Государственное регулирование агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть и проанализировать направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса России.
Цель работы обусловила решение следующих задач:
· рассмотреть состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития;
· рассмотреть направления, методы и конкретные механизмы государственного регулирования агропромышленного комплекса;
· рассмотреть и проанализировать современное состояние аграрно-промышленного комплекса и стратегию его развития.

Содержание работы

Введение
1 Состав аграрно-промышленного комплекса, цели и задачи его развития
2 Направления, методы, конкретные механизмы государственного регулирования аграрно – промышленного комплекса России
2.1 Направления государственного регулирования аграрно – промышленного комплекса
2.2 Методы государственного регулирования аграрно – промышленного комплекса
2.3 Механизмы государственного регулирования аграрно – промышленного комплекса
3 Современное состояние аграрно-промышленного комплекса России и стратегия его развития
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование агропромышленного комплекса.docx

— 66.98 Кб (Скачать файл)

В сельскохозяйственных организациях на конец августа 2010г. по сравнению  с соответствующей датой 2009г. сократилось  поголовье крупного рогатого скота  на 3,1%, коров - на 2,5%, увеличилось - свиней на 6,0%, овец и коз - на 7,1%, птицы - на 6,7%.

В 2010г. в хозяйствах всех категорий, по расчетам, произведено скота и  птицы на убой (в живом весе) 5,8 млн.тонн, молока - 22,7 млн.тонн, яиц - 27,6 млрд.штук.

Надои молока на 1 корову в  сельскохозяйственных организациях в  январе-августе 2010г. составили 3206 килограммов  против 3107 килограммов в январе-августе 2009г., яйценоскость кур-несушек - 203 штуки  яиц против 204 штук год назад.

В структуре производства скота и птицы на убой (в живом  весе) сельскохозяйственными организациями  отмечалось увеличение удельного веса производства свиней и птицы по сравнению  с соответствующим периодом 2009 года.

В январе-августе 2010г. по сравнению  с соответствующим периодом предыдущего  года возросла продажа сельхозорганизациями скота и птицы, молока, яиц, снизилась - зерна. За этот период реализовано по всем каналам 22,2 млн.тонн зерна, 3,9 млн.тонн скота и птицы (в живом весе), 9,3 млн.тонн молока, 18,6 млрд.штук яиц (таблица 5).

Таблица 5 - Объем реализации основных сельскохозяйственных продуктов  сельскохозяйственными организациями

 

Август 2010г., млн. тонн

В % к

Январь-август 2010г.в % к январю-августу 2009г.

Справочно

 

августу2009г.

Июлю 2010г.

август 2009г. в % к

январь- август 2009г. в % к январю- августу 2008г.

 

Августу 2008г.

Июлю 2009г.

 

Зерно

4,6

85,2

120,7

93,6

77,9

202,4

143,9

Скот и птица (в живом  весе)

0,5

109,4

100,3

114,2

112,5

100,1

113,0

Молоко

1,2

94,6

91,2

100,3

101,2

93,5

101,7

Яйца, млрд.штук

2,4

107,9

104,5

105,2

106,9

100,1

106,8

                           

 

В этом году сельское хозяйство, демонстрировавшее подъем в кризисные 2008—2009 годы, резко затормозит. Падение  сельского хозяйства в России по итогам 2010 года может составить 10%. Засуха стала одним из важнейших  факторов, определяющих развитие сельского  хозяйства России в текущем году. В этом году из-за засухи валовой  сбор урожая зерновых и масличных  культур ожидается на рекордно низких уровнях — примерно 63 65 млн т против 98 млн т в 2009 году и 108 млн в 2008-м. Низкие урожаи ожидаются практически по всем зерновым культурам (пшеница, ячмень, кукуруза и пр.), подсолнечнику, гречке, картофеля. Вместе с этим ожидается хороший урожай риса.

В июле—августе 2010 года режим  чрезвычайной ситуации вводился в 38 субъектах  России. Пострадало более 24 тыс. хозяйств в 800 районах страны, подтвержденные прямые затраты аграриев составили 40 млрд руб.

