Административное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 1. Согласно теории разделения властей парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти.
Вопрос 2. Стадии законодательного процесса. Процесс законотворчества занимает более половины времени работы парламента.

Файлы: 1 файл

кпзс контрольная базар.docx

— 54.64 Кб (Скачать файл)

Главную роль в законодательном процессе в  Японии, как и во многих других странах, играет палата представителей, поскольку  в определенных случаях акты, принятые ею, становятся законами без согласия верх ней палаты: нижняя палата преодолевает вето верхней путем вторичной  принятия закона большинством в 2 / 3 голосов, причем голосов присутствующих (кворум в Японии - 1/3 состава), а не общего состава палаты Закон о государственном бюджете также может быть принят без участия верхней палаты, если исчерпаны все пути для соглашения. Нижняя пала та имеет и другие преимущества.

Сессии и  заседания парламента. Очередные  сессии парламента созываются один раз  в год. Внеочередная сессия может  быть созвана по требованию четверти общего числа членов одной из палат (другая палата тогда тоже обязана  собраться) или Кабинета министров. Во время роспуска нижней палаты Кабинет  министров может созвать чрезвычайную сессию палаты советников, но меры, принятые на такой сессии, рассматриваются  как временные и теряют силу, если не будут одобрены нижней палатой  в течение 10 дней после ее первого  заседания.

Для заседаний  палат необходим кворум - присутствие  не менее 1/3 членов парламента. Заседания  постоянных комиссий действительны  при участии 2/3 их членов.

Также важно  отметить, что в Японии очень распространена семейственность и клановость. Отсюда около четверти депутатов - дети, жены и иные родственники прежних депутатов.

 

Избирательная система понимается в двух смыслах: широком и узком.

Избирательная система в широком смысле - совокупность общественных отношений как урегулированных, так и неурегулированных нормами права, посредством которых формируются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Избирательная система в узком смысле - это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. Таких способов несколько. Однако все их многообразие можно свести к двум главным системам: мажоритарной и пропорциональной. Рассмотрим их более подробно.

 

1. Мажоритарная - в основу положен принцип большинства (избранным по избирательному округу считается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов). Эта система проста, но часто несправедлива: пропадают голоса, поданные против победивших кандидатов.

Различают три вида мажоритарной системы:

  • относительного большинства (избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины (США, Англия, Индия и т.д.). При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании.
  • абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное большинство поданных за кандидата голосов (50%+1). Критикуется за не результативность (Франция). При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании.
  • квалифицированного большинства (избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом (большее абсолютного) - Чили).

 

Наряду  с названными тремя используются еще две разновидности мажоритарной системы:

  1. система единственного непередаваемого голоса (полупропорциональная) - в многомандатном избирательном округе избиратель голосует только за одного кандидата, а не за список кандидатов (Япония);
  2. кумулятивный вотум (от лат. cumulatio - скопление)- каждый избиратель в многомандатном округе имеет столько голосов, сколько следует избрать кандидатов и распределяет свои голоса между кандидатами как угодно: может отдать нескольким кандидатам по одному голосу, либо одному - все голоса (Бавария).

 

2. Пропорциональная - строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. (Такие выборы являются строго партийными - Финляндия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Австрия, Бельгия). Применяется только в многомандатных избирательных округах. Избиратель может не знать многих кандидатов от поддерживаемой им партии. Чтобы смягчить дефекты используются методы:

  1. избирательная квота (избирательный метр) - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного кандидата (способы: естественная квота (метод Хэйра) и искусственная квота (метод Хагенбаха-Бишоффа);
  2. метод делителей (метод д , Онта) - это последовательное деление числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей.

 

Дополнительные правила распределения мандатов:

  1. правило наибольшего остатка (нераспределенные по квоте места получают по очереди партии, у которых наибольшие остатки голосов);
  2. правило наибольшего избирательного числа ( места, не распределенные по квоте, передаются по очереди в виде премии тем партиям, которые собрали наибольшее число голосов);
  3. правило суммирования (суммируются все остатки голосов партий по отдельно взятым округам и нераспределенное число мест в целом по стране, и затем вычисляется новая квота для страны в целом и по этой квоте распределяются между партиями оставшиеся места);
  4. правило преодоления заградительного барьера (нераспределенные мандаты партий, не преодолевших заградительный барьер передаются партиям, которые его преодолели, пропорционально числу голосов, собранных этими партиями).

