Административная ответственность и система административных наказаний по Российскому законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:45, реферат

Описание работы

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, не всегда, нематериальный вред, восполнить или загладить который часто невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит показательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

Содержание работы

Введение 3
Система административных наказаний. 6
Правила наложения административных наказаний. 9
Особенности наложения отдельных видов административных наказаний. 11
Вывод 19

Файлы: 1 файл

Административная ответственность.docx

— 44.08 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство связи

Уральский технический институт связи и информатики (филиал)

ФГОБУ ВПО «Сибирский государственный  университет телекоммуникаций и  информатики»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: « Административная ответственность и система административных наказаний по Российскому законодательству».

 

 

 

 

 

Выполнил:

 студент гр. ПЕ-91

Петин Р.В.

Проверил:

Ткач С.В.

 

 

Екатеринбург 2012

Содержание

Введение 3

Система административных наказаний. 6

Правила наложения  административных наказаний. 9

Особенности наложения отдельных видов административных наказаний. 11

Вывод 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Административные наказания  являются одним из видов административно-принудительных мер. КоАП Российской Федерации устанавливает, что административное наказание  является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как  самим правонарушителем (частная  превенция), так и другими лицами (общая превенция).

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного  права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время  особенность правонарушений в сфере  государственного управления состоит  в том, что ими причиняется, не всегда, нематериальный вред, восполнить или загладить который часто  невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере  реализации исполнительной власти, носит  показательный характер, т.е. они  содержат обязанность виновного  понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие  личность, ущемляющие ее права и  блага.

Объектом исследования являются правоотношения, регулируемые и охраняемые административным правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административная  ответственность

Административная ответственность - это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность - это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

  1. является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
  2. регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
  3. нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;
  4. фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  5. субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
  6. реализуется посредством применения мер административных наказаний;
  7. к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
  8. привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);
  9. к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
  10. меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность  может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или  исполнительными органами.

В зависимости  от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

Принципы административной ответственности следующие:

  • принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
  • индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
  • ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
  • ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
  • принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
  • принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
  • принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);
  • принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
  • принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

  1. защита правопорядка;
  2. воспитание граждан в духе уважения к закону;
  3. восстановление социальной справедливости;
  4. предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности:

  1. штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
  2. воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
  3. компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное  основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

 

Система административных наказаний.

В широком смысле под системой административных наказаний понимается внутренне  организованное единство, состоящее  из иерархически упорядоченного множества  относительно самостоятельных видов  административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно-функциональное предназначение административного  наказания в социальной среде.

В узком смысле – относительно самостоятельная и устойчивая в  структуре административного принуждения  упорядоченная по критерию сравнительной  суровости совокупность видов административных наказаний, взаимодействие и взаимосвязь  которых обусловлена единством  функционального назначения административного  наказания в административно-наказательной  политике государства.

Действующий КоАП РФ, как, впрочем, и  предыдущий, не содержит нормы, определяющей понятие системы административных наказаний, нет и специальной  нормы, которая излагала бы принципы построения системы таких наказаний. Как справедливо замечает А.С. Дугенец, "с течением времени по мере развития общественных отношений значительно  изменилась... система административных наказаний"; при этом "следует  вести разговор о ее... несовершенстве" ввиду отсутствия определенной государственной  позиции по вопросам применения административных наказаний. Отсутствие по данной проблеме именно четкого государственно-властного  решения является, пожалуй, существенным недостатком, выражающимся в неопределенности и непоследовательности всей административно-наказательной политики России. Исходя из этих же соображений в правовой литературе отмечается, что "в административной практике... наблюдались периоды ее активизации и спада": чрезмерное ужесточение принимаемых мер вело к общественному возмущению, реакция на которое выражалась в неоправданном смягчении таких мер и тем самым в попустительстве. Все это не способствовало снижению административной деликтности, меры административной ответственности периодически пересматривались. Однако вопрос об адекватных средствах наказательного воздействия так и оставался нерешенным, поскольку государство еще не выработало целостной и комплексной картины административных наказаний. Эта проблема концептуально не рассматривалась также и наукой административного права по причине, как представляется, существования традиционных научных подходов к ним в доктрине уголовного права, хотя справедливости ради отметим, что попытки ее решения все-таки предпринимались отдельными административистами. Например, И.И. Веремеенко анализировал понятие и признаки системы административно-правовых санкций. Однако использование результатов таких изысканий не может быть полным, поскольку понятия "административно-правовая санкция" и "административное взыскание" не тождественны, на что обращал внимание и сам автор исследования.

