Административное правоотношение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть понятие, особенности и виды административно- правовых отношений и определить структуру административно-правовых отношений.
При написании работы необходимо выявить задачи:
- раскрыть понятия административного правоотношения, охарактеризовать его содержание и особенности, структуру
-провести классификацию административно-правовых отношений по различным основаниям
- изучить основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.

Файлы: 1 файл

kursovaya_ad_pr_osnovnaya.docx

— 48.12 Кб (Скачать файл)

2.2 Виды административо-правовых  отношений

 

Административно-правовые отношения  – общественные отношения в сфере  исполнительной власти, урегулированные  административно-правовыми нормами.

Административно-правовые отношения  могут быть классифицированы по ряду критериев: по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников; по конкретным целям (предназначению) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотношений.

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются:4

1)Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между  соподчиненными сторонами, когда  существует приоритет субъекта  управления в системе органов  исполнительной власти (например, между  иерархически подчиненными главами  администраций).

2)Горизонтальные (координационные)  правоотношения, в рамках которых  стороны равноправны, не подчинены  друг другу в системе органов  исполнительной власти (например, между  федеральными министерствами и  государственными комитетами).

3)правоотношения между  органами исполнительной власти  и не подчиненными им участниками  отношений, не входящими в систему  органов исполнительной власти  (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)

По конкретным целям (назначению) управленческие отношения делятся  на две группы:

1)внутренние (внутриорганизационные,  внутрисистемные)

Внутриорганизационные управленческие отношения, связанные с формированием  и комплектованием аппаратов  управления, организацией их работы, распределением между работниками обязанностей, прав и ответственности и т.п., - вспомогательные, они носят обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон (участников) таких отношений выступают  руководители органов управления и  их структурных подразделений, а  другой – остальные работники, решающие проблемы функционирования этих органов.

2)внешние, т.е. связанные  с непосредственным воздействием  на объекты управления, не входящие  в систему органов исполнительной  власти.

Главные же, определяющие –  внешние (внешненаправленные) отношения, в рамках которых органы исполнительной власти реализуют свою компетенцию  по повседневному руководству хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими  процессами, используя свойственные этим органам методы и средства.

Административно-правовые отношения  по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на:

1)материальные (административно-правовые)

 К материальным административно-правовым  отношениям относятся общественные  отношения, возникающие в сфере  управления, регулируемые материальными  нормами административного права,  закрепляющие полномочия органа  исполнительной власти, или права  и обязанности граждан.

2)административно-процессуальные

Административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров, являются горизонтальными. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях.

3)административно-договорные.

Горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного  характера, носящие форму различного рода соглашений (например, договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной власти и по поводу объема полномочий по ее практической реализации).

Административно-правовые отношения  по способу защиты подразделяются на:

1)защищаемые в административном  порядке;

2)защищаемые в судебном  порядке.

По функциям права отношения  подразделяются:

1)регулятивные – регулируют  экономические отношения и личные  неимущественные отношения. При  помощи данного вида отношений  осуществляется правомерная деятельность  граждан и организаций;

2)охранительные – направлены  на регламентацию мер юридической  ответственности, а также государственно-принудительных  мер защиты субъективных прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Основания возникновения  административно-правовых отношений.

Основания возникновения, изменения  и прекращения административных правоотношений

Для любого правоотношения характерно возникновение его вследствие определенных юридических фактов. В  научной литературе юридические  факты определяются как «предусмотренные правовыми нормами обстоятельства, влекущие установление, изменение и  прекращение правоотношений». Отсюда, понятие юридического факта включает два основных момента:

- наличие явлений действительности – событий или действий (материальный момент);

- их предусмотренность в нормах права в качестве оснований правовых последствий (юридический момент).

Понятие «юридический факт», таким образом, обладает довольно сложным  содержанием, отражающим явления как  материального, так и идеального характера.

В плане понятийной характеристики юридических фактов можно отметить их следующие характерные черты:

1. По своей социальной  природе юридические факты - это  обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не  обладают свойством вызывать  юридические последствия. Такое  качество придается им юридическими  нормами, и может произойти  так, что законодатель на каком-то  этапе развития общественных  отношений перестанет связывать  правовые последствия с данным  юридическим фактом. Однако делается  это не произвольно, не по  прихоти законодательного органа, а под влиянием закономерностей  общественного развития. Поэтому  юридические факты имеют глубокую  общественную природу и представляют  собой еще один выход права  на практику, еще один канал  связи права с социальной сферой.

Таким образом, юридические  факты - это общественно-юридические  явления.

2. Юридические факты опосредуют  движение правовых отношений  (возникновение, изменение, прекращение). И если правосубъектность рассматривать  как особого рода юридическое  право в рамках общерегулятивных  правоотношений, то фактические  условия правосубъектности (возраст,  вменяемость и т.п.) по своей  природе и механизму действия  тоже являются юридическими фактами.

