Административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается во всестороннем, комплексном научном анализе административных отношений.
В соответствии с этим ставятся и конкретные задачи исследования. Они сводятся к тому, чтобы:
• провести анализ понятия механизма административно-правового регулирования и его элементов;
• исследовать понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения;
• проанализировать виды административных правоотношений;
• исследовать основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты в административном праве;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов………………………………………………………………….…………6
Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения………………………………………………………………11
Виды административных правоотношений……………………………..16
Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты в административном праве…………………………………………………………………………………22
Административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов……………………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Погран.инст. Курсовик АП Админи.-прав.отношения.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Статья 30 Закона "О Государственной границе Российской Федерации" устанавливает следующие полномочия пограничных органов:12

Пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:

обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

проводят при необходимости пограничные поиски и операции;

осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия органов пограничного контроля и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Процесс возникновения данных административных правоотношений, развития и прекращения полностью зависит от системных основных свойств административной деятельности, а сущность состоит в стремлении органов пограничной службы соблюсти правовые процедуры осуществления административного процесса, исполнения постановления о наложении административного взыскания, обеспечить права и законные интересы физических и юридических лиц, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, а равно защитить права, свободы и законные интересы лиц, подвергнутых административному взысканию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления. Под механизмом административно-правового регулирования понимается система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества. В структуру этого механизма  входят такие элементы как: нормы административного права и его принципы, объективированные в законах, указах Президента России и других нормативных актах; акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами; акты применения норм административного права, издаваемые должностными лицами органов исполнительной власти при реализации властных полномочий (в том числе и индивидуальные акты); административно-правовые отношения.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:

- права и обязанности сторон  данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;

- всегда одной из сторон в  таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями) ;

- административные правоотношения  практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;

- если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;

- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в  административном порядке.

- административные правоотношения  являются властеотношениями, построенные  на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.  

Классификация видов административно-правовых отношений осуществляется: 1) по содержанию; 2) по соотношению прав и обязанностей участников отношений; 3) по характеру порождающих их юридических фактов; 4) по целям; 5) по составу участников; 6) по направлению деятельности и другим признакам.  

Основаниями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты. Под юридическими фактами принято понимать определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Те или иные обстоятельства становятся «юридическими» не в силу присущих им внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством в форме нормативного правового акта или иного источника права. Юридические факты могут быть классифицированы по разным основаниям, например, по характеру порождаемых юридических последствий они могут быть правообразующими, правоизменяющими и правопрекращающими. По характеру связи с индивидуальной волей участников правоотношения они могут принимать форму юридических деяний (действия и бездействие) и юридических событий. С точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния юридические факты можно разделить на правомерные и неправомерные.  

К числу специальных органов исполнительной власти относятся органы ФСБ России и пограничные органы ФСБ России. В 2004 году в структуру органов ФСБ России вошла Федеральная пограничная служба РФ. Федеральная служба безопасности (ФСБ), ее территориальные органы (управления и отделы), образуют единую централизованную систему, которая осуществляет управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны ее государственной границы и прилегающих территорий.

Административно-правовые отношения в деятельности органов ФСБ России и  пограничных органов ФСБ России распространяются на следующие основные направления:  

1) контрразведывательная деятельность;   

2) борьба с преступностью и террористической деятельностью;  

3) разведывательная деятельность;   

4) пограничная деятельность;   

5) обеспечение информационной безопасности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовой материал

 

  1. Конституция Российской Федерации. 1993.
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. - 2001. - № 256 (2868).
  3. О Федеральной службе безопасности. Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ  // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 15. – ст. 1269.
  4. О Государственной границе Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993г. № 4730-1 // "Российская газета" -1993. - 4 мая.

Учебная и научная литература

 

  1. Агапов А.Б. Административное право. – М.: Издательских дом Дашков и К, 2011. С. 213.
  2. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. - М.: БЕК, 2006.
  3. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 1. Сущность и основные институты административного права. Учебник. М.: «ТЕИС», 2010. С.113.
  4. Анисимов П.В., Симухин В.Д., Симухин А.В. Административная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2009. С.314
  5. Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2006.  С.132.
  6. Виноградов, В. М. Обсуждение книги С. С. Алексеева "Механизм  правового регулирования в социалистическом  государстве" /[Рецензия] /В. М. Виноградов. //Правоведение. -1967. - № 5. - С. 169 – 170.
  7. Габричидзе Б.Н. Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации. М., 2012. С.224.
  8. Головистиков А. Административное право России. Конспект лекций. – М.: Эксмо-Пресс, 2010. С.213.
  9. Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. – Саратов: из-во Саратовского университета, 2007. С.110.
  10. Манохин В.М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право М., 2011. С.224.
  11. Редкоус В. М. К вопросу о понятии административной деятельности органов национальной безопасности государств-участников СНГ // Право и государство: теория и практика. - 2008. - №  6 (42). - С. 103-109.
  12. Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций. – М.: Норма, 2004.
  13. Россинский Б.В. Административное право. Вопросы и ответы. М., 2011. С.165.
  14. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. Т. 1: История; Наука; Предмет; Нормы; Субъекты. – М.: ИНФРА-М, 2011. С.214.
  15. Фатеев П.П. Понятие и структура механизма административно-правового регулирования // Журнал «Научный вестник УрАГС». -  № 3 (12). -  сентябрь 2012. – С.17.

 

 

1 Виноградов, В. М. Обсуждение книги С. С. Алексеева "Механизм  правового регулирования в социалистическом  государстве" /[Рецензия] /В. М. Виноградов. //Правоведение. -1967. - № 5. - С. 169 – 170.

2 Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2006.  С.132.

3 Фатеев П.П. Понятие и структура механизма административно-правового регулирования // Журнал «Научный вестник УрАГС». -  № 3 (12). -  сентябрь 2012. – С.17.

4 Габричидзе Б.Н. Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации. М., 2012. С.224.

5 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Часть 1. Сущность и основные институты административного права. Учебник. М.: «ТЕИС», 2010. С.113.

6 Головистиков А. Административное право России. Конспект лекций. – М.: Эксмо-Пресс, 2010. С.213.

7 Россинский Б.В. Административное право. Вопросы и ответы. М., 2011. С.165.

8 Манохин В.М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право М., 2011. С.224.

9 Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. – Саратов: из-во Саратовского университета, 2007. С.110.

10 Исаков В.Б. Фактический состав в механизме правового регулирования. – Саратов: из-во Саратовского университета, 2007. С.111.

11  Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах. - М.: БЕК, 2006.

 

 

12 Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993г. № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" // "Российская газета" -1993. - 4 мая.

 

 


Информация о работе Административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов