.

Налоговая политика. Налогообложение  предприятий АПК регулируется в  рамках общего налогового законодательства.

Кредитная политика. В связи  с сезонностью производства сельское хозяйство нуждается в льготном кредитовании оборотных средств  под незавершенное производство. Долгосрочное кредитование сельского  хозяйства также объективно должно быть льготным, поскольку данная отрасль  не является высокорентабельной.

В мировой практике есть несколько  подходов к организации системы  льготного кредитования сельского  хозяйства. Функции кредитования выполняют[9]:

• кооперативные сельскохозяйственные банки;

• государственные банки;

• специализированные банки  под контролем и при поддержке  государства;

• бюджетное кредитование.

Финансово-кредитная система, адекватная рынку, включает:

• ценовые дотации и  компенсации;

• денежный кредит, выделяемый на льготных условиях;

• субсидии из федерального бюджета на поддержку отдельных  отраслей сельского хозяйства.

Во всех случаях государство  берет на себя обязательство поддерживать льготное кредитование сельских товаропроизводителей. В 1997 г. в России был создан Фонд льготного  кредитования АПК, но объемы кредитования села постоянно сокращались из-за невозврата выданных кредитов.

 

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ  АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА  РОССИИ И СТРАТЕГИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

В начале нового столетия в  АПК России начались радикальные  экономические преобразования. Развитие АПК после 2000 г. характеризовалось  формированием многоукладности в аграрном секторе, переходом к рыночным принципам распределения продукции, образованием свободного рынка материально-технических ресурсов.

К началу 2005 г. в аграрном секторе насчитывалось 27 тыс. крупных  и средних предприятий, из которых 6 тыс. (21%) сохранили статус колхозов и совхозов, 21 тыс. (79%) трансформированы в товарищества, акционерные общества, производственные сельскохозяйственные кооперативы и другие предприятия, образовались крестьянские (фермерские) хозяйства. Важное место в государственной  аграрной политике занимает проблема собственности на землю.

Доля государственного сектора  в аграрной экономике составляет не более 10%, остальная, большая часть  приходится на предприятия, основанные на частной собственности. Сельскохозяйственные организации производят 44,8% продукции.

Площадь участков, находящихся  в личной собственности граждан, составляет 5,4%. Фермерские хозяйства, занимая 11,2% общей площади пашни, производят всего 3,7% валовой продукции. В хозяйствах населения производится 51,5% продукции сельского хозяйства, в том числе 92% картофеля, около 80 - овощей, 57 - мяса, 51 - молока, 28% - яиц.

Информация о работе Государственное регулирование агропромышленного комплекса