Административная ответственность как вид государственного принуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется возросшей потребностью в новых социально-экономических и политических условиях совершенствования методов административно-правового регулирования, в том числе и посредством института административной ответственности.
Цель исследования определила постановку и решение следующих задач:
- определение содержания и основных принципов административной ответственности;
- исследование состава (структуры) административного правонарушения, как основания административной ответственности;
- анализ мер административной ответственности и их эффективности.

Содержание работы

1.Введение ......................................................................................... 2
2. Глава 1. Понятие административной ответственности ............ 4
3. 1.1. Понятие и признаки административной ответственности
как вида юридической ответственности......................................... 4
4. 1.2. Особенности административной ответственности.............. 6
5. Глава 2. Основания и меры административной ответственности 9
6. 2.1 Меры административного наказания........................................ 9
7. 2.2 Основания и порядок применения административной
ответственности................................................................................... 17
8. Глава 3. Проблемы административной ответственности.............
и практики ее применения.................................................................. 21
9. Заключения....................................................................................... 29
10. Список литературы........................................................................ 31

Файлы: 1 файл

глава 1.docx

— 54.22 Кб (Скачать файл)

Административное выдворение как меру административного наказания  за совершенное правонарушение необходимо отличать от выдворения иностранных  граждан и лиц без гражданства  как меры административного пресечения, которая применяется в отношении  лиц, пересекших Государственную границу  РФ с территории иностранного государства  без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов и от депортации, т.е. принудительной высылки иностранного гражданина или  лица без гражданства из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего  пребывания в Российской Федерации.

Административное выдворение иностранных граждан и лиц  без гражданства на основании  принятых в установленном порядке  постановлений производится органами и войсками пограничной службы и  органами внутренних дел.

Дисквалификация является новым для отечественного законодательства об административных правонарушениях  видом административного наказания. Дисквалификация заключается в  лишении физического лица права  занимать руководящие должности  в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет  директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а  также осуществлять управление юридическим  лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание  в виде дисквалификации назначается  судьей, на срок от шести месяцев  до трех лет. КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, со дня совершения или обнаружения правонарушения, что обусловлено повышенной общественной вредностью и трудностью выявления таких административных правонарушений.

9 мая 2005г. принят Закон  о внесении изменения в КоАП (№45 ФЗ). Вводится новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности. Данная мера административного наказания применяется судами в случае угрозы жизни или здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию окружающей среды, совершения административного наказания в области оборота наркотических средств и психотропных веществ, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Суды могут на срок 90 дней прекращать деятельность индивидуальных предпринимателей, организаций, их подразделений, производственных участков, а также эксплуатацию объектов и зданий и осуществление отдельных видов деятельности.

Еще одно новшество –  временный (до 5 суток) запрет на ведение  деятельности до рассмотрения дела судом. Такой запрет может быть применен только в случаях предотвращения непосредственной угрозы жизни и  здоровью людей и причинения вреда  окружающей среде.

2.2 Основания и порядок применения  мер административной ответственности

Основаниями административной ответственности являются:

Нормативное основание  – нарушение административно-правового  запрета (КоАП РФ или законодательство субъекта РФ об административных правонарушениях).

Фактическое основание  – совершение административного  правонарушения.

Процессуальное основание  – издание правоприменительного акта.1

Производство по делам  об административных правонарушениях  предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных его стадиях.

Стадия производства по делам об административных правонарушениях  – относительно самостоятельная  часть производства, которой присущи  конкретные задачи, состав участников производства, процессуальное оформление результатов.

В административно-правовой литературе различают четыре стадии по административным правонарушениям:

первая – возбуждение  административного дела и направление  его по подведомственности (административное расследование);

вторая – рассмотрение административного дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие соответствующего решения;

третья – обжалование  и опротестование решения (пересмотр  постановления);

четвертая – исполнение постановления, вынесенного по административному  делу.

Эти стадии нашли свое нормативное  закрепление в р. ІV-V КоАП РФ. Каждая стадия производства имеет свои этапы, т.е. часть производства, которая характеризуется разрешением определенной задачи в рамках одной стадии.

Возбуждение административного  дела и направление его по подведомственности. На этой стадии устанавливаются все  обстоятельства дела (дата и место  совершения правонарушения, сведения о личности правонарушителя, существо административного правонарушения и другие), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении.

Возбуждение дела об административном проступке, как правило, оформляется  составлением протокола или постановления  о правонарушении.

Единственным правовым основанием для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях  является наличие в действиях  виновного состава нарушения, предусмотренного нормой материального административного  права.

Поводом к возбуждению  дела об административном правонарушении служат:

  1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  2. поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  4. сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии  хотя бы одного из поводов, предусмотренных  ч.1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для  возбуждения производства по делу об административном правонарушении и  принятия решения по нему. По окончании  предварительной подготовки протокол и другие материалы о правонарушении направляются органу или должностному лицу, уполномоченному рассматривать  дело об административном правонарушении. Законодатель также в ст.28.6 КоАП РФ предусматривает случаи назначения административного наказания без составления протокола.

В случаях, если после выявления  административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие  значительных временных затрат, проводится административное расследование по месту совершения или выявления  административного правонарушения.

Законодатель определяет, что срок проведения административного  расследования не может превышать  один месяц с момента возбуждения  дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный  срок может быть продлен по письменному  ходатайству должностного лица, в  производстве которого находится дело, на срок не более одного месяца, а  по делам, о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного  органа на срок не более шести месяцев.

По окончании административного  расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о  прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол или постановление  прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать  дело, в течение суток с момента  составления протокола (вынесения  постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье  немедленно после его составления (вынесении).

Рассмотрение дела об административном правонарушении.

Законодатель определяет обстоятельства, исключающие возможность  рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиально органа, должностным лицом. К таким  обстоятельствам относятся: родство  с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного  представителя физического или  юридического лица, защитника или  представителя, а также личная заинтересованность (прямая или косвенная) в разрешении дела.

При наличии таких обстоятельств  судья, член коллегиального органа, должностное  лицо обязаны заявить самоотвод.

Следующая стадия административного  процесса носит дополнительный характер, т.е. если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители  или иные лица наделенные правом приносить  жалобы или заявлять ходатайства  для пересмотра принятого решения, не сделали этого, то рассматриваемый  этап административного процесса будет  отсутствовать, в ином случае стадия пересмотра решения должна пройти три  этапа:

  1. обжалование или опротестование постановления;
  2. проверка законности постановления, вынесение решения;
  3. реализация решения.

Постановление о наложении  административного наказания обязательно  для исполнения всеми органами государственной  власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и  их объединениями, юридическими лицами. Оно подлежит исполнению с момента  вступления его в законную силу и  приводится исполнение уполномоченными  на то органами в порядке, установленном  законодательством РФ.

Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным  лицом, приводившим постановление  в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПРАКТИКИ ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ

В соответствии со ст. 72 Конституции  Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и  образующих её субъектов. Конституционные  положения служат ориентиром, указывающим  генеральное направление процесса формирования и совершенствования  демократического правового государства, представляют собой индикатор соответствия реального состояния российской государственной и правовой системы  нормативной модели, представленной в Конституции России, применительно  к современному российскому административному  праву.

           Вместе с тем, несмотря на то, что КоАП РФ действует с 1 июля 2002 года, в вопросах законодательного регулирования административной ответственности так и не решённым остался ряд серьёзных проблем.

           Одна из основных заключается в отсутствии однозначного подхода к разграничению компетенции Российской Федерации и её субъектов в области законодательства, устанавливающего административную ответственность.

           Учитывая положения ст. 72 Конституции РФ, относящей административное законодательство к ведению Российской Федерации и субъектов РФ, большинство авторов полагают, что административная ответственность должна устанавливаться федеральными законами и законами субъектов РФ. Это мнение нашло своё отражение в ст. 1.1 КоАП РФ.

             При этом высказываются различные точки зрения на возможные варианты системы законодательства об административных правонарушениях. Д.Н. Бахрах, например, высказывается о целесообразности существования на федеральном уровне помимо Кодекса РФ об административных правонарушениях, Таможенного и Налогового, содержащих нормы об административной ответственности за правонарушениях в этих сферах, а также – кодексов или кодифицированных законов об административных правонарушениях на уровне субъектов РФ.

         А.Ю. Якимов полагает, что законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях должно устанавливать административную ответственность, во-первых, за нарушения федеральных законов и правил, утверждаемых постановлениями Правительства РФ, и, во-вторых, за правонарушения, имеющие повышенную общественную вредность, то есть за такие, которые посягают на здоровье, честь и достоинство личности, собственность, общественный порядок. Установление административной ответственности за прочие проступки, по мнению А.Ю. Якимова, следует отнести к компетенции субъектов Федерации.

          Существует мнение, что в процессе реализации законодательства об административных правонарушениях органы местного самоуправления вправе принимать свои нормативные акты, устанавливающие административную ответственность. При этом соответствующие нормы должны детализировать порядок применения административных санкций, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Информация о работе Административная ответственность как вид государственного принуждения