Административное принуждение. Понятие, признаки административного правонарушения. Его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является:
-доскональное изучение и раскрытие такого понятия как административное принуждение, раскрытие его особенностей.
Задачами курсовой работы являются:
- Углубление и расширение знаний по данной теме;
- Раскрытие основных понятий;
- Последовательно и логически изложить данную тему в курсовой работе;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2-4
Глава 1. Административное принуждение. Понятие, признаки административного правонарушения. Его особенности…………………….5-9
1.1 Понятие административного принуждения…………………………….5-6
1.2 Признаки административного принуждения. Его особенности………7-9
Глава 2. Меры административного принуждения………………………..10-26
2.1 Виды мер административного принуждения и их классификация…..10-14
2.2 Понятие и виды мер административного пресечения…………………15-21
2.3 Меры административной ответственности…………………………….16-24
2.4 Административные взыскания и порядок их наложения……………..25-26
Заключение…………………………………………………………………..27-28
Список используемой литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Административно – предупредительные  меры не связаны с совершением  правонарушений. Они их предотвращают  и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

Административно – предупредительные  меры многофункциональны, но главная  их цель – предупредить вредные, опасные  для жизнедеятельности общества явления, в том числе и правонарушения.  Эти меры отличаются чрезвычайным многообразием и применяются в различных сферах общественной жизни, осуществляются различными субъектами с компетенцией контрольного и надзорного характера ( специальные государственные инспекции и т.п.).  В основном они имеют отраслевой ( ведомственный) профиль, но могут проводиться и органами с общей управленческой компетенцией. Административно – предупредительные меры  выступают либо в виде административных ограничений, либо как определенные административные действия в отношении той или иной категории лиц и организаций.

Таким образом, под мерами административного предупреждения понимают способы и средства, направленные на предупреждение правонарушений и недопущение их отрицательных, вредных последствий, а также на предотвращение наступления обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Административно – предупредительные  меры могут быть классифицированы по сходным признакам, по разным основаниям и целям применения.

На основании классификации  мер по целям применения выделяют две группы мер, административного  принуждения.

К первой группе относятся  меры, которые применяются в целях  предупреждения угрозы общественной и  личной безопасности граждан, предотвращения наступления возможных нежелательных или вредных последствий, в частности:

1. введение карантина , т.е. специального режима въезда и выезда в местности, пораженной эпидемией или эпизоотией;

2. таможенный досмотр, т.е. проверка вещей при переезде через государственную границу с целью предупреждения контрабанды;

В соответствии с Таможенным Кодексом Республики Беларусь, а именно:

ст. 10.  Таможенные органы Республики Беларусь выполняют следующие основные функции:

п.3. принимают  меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

п9. обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь;

п.10.  ведут  борьбу с контрабандой, административными таможенными правонарушениями, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния Республики Беларусь и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей, других товаров, а также оказывают содействие специальным органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации;

3.  закрытие участков государственной границы, участков дороги или улицы в случае аварии, происшествия, проведения массовых мероприятий;

4. досмотр транспортных средств;

5. принудительное медицинское освидетельствование физического состояния лиц, санитарного состояния предприятий торговли и общественного питания;

6. принудительное выселение из домов, находящихся в аварийном состоянии; реквизиция имущества, т.е. временное возмездное изъятие ( например, личного транспорта ) в силу государственной необходимости при наступлении стихийных бедствий;

7. досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов в целях обеспечения безопасности полетов, охраны жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа этих судов;

8. пожарный надзор;

9. административный надзор;

10. регистрация оружия, транспортных средств и др.

 

Ко второй группе мер  предупреждения относятся меры, которые имеют целью предупредить правонарушение, им присуща четко выраженная профилактическая направленность. Такими мерами являются:

- проверка документов, удостоверяющих личность;

- контрольные и надзорные  проверки;

- досмотр вещей и  личный досмотр граждан, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения;

Например, в соответствии с Таможенным Кодексом Республики Беларусь, а именно ст. 180 » Проведение таможенного контроля и его формы».

Таможенный  контроль проводится должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь путем:

проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля);

Таможенный  контроль может производиться в  других формах, предусмотренных настоящим  Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному  делу.

При проведении таможенного контроля могут применяться  технические средства, безопасные для жизни и здоровья человека, животных и растений и не причиняющие ущерба товарам, транспортным средствам, лицам.

Правила проведения таможенного контроля определяются Государственным таможенным комитетом  Республики Беларусь в соответствии с настоящим Кодексом.

