Административная ответственность в сфере оборота оружия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 20:30, дипломная работа

Описание работы

Административная ответственность в сфере оборота оружия в Российской Федерации имеет ряд особенностей. Она постоянно совершенствуется и развивается, адаптируясь к меняющимся условиям оборота гражданского оружия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика административной ответственности за нарушение правил оборота оружия
§1 Административно-правовое регулирование оборота оружия в Российской Федерации
§2 Понятие и содержание административной ответственности за нарушение правил оборота оружия
§3 Классификация и особенности административных правонарушений в сфере оборота оружия
Глава 2. Производство по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия
§1 Стадии производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия
§2 Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия
§3 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в сфере оборота оружия
Заключение
Список источников и литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

оружие.docx

— 95.53 Кб (Скачать файл)

Административно–правовые  режимы также классифицируются и  рассматриваются по видам действий составляющих понятие «оборот оружия». Исследования, проведенные c этой точки  зрения, позволили выявить недостатки регулирования, связанные с отсутствием  в Законе дефиниций действий, входящих в понятие «оборот», а также  серьезные правовые противоречия, которые  связанные, в том числе, и со вступлением  в силу Закона «О лицензировании отдельных  видов деятельности». Так, в частности, за рамками лицензионных требований и условий остались правила хранения оружия при его производстве; с Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» вошло в противоречие положение ст. 18 Закона «Об оружии», согласно которому торговля оружием может осуществляться на основании лицензии на производство оружия, поскольку торговля является самостоятельным лицензируемым видом деятельности[18]. Кроме того, Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяет свое действие лишь на деятельность физических лиц – индивидуальных предпринимателей, а значит, по его смыслу гражданин, не обладающий таким статусом, не может получить лицензию на коллекционирование или экспонирование оружия, что противоречит Закону «Об оружии» и гражданскому законодательству[19].

Правила регулирования, входящие в структуру административно–правового  режима оборота оружия классифицируются и по другим основаниям. Так по видам  оружия выделяются режимы оборота боевого, служебного и гражданского оружия, которые в свою очередь подразделяются на режимы оборота конкретной модели. В зависимости от реализации основных функций права разграничиваются регулятивный и охранительный режимы. По критериям цели – режимы, направленные на: защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечения общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. По территории действия: действующие на всей территории Российской Федерации, или на части территории страны. По характеру норм, составляющих основу режима: общие и специальные. По степени жесткости: жестко регламентирующие поведение субъектов и льготные. По времени действия постоянные и временные (например, режим оборота оружия при чрезвычайном положении).

На основе анализа вышесказанного, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, ученые Д. Н. Бахрах, А.Б. Агапов и др., достаточно давно занимаются проблемами административно–правового регулирования оборота оружия, единой точки зрения относительно сущности данного явления в административно–правой науке и практической деятельности не сложилось. Ряд ученых вкладывает в это понятие достаточно узкий смысл, рассматривая его преимущественно в контексте мер, направленных на преодоление ситуаций чрезвычайного и неординарного характера.

§ 2 Понятие и содержание административной ответственности  за нарушение правил оборота оружия

 

Административная ответственность  — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным  лицом административного взыскания  к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность  обладает признаками, свойственными  юридической ответственности вообще.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности  специфически преломляются применительно  к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные  именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты  содержания административной ответственности  сводятся к следующему:

«а) административная ответственность  устанавливается законами (например КоАП РФ), либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно–правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права;

б) основанием административной ответственности является административное правонарушение;

в) субъектами административной ответственности могут быть как  физические лица, так и юридические  лица.

Физические лица субъектами административной ответственности  могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Этот момент представляет ее особенности;

а) за административные правонарушения предусмотрены административные наказания;

б) административные наказания  применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а  также судами (судьями);

в) административные наказания  налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке  подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных  случаях в таком же порядке  могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный  ущерб предприятию его работником и т.д.);

г) применение административного  наказания не влечет судимости и  увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим  административное наказание в течение  срока такого наказания;

д) меры административной ответственности  применяются в соответствии с  законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях» [20].

Следовательно, административная ответственность обладает рядом  черт, отличающих ее от других видов  ответственности. Но основная особенность  административной ответственности  состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные взыскания.

Трудно определить ответственность  за нарушение правил оборота оружия без уяснения правил оборота гражданского и служебного оружия.

Согласно правил «оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»: Производство оружия и патронов осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензии на производство (исследование, разработку, испытание, изготовление, а также художественную отделку и ремонт оружия, изготовление патронов и их составных частей).

Оружие в зависимости  от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:

1) гражданское;

2) служебное;

3) боевое ручное стрелковое  и холодное.

Необходимо пояснить, что  обязательной сертификации подлежат все  производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на территорию Российской Федерации и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и  служебного оружия и патронов к нему, а также конструктивно сходные  с оружием изделия.

Организация проведения работ  по сертификации гражданского и служебного оружия и патронов к нему, а также  конструктивно сходных с оружием  изделий осуществляется федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных  услуг, управлению государственным  имуществом в сфере технического регулирования и метрологии.

Сертификат соответствия является основанием для оборота  гражданского и служебного оружия и  патронов к нему на территории Российской Федерации.

Технические требования и  методы испытаний гражданского и  служебного оружия и патронов к нему устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации  в соответствии с положениями  Федерального закона.

Юридические лица обязаны  осуществлять контроль за производством оружия и патронов, обеспечивать безопасность связанных с производством работ, надлежащее качество выпускаемой продукции, ее учет и сохранность.

Выдача, переоформление и  продление срока действия лицензий на производство оружия или патронов осуществляются Федеральным агентством по промышленности по согласованию с  Министерством внутренних дел Российской Федерации на основании заявления  руководителя юридического лица, представляемого  в Федеральное агентство по промышленности по форме, установленной Министерством  промышленности и энергетики Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации, после  уплаты единовременных сборов[21].

 

Торговлю оружием и  патронами на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие оружие и патроны на основании лицензий, а также юридические лица, имеющие  лицензии на торговлю оружием, выданные органами внутренних дел по месту  их государственной регистрации (далее  именуются – поставщики (продавцы)).

Поставщики (продавцы) могут  осуществлять предпродажную подготовку и регулировку оружия.

Поставщикам (продавцам) запрещается  продавать на территории Российской Федерации:

«а) оружие юридическим и  физическим лицам, не имеющим лицензий на приобретение конкретного вида и  типа оружия;

б) оружие и патроны, не прошедшие  сертификации в порядке, установленном  федеральным законодательством, оружие без номера и клейма, а также  патроны без маркировки и знака  соответствия государственным стандартам на первичной упаковке;

в) патроны юридическим  и физическим лицам, не имеющим лицензий на приобретение конкретного вида и  типа оружия или разрешений на хранение или хранение и ношение соответствующего оружия;

г) патроны физическим лицам, имеющим разрешения на хранение и  ношение оружия, полученного во временное  пользование;

д) огнестрельное оружие с  нарезным стволом, не прошедшее контрольный  отстрел с представлением в федеральную пулегильзотеку отстрелянных пуль и гильз в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации;

е) приспособления для бесшумной  стрельбы и прицелы (прицельные комплексы) ночного видения к оружию, за исключением  прицелов для охоты;

ж) оружие и патроны, производимые только для экспорта в соответствии с техническими условиями, отвечающими  требованиям стран–импортеров, либо запрещенные к обороту на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «Об оружии»;

з) оружие и патроны в  помещениях, где продаются иные виды товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей  и запасных частей к оружию;

и) конструктивно сходные  с оружием изделия, не имеющие  сертификата соответствия;

к) оружие, не исключенное  в установленном порядке из состава  Музейного фонда Российской Федерации» [22].

Органы внутренних дел  в соответствии с федеральным  законодательством имеют право  осматривать места хранения и  торговли оружием и патронами, требовать  от юридических и физических лиц  предоставления документов или их копий, письменной или устной информации, необходимых для осуществления  контроля.

При выявлении нарушений  правил хранения или торговли оружием  и патронами органы внутренних дел  могут давать поставщикам (продавцам) обязательные для исполнения предписания  об устранении нарушений и запрещать  в пределах своей компетенции  деятельность соответствующих объектов.

Юридические лица, имеющие  лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу  от органов внутренних дел оружие и патроны, обращенные в установленном  порядке в государственную собственность[23].

Отношения, возникающие между  продавцами и покупателями оружия и  патронов по договору розничной купли-продажи, регулируются федеральным законодательством.

Важно определить субъектов  ответственности за нарушение правил оборота оружия, а именно лиц имеющих  право на приобретение оружия на территории Российской Федерации:

«1) государственные военизированные  организации;

2) юридические лица с  особыми уставными задачами;

3) юридические лица, занимающиеся  производством оружия или торговлей  им (далее – юридические лица  – поставщики);

4) юридические и физические  лица, занимающиеся коллекционированием  или экспонированием оружия;

5) спортивные организации  и организации, ведущие охотничье  хозяйство;

6) организации, занимающиеся  оленеводством и коневодством, подразделения  Российской академии наук, проводящие  полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных  ресурсов в районах Крайнего  Севера и приравненных к ним  местностях, специализированные предприятия,  ведущие охотничий или морской  зверобойный промысел, а также  специализированное предприятие,  осуществляющее гидрографическое  обеспечение судоходства на трассах  Северного морского пути;

7) образовательные учреждения;

8) граждане Российской  Федерации;

9) иностранные граждане»  [24].

Данным лицам согласно законодательству определены следующие  виды наказания за административные правонарушения в сфере оборота  оружия:

1) Лишение специального  права или приостановление деятельности  для юридических лиц (аннулирование  лицензий или разрешений).

Лицензии на приобретение, а также разрешения на хранение или  хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случаях:

– добровольного отказа от указанных лицензий или разрешений, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;

– систематического (не менее  двух раз в течение года) нарушения  либо неисполнения юридическими лицами или гражданами требований, предусмотренных  настоящим Федеральным законом  и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, регламентирующими  оборот оружия;

– возникновения предусмотренных  настоящим Федеральным законом  обстоятельств, исключающих возможность  получения лицензий или разрешений;

Информация о работе Административная ответственность в сфере оборота оружия в Российской Федерации