Административно-правовые акты государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе речь пойдет только об одной стороне управления общественными процессами, а именно о государственном управлении, о таком социальном юридическом инструменте, каким является административно-правовые акты государственного управления. По моему мнению, исследовать проблемы актов государственного управления необходимо с разных сторон, как с точки зрения общей теории права, так и с позиций публичного права, особенно – административного права и административного процесса. Таким образом, только применение комплексной, разнообразной в исследовательских приемах методики поможет, как нам представляется, раскрыть правовую природу административно-правовых актов государственного управления.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие административно-правовых актов государственного управления…………………………………………………………………..5
2. Виды административно-правовых актов государственного управления……………………………………..............................................14
3. Действие административно-правовых актов государственного управления ……………………………….....................................................23
Заключение……………………………………………………………..27
Библиографический список…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая по АП.doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)


Административно-правовые акты государственного управления

 

План

 

Введение………………………………………………………………..

3

1. Понятие административно-правовых актов государственного управления…………………………………………………………………..

 

5

2. Виды административно-правовых актов государственного управления……………………………………..............................................

 

14

3. Действие административно-правовых актов государственного управления ……………………………….....................................................

 

23

Заключение……………………………………………………………..

27

Библиографический список…………………………………………...

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Исследование  проблемы административно-правовых актов государственного управления – проблема не новая. Изучению этого вопроса всегда уделялось большое внимание по двум причинам: в силу значимости проблемы с точки зрения создания и развития теории административного права и в связи с формированием конкретных условий для развития исполнительной власти под влиянием экономических и социальных процессов, происходивших в разные периоды существования нашего государства.

В курсовой работе я попытаюсь, опираясь на детально разработанные положения теории административного права об административно-правовых актов государственного управления1 привлечь внимание к проблеме осуществления административно-правовыми актами своего назначения с учетом современных задач и принципиальных изменений в деятельности органов исполнительной власти, призванной ныне функционировать на основе новой системы и структуры федеральных исполнительных органов в ходе осуществления административной реформы.

Всевозможные вопросы  управления изучаются различными науками. Научный подход к совершенствованию  управления в разнообразных сферах жизни нашего общества становится одним из главных требований в современных условиях. Сегодня на базе таких наук, как педагогика, психология, теория государства и права, административного, конституционного и муниципального права, формируется и самостоятельная наука управления.

В данной курсовой работе речь пойдет только об одной стороне управления общественными процессами, а именно о государственном управлении, о таком социальном юридическом инструменте, каким является административно-правовые акты государственного управления. По моему мнению, исследовать проблемы актов государственного управления необходимо с разных сторон, как с точки зрения общей теории права, так и с позиций публичного права, особенно – административного права и административного процесса. Таким образом, только применение комплексной, разнообразной в исследовательских приемах методики поможет, как нам представляется, раскрыть правовую природу административно-правовых актов государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие административно-правовых актов

государственного  управления

 

Подробно исследованный  в правовой литературе вопрос о понятии административно-правового акта государственного управления сохраняет в целом свою научную значимость2. С учетом некоторых новаций в развитии и правовом обеспечении исполнительной власти здесь высказываются отдельные соображения по данному вопросу.

При определении существа административно-правового акта государственного управления важно подчеркнуть факт его принятия не только на основании, но и во исполнение действующего законодательства. Акцент на значении правотворческой деятельности органов исполнительной власти «во исполнение» законодательства предполагает в современных условиях укрепление и развитие двух начал в правом регулировании. Во-первых, неуклонное соблюдение законодательства в смысле строгого соответствия правовых актов органов исполнительной власти актам более высокой юридической силы и, во-вторых, – что особенно важно в плане совершенствования подзаконного нормотворчества – творческий подход к формированию содержания нормативных правовых актов.

Основным элементом понятия административно-правового акта должно быть указание на обязательную силу этого акта как официального документа, отражающего государственный интерес.

Называемый большинством авторов, исследующих понятие правового акта управления, признак правового акта как официального документа, выражающего юридически властное волеизъявление органа исполнительной власти, по существу не вызывает сомнения, поскольку в каждом акте отражается воля принимающего его субъекта – органа исполнительной власти, облеченная в соответствующую юридическую форму. В то же время сегодня используются разные способы организации государственного управления, в том числе не только путем выражения органом исполнительной власти своей властной воли соответствующему субъекту, объекту. В частности, применяется такой вариант управления, при котором субъекты не имеют по отношению друг к другу властных полномочий, а решают вопросы на основе согласования позиций. Да и чисто стилистически формулировка этого признака в современных условиях развития сопряженности интересов в сфере государственного управления не нацеливает на достижение сторонами взаимодействия. К тому же признак властности волеизъявления органа исполнительной власти презюмируется в характеристиках административно-правового акта, предусматривающих его обязательность и публично-правовой характер, а также принятие в пределах компетенции соответствующего госоргана.

В условиях развития в последние годы горизонтальных административных правоотношений осуществляется практика подготовки совместных управленческих решений двумя-тремя органами исполнительной власти одного правового уровня. Эти решения могут и оформляться совместными административно-правовыми актами сотрудничающих органов, и отражать либо общее волеизъявление, либо согласование волеизъявления нескольких субъектов государственного управления.

Характеристика понятия административно-правового  акта в современных условиях организации и осуществления государственного управления требует также определения основных признаков нормативных и индивидуальных правовых актов органов исполнительной власти как основных видов их правотворческой деятельности для исследования роли актов этих видов в обеспечении государственного управления в новых условиях функционирования исполнительной власти на основе проводимой административной реформы.

