Административная ответственность и система административных наказаний по Российскому законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:45, реферат

Описание работы

Содержание административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти отношения. В то же время особенность правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что ими причиняется, не всегда, нематериальный вред, восполнить или загладить который часто невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти, носит показательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие личность, ущемляющие ее права и блага.

Содержание работы

Введение 3
Система административных наказаний. 6
Правила наложения административных наказаний. 9
Особенности наложения отдельных видов административных наказаний. 11
Вывод 19

Файлы: 1 файл

Административная ответственность.docx

— 44.08 Кб (Скачать файл)

Главой 4 КоАП РФ предусмотрены следующие  общие правила назначения административного  наказания:

1) административное наказание за  совершение административное правонарушение  в пределах, установленных законом,  предусматривающим ответственность  за данное административное преступление;

2) при назначении административного  наказания физическому лицу учитываются  характер совершенного им административного  преступления, личность виновного,  его имущественное положение,  обстоятельства, смягчающие и отягчающие  административную ответственность;

3) при назначении административного  наказания юридическому лицу  учитываются характер совершенного  им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;

4) назначение административного  наказания не освобождает лицо  от исполнения обязанности, за  неисполнение которой административное  наказание было назначено;

5) никто не может нести административную  ответственность дважды за одно  и то же правонарушение.

При совершении лицом двух и более  административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, которые рассматриваются  одним и тем же органом, должностным  лицом, наказание назначается в  пределах только одной санкции. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного  правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного  наказания.

Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением  административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Спор о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке  гражданского судопроизводства. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными  органами и должностными лицами, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке  гражданского судопроизводства. Спор о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматривается  судом в порядке гражданского судопроизводства.

Систематизированный и исчерпывающий  перечень административных наказаний  дан в ст. 3.2 КоАП Российской Федерации. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные  санкции, разные по содержанию, тяжести  и иным признакам. Перечень наказаний  дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться  как законодательными органами субъектов  Российской Федерации, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях  и назначающими административные наказания.

Все административные наказания характеризуются  общим основанием их применения –  совершением административного  правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме  того, определяет единые принципы и  порядок их назначения.

Среди административных наказаний  по содержанию карательного воздействия  можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).

Отметим, что назначение шести из восьми предусмотренных КоАП Российской Федерации видов наказаний находится  в юрисдикции судей.

К наказаниям, которые может назначать  только судья, относятся: возмездное изъятие  орудия совершения или предмета административного  правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому  лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства; дисквалификация. Эти  наказания назначаются судьями  по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В  административном порядке КоАП РФ разрешает  применять только предупреждение, штраф  и в отдельных случаях –  административное выдворение за пределы  Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

При назначении административного  наказания юридическому лицу учитываются  характер совершенного им административного  правонарушения, имущественное и  финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП Российской Федерации обстоятельствами, смягчающими  административную ответственность, признаются:

1. раскаяние лица, совершившего  административное правонарушение;

2. предотвращение лицом, совершившим  административное правонарушение, вредных последствий административного  правонарушения, добровольное возмещение  причиненного ущерба или устранение  причиненного вреда;

3. совершение административного  правонарушения в состоянии сильного  душевного волнения либо при  стечении тяжелых личных или  семейных обстоятельств;

4. совершение административного  правонарушения несовершеннолетним;

5. совершение административного  правонарушения беременной женщиной  или женщиной, имеющей малолетнего  ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие  дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП Российской Федерации или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Большинство указанных обстоятельств  могут быть учтены только в отношении  физического лица. К юридическим  лицам применимы лишь предотвращение вредных последствий административного  правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда.

Особенности наложения отдельных видов административных наказаний.

В настоящее время КоАП Российской Федерации установлены следующие  виды административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут  устанавливаться и применяться  следующие административные наказания: предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому  лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут  применяться все эти виды административных наказаний; в отношении юридических  лиц – только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения.

Административные наказания в  виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного  правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного  правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому  лицу, административного ареста, административного  выдворения за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства, дисквалификации устанавливаются  только КоАП Российской Федерации. Административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа предусматриваются  как КоАП Российской Федерации, так  и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Все административные наказания характеризуются  общим основанием их применения –  совершением административного  правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме  того, определяет единые принципы и  порядок их назначения.

Среди административных наказаний  по содержанию карательного воздействия  можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).

Рассмотрим подробнее особенности  наложения административных наказаний  в соответствии с действующей  редакцией КоАП. Предупреждение –  мера административного наказания, выраженная в официальном порицании  физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение – самая легкая по карательному воздействию мера административного  наказания. В этой связи ряд авторов  рассматривают предупреждение как  наказание скорее морального, чем  юридического характера. Думается, это  не совсем верно. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как  и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные  правовые последствия. Субъект ответственности  в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может  повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение – мера морально-правового  воздействия.

При малозначительности совершенного правонарушения возможно освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Несмотря на то, что  подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением  как мерой наказания. Устное замечание  не относится к наказаниям и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Это мера морального воздействия.

Административный штраф – это  денежный начет на физическое или  юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может  применяться только в качестве основного  административного наказания. Штраф  предусматривается практически  всеми статьями Особенной части  КоАП Российской Федерации и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в  рублях и устанавливается для  граждан в размере, не превышающем  пяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – одного миллиона рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 14.40, 14.42 КОАП, – пяти миллионов рублей, или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного  правонарушения на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих  уплате на момент окончания  или пресечения административного  правонарушения налогов, сборов  или таможенных пошлин, либо сумме  незаконной валютной операции, либо  сумме денежных средств или  стоимости внутренних и внешних  ценных бумаг, списанных и (или)  зачисленных с невыполнением  установленного требования о  резервировании, либо сумме валютной  выручки, не проданной в установленном  порядке, либо сумме денежных  средств, не зачисленных в установленный  срок на счета в уполномоченных  банках, либо сумме денежных средств,  не возвращенных в установленный  срок в Российскую Федерацию,  либо сумме денежных средств,  стоимости ценных бумаг, иного  имущества или стоимости услуг  имущественного характера, незаконно  переданных или оказанных от  имени юридического лица, либо  сумме неуплаченного административного  штрафа;

3) сумме выручки правонарушителя  от реализации товара, на рынке  которого совершено административное  правонарушение, за календарный  год, предшествующий году, в котором  было выявлено административное  правонарушение, либо за предшествующую  дате выявления административного  правонарушения часть календарного  года, в котором было выявлено  административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял  деятельность по реализации товара  в предшествующем календарном  году;

4) сумме выручки правонарушителя,  полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного  завышения регулируемых государством  цен (тарифов, расценок, ставок  и тому подобного) за весь  период, в течение которого совершалось  правонарушение, но не более одного  года;

Информация о работе Административная ответственность и система административных наказаний по Российскому законодательству