В то же время животноводство демонстрирует хорошую динамику роста. Производство в птицеводческом секторе растет на 15% ежегодно, в  свиноводстве — в целом на 10%, а в промышленном свиноводстве —  более чем на 20% в году. В секторе  крупного рогатого скота продолжается сокращение поголовья, но происходит улучшение  поголовья молочного стада и  уменьшение поголовья плохих коров.

Животноводство в 2010 году имеет очень хорошие условия  за счет растущего потребительского спроса, а также фактического закрытия поставок американского мяса птицы  из-за фитосанитарных причин. Тем не менее растущее животноводсто не смогло переломить негативные процессы, происходящие в растениеводстве.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аграрно-промышленный комплекс является жизненно важным для страны сектором экономики. В АПК создается  около 30 процентов ВВП, потребительский  рынок на 75 процентов формируется  за счет продовольствия и товаров, изготовленных  из сельскохозяйственного сырья.

Агропромышленный комплекс национальной экономики представляет собой совокупность технологически и экономически взаимосвязанных  отраслей, общей конечной целью деятельности которых служат наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и потребительских товарах из сельскохозяйственного сырья, обеспечение  продовольственной безопасности, коренное изменение условий жизни и  труда сельского населения на основе роста эффективности функционирования комплекса.

АПК является сложной биотехнологической системой. В его основной сфере - сельском хозяйстве - используются важнейшие средства производства естественного происхождения - земля, вода и др.

АПК - сложная социально-экономическая  система. Она включает предприятия, принадлежащие к разным формам собственности  и хозяйствования, имеющим многообразные  потребности и интересы.

Государственное регулирование  должно обеспечить целенаправленное эффективное  функционирование АПК как единого  целого на основе согласования интересов, равноправия субъектов всех форм хозяйствования.

Аграрная политика страны должна быть направлена на развитие устойчивого  и конкурентоспособного агропромышленного  производства, способствующего продовольственной  безопасности страны, сближению качества жизни и социальной инфраструктуры сельского и городского населения.

В долгосрочной перспективе  целью развития АПК является формирование устойчивого и эффективного сельского  хозяйства и других отраслей, обеспечивающих насыщение рынка качественным продовольствием, доступным для всех групп населения, и продовольственную безопасность страны.

Первоочередная задача - снижение продовольственной зависимости  от импорта при повышении среднедушевого потребления населением продовольствия, создание организационно-экономических  условий для рентабельной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности.

При разработке государственных  прогнозов и целевых программ развития АПК страны обычно подразделяют на три сферы.

· Сфера 1 - совокупность отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, пищевую и мясо-молочную промышленность, заготовительную систему средствами производства;

· Сфера 2 - непосредственно  сельскохозяйственное производство;

· Сфера 3 - совокупность отраслей и производств, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение и переработку  сельскохозяйственного сырья.

Государственное регулирование  АПК должны осуществляться по следующим  направлениям.

1. Создание законодательной  базы, правовое обеспечение регулирования.

2. Формирование конкурентной  среды на всех аграрных рынках.

3. Поддержка устойчивости  развития АПК, создание условий  для адаптации товаропроизводителей  к рыночным условиям.

4. Проведение политики  разумного протекционизма, обеспечение  продовольственной безопасности  с помощью системы таможенных  тарифов, налогов на импортируемые  продовольственные товары.

5. Создание благоприятного  климата для иностранных инвесторов, образование совместных предприятий  АПК, предоставление государственных  гарантий для иностранных кредиторов  при импорте передовых техники  и технологии.

6. Финансирование ключевых  направлений науки по проблемам  АПК, участие в финансировании  инвестиционных проектов по созданию  новых технологий, отвечающих мировым  стандартам.

Основными конкретными методами, применяемыми для обоснования прогнозных показателей развития АПК, являются:

· программно-целевой;

· балансовый;

· нормативный.