В соответствии с теми требованиями, которым должна отвечать любая семантическая  категория права, система административных наказаний в своем философско-правовом широком понимании представляется как внутренне организованное единство, состоящее из иерархически упорядоченного множества относительно самостоятельных  видов административных наказаний, совокупность которых выражает комплексно-функциональное предназначение административного  наказания в социальной среде.

Из данного определения с  очевидностью вытекают все основные и характерные признаки, которым  должна отвечать дефиниция, раскрывающая данное образование собственно как "систему административных наказаний".

Первый признак – общий и  выражает логику системообразующих  связей элементов любой системы, в том числе и административных наказаний. Виды административных наказаний  как элементы системы административных наказаний объединены и тем самым  находятся в объективно соединенном  состоянии по определенным содержательным основаниям, которые характеризуют  субстанциональные особенности  их свойств и связей. Перечисленные  в КоАП РФ виды административных наказаний  имеют много общих черт, например единый порядок наложения, одни и  те же цели применения, наконец, все  они являются мерами административной ответственности и устанавливаются  государством.

Второй признак – структурно-иерархическое  единство. Система административных наказаний является двухуровневой, т.е. относительно простой системой, причем виды таких наказаний образуют второй – определенно автономный – уровень системы. Первый же уровень  указанной системы наполняется  категорией административного наказания  его собирательном (совокупном) смысле, формулируемым исходя из "сложения" признаков каждого формального  вида административного наказания. Система образует собой единство в результате структурно-иерархической  упорядоченности ее элементов (видов  административных наказаний), определяющей функциональные зависимости и взаимодействие данных элементов. Административные наказания, входящие в рассматриваемую систему, являются именно наказаниями, т.е. мерами ответственности за совершение административного  правонарушения. В данной связи подчеркнем, что ни система в целом, ни один из составляющих ее элементов не могут  определяться иным путем, вне административно-деликтного регулирования. Сама же система административных наказаний построена посредством  расположения различных видов таких  наказаний в определенном сравнительном  порядке."Подобно тому, как это  сделано в уголовном и трудовом праве, – пишет Д.Н. Бахрах, – в  КоАП перечень дан в определенной последовательности: от менее суровых  к более суровым. Иными словами, законодатель сконструировал "лестницу наказаний", которая будет учитываться  и законодательными органами субъектов  РФ, и многочисленными органами, которые будут налагать такие  санкции".

Третий признак – относительная  самостоятельность. Система административных наказаний проявляет свойство относительной  самостоятельной категории, обусловливающей  сравнительную автономность своего функционирования, степень которой  определяет уровень данной системы. В то же время сама по себе система  административных наказаний не имеет  прямого действия, и при рассмотрении конкретного дела и применении административного  наказания административно-юрисдикционный орган руководствуется санкциями  статей Особенной части КоАП РФ, избирая вид административного  наказания, содержащийся в этой санкции.

Административные наказания, перечисленные  в КоАП РФ, являются мерами административной ответственности, им присущи специфические  закономерности функционирования и  каждый их вид имеет свои особенности, которые образуют присущую ему (и  только ему) индивидуальность. Это в  большей степени подтверждает факт взаимосвязи и взаимообусловленности  системы административных наказаний  с отдельными видами административных наказаний, выраженных в санкции  закона.

Четвертый признак – относительная  устойчивость. Система административных наказаний – относительно устойчивая правовая категория, в пределах которой  допустимы изменения свойств  ее элементов – видов административных наказаний и их связей. Отсюда следует  также, что данная система носит  не открытый характер, что не всегда тождественно, однако, выводу об исчерпывающем  характере перечня административных наказаний. Установленный законом  перечень видов административных наказаний  является лишь показателем достигнутого государством уровня правового развития и имеет только формальную и относительную  ценность. Сама же суть административного  наказания в свете общего знаменателя, выводимого из характеристик каждого  вида административного наказания, является гораздо более важным фактором, и если не учитывать также степень  суровости и другие совокупные признаки административного наказания, то объективность  системы таких наказаний окажется эфемерной. Изменение перечня видов  административных наказаний как  формальная процедура не всегда влечет трансформацию самой системы  административных наказаний.

 

Правила наложения административных наказаний.

Общие правила назначения административных наказаний представляют собой основополагающие принципы, которыми должны руководствоваться  судьи, уполномоченные органы и их должностные  лица при наложении административного  наказания на лицо, совершившее административное правонарушение. Прежде всего, должны быть соблюдены все принципы административной ответственности (законность, равенство  всех перед законом, справедливость и др.). Взыскание за административные преступления может применяться  только к лицу, его совершившему.

Информация о работе Административная ответственность и система административных наказаний по Российскому законодательству