 

Однако искажать пропорциональную систему могут различные приемы:

    1. панашаж (от франц. panachage - смесь): право избирателя проголосовать за кандидатов из разных партийных списков, ориентируясь не на партийную принадлежность, а на личные качества того или иного кандидата, либо вписывать в списки новых кандидатов (Бельгия);
    2. прием соединения списков (блокирование) - партии блока выступают на выборах с общими списками кандидатов, а после того, как общий список получил какое-то количество мандатов, распределяют это количество между собой;
    3. заградительный пункт (заградительный барьер) - это установленный в законе минимальный процент голосов избирателей, который необходимо получить партии в целом по стране, чтобы иметь доступ к депутатским мандатам. Используется для создания в парламенте крупных партийных фракций, и избежания засилья в нем мелких группировок. Заградительный пункт неодинаков в разных странах: 1% - в Израиле, 2% - в Дании, 2,5% - в Шри-Ланке, 3% - в Аргентине, 4% - в Болгарии, Венгрии, Швеции, Италии, 5% - в Словакии, 8% - в Египте, 10% - в Турции.

 

Разновидностью  пропорциональной системы является система единственного передаваемого (переходящего) голоса - избиратель имеет  лишь один голос, но этот голос он может  использовать не для голосования  за партийный список, а только для  преференциального (предпочтительного) голосования за одну из кандидатур любого партийного списка кандидатов.

Пропорциональная  система представительства может  применяться наряду или совместно  с мажоритарными системами (ФРГ). Пропорциональная система, если она  не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил.

 

Сравнительная таблица

Германия

Япония

Порядок образования

Статья 38. (1) Депутаты германского Бундестага избираются всеобщими, свободными, равными и тайными выборами.

(2) Избирателем является тот,  кто достиг 18-летнего возраста; избираемым - тот, кто достиг возраста, с  которого наступает совершеннолетие.

(3) Подробности регулируются федеральным  законом. 

Статья 43. Обе палаты состоят из выборных членов, представляющих весь народ.

Число членов каждой палаты устанавливается  законом.

Статья 44. Квалификация членов обеих палат, а также квалификация их избирателей определяются законом. Однако при этом не должна проводиться дискриминация по мотивам расы, религии, пола, социального положения, происхождения, образования, имущественного положения или доходов.

Статья 41. (1) Проверка правильности выборов принадлежит Бундестагу.

Статья 47. Избирательные округа, способ голосования и иные вопросы, относящиеся к выборам членов обеих палат, определяются законом.

На  выборах в парламент ФРГ, а  именно в его нижнюю палату (верхняя  не избирается), действует смешанная  избирательная система, соединяющая  элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе  по одномандатным избирательным  округам, другая половина - по спискам  политических партий. Причем кандидаты  от партий не образуют общефедерального списка, а создают свои списки в  каждой земле, т.е. в каждом субъекте федерации. Избиратель имеет два  голоса: один подает за кандидата в  избирательном округе (голосуя по одному из бюллетеней), а другой - за кандидатов той или иной партии (в  целом за ее список по другому бюллетеню). Итоги голосования по первому  бюллетеню подводятся по мажоритарной системе относительного большинства, по второму бюллетеню - по пропорциональной системе. При этом, если во втором случае партия получит менее 5% голосов избирателей  в целом по стране, она отстраняется от распределения мест в порядке  пропорции и по этой части голосования  депутатских мандатов не получает (это так называемый заградительный барьер, или заградительный пункт).

Статья 54. Если Палата представителей распущена, то в течение сорока дней со дня ее роспуска должны быть проведены всеобщие выборы в Палату представителей, а в течение тридцати дней со дня выборов должен быть созван Парламент.

До  1996 г. избирательные округа на выборах в нижнюю палату парламента были многомандатными. Законом 1994 г. изменено число депутатских мандатов - 500 вместо прежних 511. Теперь (впервые в 1996 г.) 300 депутатов избираются по одномандатным округам по мажоритарной системе относительного большинства, а 200 - по одиннадцати крупным региональным округам по пропорциональной системе (следовательно, от каждого такого округа в среднем избирается 19-20 депутатов). При такой смешанной системе каждый избиратель имеет два голоса. Избирательные округа пересматриваются каждые пять лет при проведении переписи населения, но тем не менее между ними существует большой разрыв.

Сроки полномочий

Статья 39. (1) Бундестаг избирается на четыре года при соблюдении нижеследующих условий. Его легислатура оканчивается с первым заседанием нового Бундестага. Новые выборы проводятся не ранее сорока шести и не позднее сорока восьми месяцев после начала легислатуры. В случае роспуска Бундестага новые выборы проводятся в течение шестидесяти дней.

Статья 45. Срок полномочий членов Палаты представителей - четыре года. Их полномочия, однако, прекращаются до истечения полного срока в случае роспуска Палаты представителей.


 

 

Вопрос 2.

Стадии  законодательного процесса. Процесс  законотворчества занимает более половины времени работы парламента.

Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов.

Законодательный процесс включает ряд последовательных стадий: законодательную инициативу от разработки законопроекта до его внесения в парламент, обсуждение в парламенте, принятие закона и его публикацию.

Особая  роль в законодательном процессе принадлежит основному органу законодательной  власти государства, то есть, как правило, парламенту, и его структурам. В  рамках их компетенции законодательный  процесс определяется установленными парламентскими процедурами. Таковые  определяются не только существующими  законами, но и регламентами соответствующих  палат парламента — особыми внутренними  нормативными актами, устанавливающими порядок работы законодательного органа по всем вопросам его ведения.

Однако  в законодательном процессе некоторых  стран парламентские процедуры  в ряде случаев могут свестись к минимуму. Например, ордонансы  правительства Франции, подписанные  президентом республики, могут иметь  силу закона и лишь ратифицируются французским парламентом. Иным механизмом законодательного процесса, позволяющим обойти парламентскую процедуру, является внепарламентский референдум, то есть такой референдум, вопрос на который выносится без предварительного рассмотрения законодательным органом и вступает силу без утверждения законодательной властью. Такая форма прямой демократии наиболее характерна для Швейцарии. Референдумы в Швейцарии, как правило, проходят четыре раза в год. Парламент имеет право лишь рекомендовать принятие или отклонение вынесенного на референдум проекта и представить возможную альтернативу ему.

США.

Процесс внесения законопроектов довольно прост. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. В палате представителей текст законопроекта опускается в специальный ящичек — “хоппер”, который стоит на столе у клерка палаты. В сенате, с разрешения председателя палаты, эта процедура во время “утреннего заседания” сопровождается краткой речью сенатора. Не предлагая проекта закона по существу, сенаторы и конгрессмены могут ограничиться внесением в палату петиции о рассмотрении соответствующего законодательства. В этом случае разработка законопроекта поручается постоянному комитету либо свои услуги предоставляют всевозможные лоббистские организации, заинтересованные в том или ином решении вопроса.

После официального внесения проекта он распечатывается  на специальном типографском бланке, в котором указываются порядковый номер и краткое наименование законопроекта, а также члены  палаты, которые представили и  поддержали проект (в палате представителей их должно быть не более 25 человек). Текст  печатается на листах, каждая строчка  которых имеет порядковый номер. Сделано это для того, чтобы  облегчить процесс обсуждения и  внесения в проект поправок. Тексты законопроектов хранятся в комнатах хранения документации. Информация о  них публикуется в официальном  вестнике конгресса — “Congressional Record” («Конгрэшнл Рэкод»).

Все законопроекты  должны пройти три чтения. Проводятся они в различные дни, если только иной порядок не определен палатой  единогласно. При первом чтении, как  правило, зачитывается только название проекта и решается вопрос об отсылке  его в комитет. Постоянный комитет  при необходимости направляет проект в подкомитет, определяя дальнейший порядок его рассмотрения. На этой стадии судьба проекта — всецело в руках комитета, так как палаты редко используют право вернуть законопроект обратно в палату.

Законопроект  докладывается палате председателем  либо, по его поручению, членом комитета от большинства. Палата включает законопроект в соответствующий календарь, но при необходимости может рассмотреть его незамедлительно.

Перед обсуждением  в палате проект зачитывается полностью (второе чтение). Во время обсуждения (дебатов) депутатам предоставлено  право предлагать к законопроекту поправки.

Правила палат содержат отдельные требования, ограничивающие внесение поправок, как  “торпедирующих” законопроекты, так  и неоправданно задерживающих по времени их рассмотрение. Так, например, в регламенте сената установлен запрет на внесение поправок, противоречащих законопроекту в целом. Право  внести поправки в обеих палатах  может быть предоставлено только членам тех комитетов, которые обладают предметной компетенцией по законопроекту.

Поправка, по требованию председателя или члена  палаты, должна быть представлена в  письменном виде. В случае, если она включает несколько вопросов, ее обсуждение может проводиться раздельно по включенным в нее вопросам.

Поправки  включаются в текст проекта в случае одобрения их большинством голосов присутствующих членов палаты. До голосования депутат, предложивший поправку, может ее отозвать.

Когда законопроект назначается к третьему чтению, внесение поправок в текст его не допускается, если только иное палата не установит  единогласно. До голосования по законопроекту  в целом он может быть вновь  отослан в постоянный комитет, который, как и при первом его рассмотрении, не вправе вносить в его текст  поправки (он может только их предложить). После печати и третьего чтения законопроект ставится на голосование.

Информация о работе Административное принуждение