Конкретными механизмами  государственного регулирования АПК  являются:

· регулирование цен в  АПК;

· антимонопольная политика;

· бюджетная политика;

· налоговая политика;

· кредитная политика.

В июле 2000 г. Правительством РФ была одобрена Концепция основных направлений агропродовольственной  политики на 2001-2010 годы.

С 2006 года в Российской Федерации  реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Правительством РФ были определены его основные направления: ускоренное развитие животноводства; стимулирование развития малых форм хозяйствования; обеспечение доступным  жильем молодых специалистов (или  их семей) на селе.

Подводя итоги приоритетного  национального проекта "Развитие АПК", нужно отметить, что все  двадцать контрольных целевых показателей  по всем трем направлениям национального  проекта "Развитие АПК" полностью  выполнены.

Начиная с 2008 года приоритетный национальный проект "Развитие АПК" трансформируется в Государственную  программу развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации  от 14 июля 2007 г. № 446. В Государственную  программу вошли все направления  и параметры Национального проекта, кроме того, в нее включены и  новые разделы. В программе определены три основные цели:

· устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости  и уровня жизни сельского населения;

· повышение конкурентоспособности  российской сельскохозяйственной продукции  на основе финансовой устойчивости и  модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного  развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

· сохранение и воспроизводство  используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антонова Н.Б. Государственное  регулирование экономики / Н.Б.  Антонова. - Минск: Академия управления  при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775 с.

2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики / А.М. Бабашкина. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 480 с.

3. Восстановление агропромышленного  комплекса: приоритеты и прогнозы // Экономика сельского хозяйства.  Реферативный журнал. - 2001. - № 4. - С. 755.

4. Галиновская Е.А. Основные правовые проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса России // Журнал российского права. - 2006. - № 4. - С. 62-70.

5. Калина С.В. Теоретические  аспекты государственного регулирования  агропромышленного комплекса в  Российской Федерации // 
Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2006. - Т. 11. - № 3. - С. 395-397.

6. Карпенко Г. С. Агропромышленный  комплекс и его государственное  регулирование // Государственная  служба. - 2008. - № 3. - С. 166-171.

7. Круглов В.Н. Государственное  регулирование экономики агропромышленного  комплекса Российской Федерации  Финансы и кредит. - 2008. - № 41. - С. 61-64.

8. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики В.И. Кушлин, Н.А. Волгина. – М.: РАГС, 2003. – 829 с.

9. Морозова Т.Г. Государственное  регулирование экономики Т.Г.  Морозова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. –  255 с.

10. Об обороте земель  сельскохозяйственного назначения: федер. закон № 101-ФЗ от 24.07. 2002 // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2002. - №30. - ст. 3018.

11. О государственном регулировании  агропромышленного производства: федер.закон № 100-ФЗ от 17.07.1997 // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1997. - №29. - ст. 3501.

12. О Государственной программе  развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия  на 2008 - 2012 годы: постановление Правительства  № 446 от 14.07.2007 // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2007. - №31. - ст. 4080.

13. О неотложных мерах  по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению  крупного рогатого скота от  гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы : целевая ведомственная программа [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:офиц.сайт. – 14.09.2010. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/181.htm. - 14.09.2010.

14. Орешин В.П. Государственное  регулирование национальной экономики  В.П. Орешин. – М.: Юристъ, 2000. – 272 с.

15. Петров А.Н. Государственное  регулирование экономики / А.Н.  Петров, Л.Г. Демидова, С.М. Климов. – Спб.: Общество «Знание», 2000. – 194 с.

16. Развитие АПК: приоритетный  национальный проект [Электронный  ресурс] // Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации:офиц.сайт. –14.09.2010.–Режимдоступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/181.htm. - 14.09.2010.

17. Развитие льняного комплекса  России на 2008-2010 годы : целевая ведомственная  программа [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации:офиц.сайт. – 14.09.2010. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/181.htm. - 14.09.2010.

Информация о работе Государственное регулирование агропромышленного комплекса