 

Таким образом, меры административного принуждения  применяются с различными целями:

- предупреждение  угрозы общественной и личной  безопасности граждан или нормальной  деятельности государственных органов,  предприятий, учреждений и организаций. 

- предотвращения наступления  возможных нежелательных или вредных последствий;

- предупреждение  правонарушения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Понятие и виды мер административного пресечения.

 

В принудительной деятельности органов публичной администрации  главное пресечение. Только оно обладает необходимым кадровым, материальным, информационным потенциалом для своевременного выявления и прекращения противоправных действий. Использование средств пресечения позволяет предотвратить новые нарушения, новые вредные последствия, а также привлечь виновного к ответственности.

Таким образом, меры пресечения – это способы и средства принудительного  воздействия, применяемые в целях  прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также обеспечивающие возможность последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.

В силу предупредительной  направленности административное пресечение играет важную роль в охране режима законности, в защите прав граждан, общества, государства.

Как разновидность административного принуждения, пресечение обладает всеми его признаками, но в то же время имеет ряд особенностей.

-Цель пресечения – прекратить противоправные деяния и не допустить новых.

-Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.

-Фактическим основанием пресечения является правонарушение. Но меры пресечения используются и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. С другой стороны, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства административного пресечения могут быть использованы и в связи с преступлениями.

Иными словами, меры пресечения используются более широко, чем административная ответственность, следовательно, круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения, более широкий. Эти меры могут применять и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом ( депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.

Пресечение  осуществляется как в интересах  общества, государства, так и в  интересах самого нарушителя.

Прежде всего, властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного. Принудительное лечение, помещение в медвытрезвитель и другие меры призваны непосредственно оказывать помощь гражданину, совершающему противоправные действия.

В отличии от карательных санкций меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень пресекательным мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим.

Их использование  часто связано с необходимой  обороной или крайней необходимостью, исполнительной власти и их представителей. И вполне возможно, что представитель власти вынужден будет воспользоваться не названным прямо в законе средством, а например веревкой, топором, применить меры, которые диктуются экстренной ситуацией.

Юридическим фактом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия ( использует дубинку, оружие и др.). Не следует забывать, что эти действия тоже являются правовыми актами исполнительной власти.

К сожалению, единого  нормативного акта, регулирующего систему  мер административного пресечения, основания и порядок их применения, нет. Пресекательная деятельность регламентируется многими законами и подзаконными актами.

Система мер  пресечения чрезвычайно разнообразна. Правоведами выработаны и сформулированы различные варианты классификации  мер административного пресечения. Например, выделяют меры пресечения, применяемые непосредственно к правонарушителю:

- имущественного  характера;

- технического  характера;

- санитарно  – эпидемиологического характера;

- финансово  – кредитного характера.2

 

По мнению Д. Н. Бахраха, исходя из цели и способа  воздействия следует различать общие, специальные и процессуальные меры пресечения3. К общим мерам относятся:

1. требование прекратить противоправные действия ( например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения административных правонарушений, а также действии, препятствующих осуществлению полномочий милиции).

 В соответствии  с Законом Республики Беларусь  от 26 февраля 1991 г. N 637-XII «О милиции» , ст.  16. «Права милиции»

Милиции для  выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

1) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения общественного порядка;

2) проверять  у граждан при подозрении в  совершении правонарушений документы,  удостоверяющие их личность, а  также документы, необходимые  для проверки соблюдения правил, надзор и контроль за выполнением которых возложен на милицию;

3) выносить лицам  в случаях и порядке, предусмотренных  законом, официальные предостережения  о недопустимости противоправного  поведения и осуществлять их  регистрацию;

и другие права.

 

  1. превентивное задержание;
  2. принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
  3. временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненном или ином состоянии, препятствующем безопасному выполнению окружающими своих обязанностей;
  4. запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
  5. запрещение или ограничение дорожных ремонтно-строительных работ, которые представляют опасность для людей, строений, дорожного движения и т.п.;
  6. приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.

 

Специальные меры пресечения

 Сотрудники  милиции и других специальных  служб обладают правом применять  специальные средства: наручники, резиновые палки, средства связывания и др, а также служебных животных в определенным целях.

Согласно Закону Республики Беларусь « О милиции» от 26 февраля 1991 N 637-XII, ст.  20. Применение специальных средств

Милиция применяет  наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометы, бронемашины и другие специальные и транспортные средства, а также служебных животных для:

Информация о работе Административное принуждение. Понятие, признаки административного правонарушения. Его особенности