Административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается во всестороннем, комплексном научном анализе административных отношений.
В соответствии с этим ставятся и конкретные задачи исследования. Они сводятся к тому, чтобы:
• провести анализ понятия механизма административно-правового регулирования и его элементов;
• исследовать понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения;
• проанализировать виды административных правоотношений;
• исследовать основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты в административном праве;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов………………………………………………………………….…………6
Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения………………………………………………………………11
Виды административных правоотношений……………………………..16
Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты в административном праве…………………………………………………………………………………22
Административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов……………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Погран.инст. Курсовик АП Админи.-прав.отношения.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

  1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов………………………………………………………………….…………6
  2. Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения………………………………………………………………11
  3. Виды административных правоотношений……………………………..16
  4. Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты в административном праве…………………………………………………………………………………22
  5. Административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов……………………………………………………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….30

Список использованной литературы……………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений (имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовному праву - регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного права составляют те отношения, о которых речь пойдет дальше.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью исследования административных отношений - своеобразной и многочисленной группы реально существующих отношений, обладающих отрицательным зарядом общественной энергии, отношений, которые регулируются запретительными нормами материального административного права и реализуются с помощью норм права административно-процессуального. Существование такого рода отношений, связанных с определенным видом правонарушений, наносит существенный вред обществу и государству, правам и свободам человека и гражданина, его безопасности. Поэтому исследование названного социально-правового явления в современных условиях по целому ряду причин является делом актуальным как с научной, так и с практической стороны. Проблема административных отношений, в принципе, не является новой, и уже выступала предметом научного интереса. Однако эту тему отнюдь нельзя отнести к разряду исчерпанных.

Комплексный характер исследуемой проблемы предполагает необходимость обращения к различным отраслям юридических знаний, равно как и к научным трудам в области философии, социологии, теории систем.

Очевидно, что все вопросы не могут быть раскрыты без обращения к положениям, имеющим общетеоретическое и методологическое значение.

Широкий круг авторов, чьи труды составили методологическую основу для исследования, равно как и тех, чьи работы в той или иной мере касались проблем административной деликтности, административных правоотношений и административно-процессуальных отношений, свидетельствует о несомненной актуальности избранной темы. Однако в отечественной литературе административная деликтность (как социально-правовое явление) и административные отношения (как правовая категория) рассматриваются лишь как самостоятельные проблемы. Между тем сама природа их детерминации свидетельствует о необходимости комплексного их исследования.

Состояние научной разработанности темы. Интересными работами представлена библиография по проблемам административных правоотношений (Д.Н.Бахрах, К.С.Бельский, Ю.М.Козлов, Н.Г.Салищева, В.Д.Сорокин, Ю.Н.Старилов, М.С.Студеникина, Ю.А.Тихомиров, А.Ю.Якимов, О.М.Якуба и др.).

Исследование современных аспектов правоотношений, невозможно и без обращения к фундаментальным трудам дореволюционных российских ученых - юристов и философов, в которых осмысливались особенности российской политико-правовой действительности, в их числе произведения Н.Н.Алексеева, П.И.Новгородцева, К.Л.Петражицкого, Г.Ф.Шершеневича и другие.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации административных отношений, в сфере государственного управления.

Предметом исследования являются правовые и организационные основы по реализации органами исполнительной власти и местного самоуправления и их должностными лицами полномочий в сфере административных отношений.

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается во всестороннем, комплексном научном анализе административных отношений.

В соответствии с этим ставятся и конкретные задачи исследования. Они сводятся к тому, чтобы:

• провести анализ понятия механизма административно-правового регулирования и его элементов;

• исследовать понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения;

• проанализировать виды административных правоотношений;

• исследовать основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты в административном праве;

• проанализировать административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

 

В юридической науке понятие "механизм правового регулирования" активно используется с 1960 года. Его введение явилось следствием того, что разработка отдельных правовых явлений (актов, норм, правоотношений и т. п.) и исследование их влияния на общественные отношения не всегда давали желаемый результат. В реальной действительности данные явления не существуют изолированно друг от друга, они постоянно взаимодействуют и именно во взаимодействии оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения.