Как свидетельствует  наименование нормативных административно-правовых актов, это акты органов исполнительной власти, устанавливающие правовые нормы. В данной связи основные признаки такого вида правовых норм определяют и природу актов. Нормативные акты принимаются для регулирования однотипных общественных отношений в соответствующей сфере, области, рассчитаны на неоднократное применение и обязательны для неопределенного круга лиц. На основании нормативных правовых актов могут возникать, изменяться или прекращаться правоотношения, но сами акты этих правоотношений не создают и продолжают действовать независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, сложившиеся в соответствии с нормативным правовым актом.

Нормативные акты являются одним из источников административного права. Это самостоятельный вид правотворчества. К нормативным административно-правовым актам государственного управления относятся, во-первых, указы Президента РФ, содержащие нормы административного права.

Во-вторых, важнейшими нормативными административно-правовыми актами являются постановления Правительства РФ.

Следующую, наиболее многочисленную группу нормативных административно-правовых актов, принимаемых сегодня на федеральном уровне, составляют акты федеральных министерств.

Крупный блок нормативных  административно-правовых актов принимается также на уровне субъектов Российской Федерации соответствующими государственными органами – главами исполнительной власти, как правило, в форме указов и постановлений; высшим исполнительным органом государственной власти общей компетенции – в форме постановлений; отраслевыми и межотраслевыми органами исполнительной власти – в виде постановлений, приказов, правил, положений, указаний; территориальными органами исполнительной власти – в виде постановлений, приказов администраций городов, районов, административных округов.

Цели и назначение института правовых актов и на уровне Федерации, и на уровне субъектов Российской Федерации в принципе не различаются. Существует только разный масштаб действия актов, что естественно: действие региональных правовых актов распространяется, как правило, только на субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ. С некоторыми различиями решаются вопросы отмены и приостановления нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов Федерации. В настоящих условиях возникнут, конечно, и другие различия, определяемые изменениями в правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти в связи с административной реформой. Очевидно, что реформа исполнительной власти в субъектах Российской Федерации должна стать продолжением реформы данной системы органов на федеральном уровне. Неизбежность этого вытекает в первую очередь из принципов формирования и функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ.

Наука административного  права, обобщая содержание нормативных  правовых актов органов исполнительной власти, называет следующие основные блоки вопросов, регулируемых этими актами:

- формирование и обеспечение  осуществления механизмов реализации конституционного статуса граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также общественных объединений различного типа;

- конкретизация норм  актов высшей юридической силы, регулирующих вопросы в различных сферах и областях государственной и общественной жизни;

- определение (установление) типовых правил поведения в  сфере государственного управления;

- разработка, утверждение  и проведение в жизнь различного  рода государственных программ развития наиболее актуальных направлений деятельности в сферах социально-экономического, культурно-образовательного, медицинского, информационного и иного характера;

- установление организационно-правового  статуса органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ;

- формирование условий  взаимодействия и координации  деятельности различных участников управленческих отношений;

- установление необходимых запретов, ограничений, возложение специальных обязанностей или предоставление специальных прав в сфере государственного управления;

- определение порядка,  условий, требований совершения  соответствующих действий исполнительно-распорядительного характера, установление процедур управленческой деятельности.

Юристы неоднократно исследовали проблемы актов управления. Достаточно указать, что с разработкой проблем актов управления связаны имена таких ученых, как Р.Ф. Васильев, Б.В. Дрейшев, А.А. Жданов, Ю.М. Козлов, Л.И. Краснова, Н.М. Лаврова, Б.М. Лазарев, Н.В. Миронов, П.Г. Мишутин, А.В. Мицкевич, В.И. Новоселов, А.Ф. Ноздрачев, Г.И. Петров, А.А. Савостин, Н.Г. Салищева, З.М. Рахлин, Л.М. Розин, А.Н. Федосеев, А.Ф. Шебанов.

Значительные наработки, сделанные отечественными учеными в области теории управления, дают право говорить о существовании частно-юридической теории нормативно-правовых актов государственного управления.

Анализ юридической  литературы показал, что теория (концепция) актов управления включает в себя следующие вопросы, которые в разное время рассматривались учеными-юристами.

- Во-первых, это само  понятие акта управления.

- Во-вторых, это классификация  (виды) актов управления.

- В-третьих, это требования  законности, предъявляемые к актам управления.

- В-четвертых, это процедура  издания актов управления.

Роль и значение актов  управления в системе континентального права, в романо-германской правовой семье всегда было огромно, так как они являлись серьезным и важным правовым инструментом для реализации положений норм законов практически во все периоды XX в. Недаром в своем «чистом учении о праве», в иерархии юридических актов, подзаконным актам и актам применения права Ганс Кельзен отводил особое место. Сегодня в правовой системе российского права, как констатирует профессор В.В. Черников, важное место также принадлежит актам управления3.

Анализ юридической  литературы позволяет в понимании  актов управления выделить как минимум  четыре направления.

Сторонники первого  направления не без основания вкладывают в понятие акта управления более развернутый смысл, чем представители двух других направлений. В связи с этим данную позицию следует отнести к широкому пониманию акта управления.

Второе направление  характеризуется тем, что под  актами управления понимают государственно-властные акты, изданные на основе и во исполнение советских законов и указов органами советского государственного управления в процессе практического осуществления функций государства. Фактически здесь речь идет об актах-документах. Как в свое время отмечал профессор Н.Г. Александров, письменный правовой акт – это документ, в котором предписания соответствующего органа управления получают объективированное выражение4.

Третье направление – это когда под актом управления понимается юридическая форма исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, осуществляющих полномочия в пределах своей компетенции, на основе и во исполнение законов и в установленном законом порядке 5.

Информация о работе Административно-правовые акты государственного управления