3. Юридические факты вызывают  правовые последствия только  во взаимодействии с правовыми  нормами. Юридический факт выполняет  роль «пускового механизма» по  отношению к норме права, он  запускает ее в действие. В  этом плане юридические факты  можно рассматривать как звенья, связующие нормы права и правовые  отношения.

4. Указания на юридические  факты и их описание содержатся  в гипотезах юридических норм. Наряду с нормами и субъектами  права юридические факты выступают  одной из предпосылок возникновения  правоотношений.

Юридические факты, как и  всякие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:

1) по характеру порождаемых  юридических последствий - правообразующие,  правоизменяющие и правопрекращающие;

2) по характеру действия - факты однократного действия (истечение  срока, нанесение материального  ущерба) и факта-состояния (состояние  в родстве, состояние нетрудоспособности);

3) по характеру связи  с индивидуальной волей участников  правоотношения - юридические деяния (действия и бездействие) и  юридические события. События  могут быть абсолютными и относительными. Абсолютные события вообще не  связаны с волей человека (например, стихийное бедствие). Относительными  являются события, которые не  зависят от воли участников  именно данного правоотношения, но зависят от воли других  людей. Например, убийство для  уголовного правоотношения является  юридическим деянием, а для  гражданского правоотношения наследования - юридическим событием;

4) с точки зрения соответствия  правовым предписаниям деяния  можно разделить на правомерные  и неправомерные. Последние, в  свою очередь, на преступления  и проступки (по степени общественной  опасности);

Неправомерные юридические  факты действия называются правонарушениями.

Признаки (состав) правонарушения:

а) субъект правонарушения (тот, кто нарушил) должен быть

б) объект правонарушения (тот, на кого направлено) должен быть

в) вина субъекта должна быть доказана и определена (умысел или  неосторожность)

г) наличие внешних признаков  деяния (вещественные доказательства).

Только совокупность всех признаков может определить нарушение.

Если принять в соображение  как различие событий и действий, так и различие правомерных и  неправомерных фактов, то получим  четыре категории юридических фактов:

1) правомерные события;

2) правомерные действия;

3) неправомерные события

4) неправомерные действия.

Такая классификация юридических  фактов представляет, однако, некоторые  неудобства. Дело в том, что не при  всяком правомерном действии имеет  значение внутренняя сторона. Многие правомерные действия людей юридически рассматриваются совершенно, так же как и события, так что внутренняя сторона их не имеет никакого значения. Будут ли они сознательными действиями или нет - юридическое значение их остается совершенно одинаковым. Например, уничтожение собственной вещи одинаково влечет за собой прекращение права на нее, все равно, будет ли оно уничтожено сознательно или нет, и то же самое последствие наступило бы и в том случае, если бы вещь погибла случайно, в силу действия сил природы.

Поэтому все такие правомерные  действия, для юридических последствий  которого безразлична их внутренняя сторона, относятся к числу событий  и вместе с ними называются юридическими фактами в тесном смысле, a в особую группу выделяются только те правомерные  действия, юридическое значение которых  обусловлено намеренным их совершением. Эти действия технически называются юридическими действиями. Надобно заметить также, что неправомерные события  имеют юридическое значение лишь настолько, насколько ими порождается  длящееся неправомерное состояние, требующее восстановления права. Поэтому  вместо неправомерных событий говорят  обыкновенно о неправомерном, состоянии. Наконец, неправомерные действия короче называются правонарушениями.

Таким образом, с указанными изменениями мы получаем следующие  четыре категории юридических фактов:

1) собственно юридические  факты;

2) юридические действия;

3) неправомерные состояния;

4) правонарушения.

Юридическими фактами  в тесном смысле слова называются такие события и действия, которые  не представляют собою ничего противного требованиям юридических норм и  которым независимо от намеренности их совершения присвоено определенное юридическое значение, заключающееся  или в установлении новых прав и обязанностей, или в изменении  и прекращении уже существующих. Так как право и обязанность  всегда служат лишь результатами разграничения  юридическою нормою сталкивающихся интересов, то юридическое значение присваивается лишь тем фактам, которые  могут служить признаком или  причиной наличности известных интересов, или их изменения и исчезновения. Так, напр., рождение в, пределах данного  государства и от его граждан  предполагает наличность интереса считаться  подданным этого самого государства  и потому порождает право местного подданства.

5) в зависимости от  волевой направленности правомерные  действия делятся на индивидуальные  акты (совершаются с целью вызвать  определенные правовые последствия), юридические поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия независимо от волевой направленности субъекта, в силу самого факта деяния) и результативные действия (правовые последствия связываются не с самим действием, а с его результатом, например, результатом творческой деятельности);

6) в зависимости от  степени сложности юридические  факты делятся на единичные  юридические факты и фактические  составы (системы юридических  фактов).

Особенностью юридических  фактов по административному праву  является то, что основным видом  правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, то есть, относящийся  к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение  административно-правового отношения.

Информация о работе Административное правоотношение