Природа механизма правового регулирования, его структура и т. д. в целом достаточно глубоко и всесторонне проанализированы в общетеоретической литературе.

Вместе с тем значение этого понятия, безусловно, не сводится к оперированию им в общей теории права. Наибольшую практическую значимость использование этого понятия могло бы дать при разработке конкретных отраслевых проблем.

Предлагаемое исследование направлено на разработку проблемы механизма правового регулирования в рамках административного права.

Многогранность проблемы механизма административно-правового регулирования следует рассматривать с уяснения его понятие и структуры.

Впервые в юридическую литературу термин "механизм правового регулирования" ввел и раскрыл его содержание С. С. Алексеев. "Под механизмом правового регулирования следует понимать взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения".1

Механизм административно-правового регулирования, являясь частью системы механизма правового регулирования в целом, содержит, по существу, тот же набор правовых средств (нормы, правоотношения, акты применения права), с помощью которых осуществляется упорядочивающее воздействие на общественные явления.

Вместе с тем механизму административно-правового регулирования присущи свои специфические особенности, которые позволяют выделить его в самостоятельный блок. Данные особенности можно рассматривать:

в вертикальном разрезе, где составляющие его правовые средства расположены в соответствующем их назначению, иерархическом порядке - административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, административно-правовые акты;

в горизонтальном срезе. В этом случае механизм правового регулирования предстает в виде единого образования, состоящего из отдельных, самостоятельных и практически равноправных блоков, являющихся отраслевыми механизмами правового регулирования. При этом каждый отраслевой блок несмотря на специфическое юридическое своеобразие, относительную автономность (сферевую, структурную и функциональную) тем не менее представляет собой составную часть общего механизма правового регулирования, отражающую его особенности через предмет, метод и систему.

Исследование механизма административно-правового регулирования предполагает в первую очередь уяснение круга общественных отношений, составляющих его предмет. В самом предмете (т. е. в регулируемых общественных отношениях) заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации. Именно содержание однородной группы общественных отношений определяет в конечном итоге и специфику правового регулирования.

Вопрос о предмете административного права дискуссионный.

К предмету административного права можно отнести:

управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере "внутренней" жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Д.Н. Бахрах в предмет административного права включает:2

внутриаппаратные отношения, связанные с организацией исполнительной власти, организацией службы, компетенцией органов и служащих, с формами и методами внутриаппаратной работы в государственных и муниципальных органах;

взаимоотношения административной власти с гражданами, государственными и негосударственными организациями.

Ю.А.Тихомиров к предмету административного права относит организацию и функционирование государственного управления, регулирование функционально-юридических режимов, обеспечение юрисдикционно-охранительной деятельности и участие в данных сферах граждан.

Административно-правовое регулирование, его механизм есть форма юридического опосредствования отношений, в которых одна сторона выступает в роли управляющего, а другая — управляемого. Такого рода отношения всегда предполагают известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле, т.е. речь идет о "юридически неравном положение сторон".

Это неравенство может выступать и в виде прямого подчинения одной стороны правоотношения другой; и в виде наделения одного из двух равных субъектов надведомственными и координирующими полномочиями, что ставит его в особое положение; и в виде ведущего положения одной из равных сторон в принимаемом совместном решении и т. д.

К особенностям административно-правового регулирования можно отнести следующие:

Во-первых, вообще для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания.

Во-вторых, административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников отношения. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение.

В-третьих, у управляющей стороны есть такие юридически-властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например, у нижестоящего исполнительного органа).

В-четвертых, властность и односторонность, как наиболее существенные признаки административно-правового регулирования, не исключают использование в необходимых случаях дозволительных средств. Но использование дозволений также предписывается административно-правовыми нормами (например, в виде соответствующих разрешений).

Таким образом, суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему: а) установление определенного порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой; б) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия; в) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения; г) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению.

Элементами механизма правового регулирования являются:

1. нормы административного права  и его принципы, объективно выраженные  в законах, указах и других  нормативных актах;

2. акты толкования норм административного  права, издаваемые уполномоченными  на то органами;

3. акты применения норм административного  права;

4. административно-правовые отношения;

5. правосознание, юридические факты, законность.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов