Административное правоотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть понятие, особенности и виды административно- правовых отношений и определить структуру административно-правовых отношений.
При написании работы необходимо выявить задачи:
- раскрыть понятия административного правоотношения, охарактеризовать его содержание и особенности, структуру
-провести классификацию административно-правовых отношений по различным основаниям
- изучить основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.

Файлы: 1 файл

kursovaya_ad_pr_osnovnaya.docx

— 48.12 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  административно-правовые отношения - это один из наиболее сложных институтов общей части административного  права. И это не случайно, так как  административное право - отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации  и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и нет такой сферы  общественной жизнедеятельности, которая  не находилась бы под пристальным  вниманием со стороны государства. Также актуальным остается , что отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования, поэтому необходимо отличать административно-правовые отношения от других правоотношений. Для этого необходимо знать и уметь определять административные правоотношения, их особенности, структуру и сущность.

Административно-правовые отношения один из важнейших элементов механизма административно-правового регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти. Являясь разновидностью правовых отношений, складывающихся в различных областях и сферах государственной жизни, они выражают все основные признаки любого правового отношения.

Объектом курсовой работы является общественные отношения возникающие  в сфере исполнительной власти.

 Предметом курсовой  работы является нормы права  регулирующие общественные отношения  в сфере исполнительной власти.

Цель работы: рассмотреть  понятие, особенности и виды административно- правовых отношений и определить структуру административно-правовых отношений.

При написании работы необходимо выявить задачи:

- раскрыть понятия административного  правоотношения, охарактеризовать  его содержание и особенности,  структуру

-провести классификацию  административно-правовых отношений  по различным основаниям

- изучить основания возникновения,  изменения и прекращения административных  правоотношений.

Методологической основой  исследования послужили такие методы исследования как:

- формально-юридический, с помощью этого метода изучаются основные понятия, даются определения, толкование их смысла, определения их признаков и т.д.,

- сравнительно-правовой предполагает сопоставлять законы, иные нормативно-правовые акты правовых систем в целом, определять общие закономерности и особенности. и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.

Для раскрытия данной темы необходимо  использовать знания,  полученные при изучения теории государства  и права, раскрывающие общеправовые понятия «правоотношения», «структура правоотношения», «юридические факты».

Структура курсовой работы состоит содержания, трех глав, четырех  параграфов, заключения и списка использованной  информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие административно  – правовых отношений и их особенности.

1.1 Понятие административно-правовых  отношений

Административно-правовые отношения  представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все  основные признаки любого правового  отношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия  на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающего ему юридическую  форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой; а также установление их юридической ответственности  за несоответствующее требованиям  правовой нормы поведение.1

Соответственно под административно-правовым отношением понимается урегулированное  административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором  стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных  и гарантированных административно-правовой нормой. На лицо выражение одного из существенных качеств административно-правовых отношений, а именно то, что они  представляют собой не любое общественное отношение, а управленческое, получившее юридическую, в данном случае - административно-правовую окраску.

Административно-правовые отношения  это властеотношения, а метод  их регулирования сочетает способы  подчинения одного субъекта другому  и является методом командного типа.

Называя административно-правовые отношения властеотношениями, правоведы  подчеркивают, что не следует впадать  в крайность и низводить роль административного права до уровня, полицейского, а административно-правовые отношения - до признания основанными  исключительно на государственном  принуждении.

Властеотношения как категорию  не следует рассматривать в качестве специфического свойства административно-правовых отношений, тем более - безоговорочного. С другой стороны, именно этот их признак  является доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

Для административно-правовых отношений, управленческих по своей  сути, сущностные черты управления в его государственно-властном варианте (исполнительная власть) наиболее показательны. Главное заключается в следующем: управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле; в управленческих отношениях налицо соподчиненность воль. Соответственно, с одной стороны - авторитет, господствующая воля субъекта управления, с другой - подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода.

Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть является средством волевого регулирования  управленческих процессов и поведения  их участников. Тем самым индивидуальное поведение координируется и подчиняется  общим интересам совместной деятельности. Достигается это властным волеизъявлением  соответствующего субъекта управления, выраженным либо в административно-правовых нормах, либо в индивидуальных актах  управления. Адресуется оно второй стороне отношения. Это и есть наиболее емкое выражение регулирования  поведения управляемых через  их волю, их волевое, а не организационное  подчинение общим интересам, выражаемым субъектом управления. Таково по существу содержание руководства поведением людей, свойственное управлению.

Характер административно-правовых отношений как властеотношений  предопределяется доминирующим положением одной их стороны - субъекта управления (управляющей стороны). В подобной полярности находит свое прямое выражение  властно-волевое начало, присущее любому виду социального управления, но выражаемое по-разному.

Наиболее юридически отчетливо  оно проявляется в сфере государственного управления в его собственном (узком) смысле, т.е. там, где непосредственно  реализуются функции исполнительной власти или же в административно-правовых отношениях. Именно поэтому они чаще всего и характеризуются в  качестве властеотношений, юридического неравенства сторон.

Административные правоотношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание  связано с сущностными чертами  государственно-управленческой деятельности, всегда предполагающими соподчиненности  воль. Воля всех участников регулируемых управленческих отношений подчинена  единой управляющей воле. Отсюда и  властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством  волевого регулирования управленческих процессов. Но в этих процессах участвуют  люди, наделенные волей и сознанием; именно они совершают определенные, Предписанные административно-правовыми  нормами действия или воздерживаются от них. Из этого следует, что объектом административно-правового отношения  является воля, сознание и опосредованное ими поведение (действия) управляемых  в сфере реализации исполнительной власти.

Административно-правовые отношения, будучи по своей сути управленческими, имеют широкую сферу для своего возникновения, изменения либо прекращения. Это - сфера государственного управления - понятие, границы которого и раньше, и в современных условиях определяются объемом и направленностью практической деятельности по реализации исполнительной власти. Судить о ней можно, например, руководствуясь ст. 114 Конституции РФ, в которой в самой общей  форме определяются основные направления  деятельности Правительства РФ, осуществляющего  исполнительную власть в РФ, находясь на вершине ее системы. Это - обеспечение  и осуществление единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области  культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; осуществление управления федеральной  собственностью, мер по обеспечению  обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней политики, мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности  и общественного порядка, борьбе с преступностью. Следовательно, сфера  государственного управления охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической работы, в которой задействованы  сотни тысяч различного рода производственных и непроизводственных, государственных  и негосударственных коллективов, миллионы граждан. И уже в силу этого обстоятельства она создает  широчайший простор для административно-правовых отношений, живительной базой для  которых является управляемая сфера  государственной и общественной жизни.

Сфера государственного управления есть та область деятельности государства, в которой действуют особого  рода субъекты. Обобщенно их именуют  либо органами государственного управления, либо органами исполнительной власти. Это значит, что в административно-правовых отношениях опосредствуется само государственное  управление, т.е. компетенция соответствующих  субъектов этого вида государственной  деятельности. Она не поглощается  исключительно взаимодействием  разноуровневых субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными  органами). Управленческая компетенция  реализуется в отношениях со всеми  возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, т.е. с процессом  реализации компетенции ее субъектов.

Соответственно разнообразные  административно-правовые отношения  возникают не просто в сфере государственного управления (здесь могут возникать  и гражданско-правовые отношения), границы  которой весьма широки, но и в  связи или по поводу совершения полномочными субъектами исполнительной власти своей  управленческой компетенции. Именно таково, например, конкретное содержание административно-правовых отношений между гражданами и органами управления. Главное - выражение в этих отношениях публично-правового интереса. Но такого рода отношения не могут возникать между гражданами, а также между негосударственными объединениями и внутри них.

Данная особенность административно-правовых отношений объясняется тем, что  управленческая деятельность, составляющая основной объект административно-правового  регулирования, равно как и связанные  с ней общественные отношения, прямо  и непосредственно выражают волю и интересы государства. Выразить их может только такой субъект, который, во-первых, действует от имени государства  и, во-вторых, является носителем соответствующих  полномочий государственно-властного  характера.

Поэтому в административно-правовых отношениях всегда одной из сторон является официальный и полномочный  субъект исполнительной власти (в  широком смысле - государственного управления). Иначе говоря, несмотря на то, что в административно-правовых отношениях практически могут участвовать  различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без  которой такого рода отношения вообще не возникают. Следовательно, они возникают  только при условии обязательного  участия в них соответствующего исполнительного органа (должностного лица), представляющего публично-правовой интерес. В этом - прямое следствие  властной природы государственно-управленческой деятельности. Очевидно, что, например, гражданин не может выступать  в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых  разнообразных административно-правовых отношений.

Указанная особенность административно-правовых отношений выражает качества, обнаруживаемые и в ряде иных правоотношений (например, финансово-правовых, земельно-правовых, природоохранительных, частично - трудовых).

Для возникновения административно-правовых отношений необходимы определенные условия, которые:

а) возникают непосредственно  в связи с практической деятельностью  исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций. Так, заключение имущественных  сделок не относится к проявлениям  исполнительной власти, а потому, совершая подобного рода действия, исполнительный орган не выступает в роли субъекта управления. В этих действиях не находит своего выражения механизм реализации исполнительной власти.

б) возникают также непосредственно  по поводу осуществления исполнительными  органами не любых функций, а исключительно  управленческих. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически властных полномочий. Без таковых  исполнительный орган не может выступать  в роли субъекта исполнительной власти (например, исполнительный орган общественного объединения). Главное же заключается именно в применении полномочий, которыми наделены субъекты исполнительной власти и "ради" использования которых возникают административно-правовые отношения. Иначе само государственное управление и, соответственно, административное право, юридически его "обслуживающее", становятся беспредметными.

Информация о работе Административное правоотношение