Админстративные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ правовой природы административно-правовых отношений, выяснение их роли в деятельности пограничных органов.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
-дать понятие механизма административно-правового регулирования;
-определить содержание, особенности и структуру административно-правового отношения
-выделить виды административно-правовых правоотношений
-изучить основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.
-выявить роль административно-правовых отношений в деятельности пограничных органов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2
Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы………………………………………………………………………….. .4
Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения…………………………………………………………………………..8
Виды административных правоотношений……………………………………..14
Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты в административном праве…………..25
Административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов……………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая Административное право.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2

Понятие механизма административно-правового  регулирования и его элементы………………………………………………………………………….. .4

Понятие, содержание, особенности  и структура административно-правового  отношения…………………………………………………………………………..8

Виды административных правоотношений……………………………………..14

Основания возникновения, изменения  и прекращения административных правоотношений. Юридические факты  в административном праве…………..25

Административно-правовые отношения  в деятельности пограничных органов……………………………………………………………………………..29

Заключение………………………………………………………………………...34

Список использованной литературы…………………………………………….35

 

Введение

 

Административное право  – это, пожалуй, самая обширная и  сложная с точки зрения систематизации и изучения отрасль права. Её особенность  состоит в многообразии сторон общественной жизни, которые она регулирует. И  это не случайно, так как административное право - отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие  в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и нет такой сферы  общественной жизнедеятельности, которая  не находилась бы под пристальным  вниманием со стороны государства. Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы.

В отечественной научной  литературе уделялось большое внимание вопросам понятия, содержания, особенностей, оснований возникновения административных правоотношений. Так при написании данной работы использовались работы таких авторов как Д.Н.Бахрах, Р.Ф.Васильев, М.М.Волков, А.И.Елистратов, В.М.Касьянов, Е.Н.Каменева, Ю.М.Козлов, С. С. Алексеев, А. П. Алехин и др. При этом на первый план выдвигаются предмет и метод административного права которые дают необходимую основу для проведения видовых различий между правовыми отношениями.

Объектом курсовой работы являются административно-правовые отношения.

Предметом курсовой работы выступает теория и практика правового  регулирования общественных отношений в сфере управления и место в нем Федеральных органов исполнительной власти и органов безопасности в частности.

Целью курсовой работы является анализ правовой природы административно-правовых отношений, выяснение их роли в деятельности пограничных органов.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

-дать понятие механизма  административно-правового регулирования;

-определить содержание, особенности и структуру административно-правового  отношения

-выделить виды административно-правовых  правоотношений

-изучить основания возникновения,  изменения и прекращения административных  правоотношений.

-выявить роль административно-правовых  отношений  в деятельности  пограничных органов.

 

  1. Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы

 

Любая отрасль российского  права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами  права. В частности, гражданскому праву  свойственно регулирование гражданских  правоотношений (имущественных и  связанных с ними личных неимущественных  прав), уголовному праву - регулирование  отношений, связанных с преступлением  и наказанием. Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всего, следует указать, что административное право - это самостоятельная отрасль  правовой системы России. Отрасли  права отличаются друг от друга по предмету и методу правового регулирования. Именно предмет административного  права составляют те отношения, о  которых речь пойдет дальше.

Регулирование общественных отношений в сфере публичного администрирования, а также управленческих отношений, возникающих в иных сферах общественных жизни, требует применения определенных средств, с помощью  которых обеспечивается организация  отношений в соответствии с теми задачами, которые стоят перед  обществом и государством. Наиболее значимую роль в регулировании этого  процесса выполняют административно-правовые средства, что обусловлено их потенциалом, способностью эффективно воздействовать на управленческие отношения. Эти средства в совокупности образуют сложный  механизм, получивший название механизма  административно-правового регулирования.

Механизм административно-правового регулирования - это система административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства.

Генеральной целью правового  регулирования является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, и заложенным в них принципах социальной справедливости.

Механизм административно-правового  регулирования относится к числу  сложных социально-правовых явлений  и в силу этого обладает внутренней организацией (структурой). Анализ действующего административного правового законодательства и практики деятельности субъектов  государственного управления позволяет  выделить следующие элементы механизма  административно-правового регулирования:

1. Нормы права устанавливают  общие и юридически обязательные  правила поведения тех участников  общественных отношений, которые  находятся в сфере правового  регулирования. Они излагаются в различных по своей юридической силе нормативно-правовых актов, не теряя при этом своей общеобязательности. Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения состоит в том, что она определяет круг субъектов, на которых распространяется ее действие; формулирует обстоятельства, при которых данные субъекты руководствуются ее предписаниями; раскрывает содержание самого правила поведения; устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил. Нормы права — это изначальный элемент механизма правового регулирования, определяющий его основу, те направления правового поведения, которые программируются в реальных общественных отношениях.

В юридической науке и  практике правовые нормы совершенно справедливо считаются нормативно основой механизма правого регулирования, так как в них сконструирована та модель общественного отношения, которая соответствуют потребностям и интересам граждан правового государства.

Воплощение предписаний  правовых норм в поведении людей  осуществляется через другие элементы механизма правового регулирования  общественных отношений

2. Правоотношение — это  важнейший и необходимый элемент  реальной жизни права. В нем  общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные взаимосвязанные права и обязанности индивидуальных субъектов (лиц или организаций), в соответствии с которыми те должны сообразовывать свое поведение.

Правоотношения устанавливает  персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений. При попадании в сферу конкретного правового влияния возможна реализация свободы действия в предусмотренных пределах. Перевод общих прав и обязанностей, содержащихся в правовой норме, в правоотношение дает механизм правового регулирования «возможность» завершить свою регулятивную функцию, то есть реально воплотить права и обязанности субъектов правоотношений в фактические общественные отношения.

3. Акты реализации юридических  прав и обязанностей — это  фактическое поведение субъектов  правоотношений о осуществлению  их прав и обязанностей. Посредством  этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Как отмечалось ранее, основными формами реализации права и обязанностей являются использование предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов. При невозможности самостоятельной реализации субъектами права принадлежащих им юридических прав и обязанностей, государство в лице своих компетентных органов осуществляет правоприменительную деятельность, призванную обеспечит их полную реализацию.1

Административно-правовое регулирование  представляет собой сложный процесс, который проходит несколько стадий. Изначально общественные отношения  на основе принципов административного  права регулируются с помощью  административно-правовых норм. Административно-правовые нормы устанавливают (закрепляют) круг соответствующих общественных отношений, определяют перечень субъектов административного права, их субъективные права, свободы и юридические обязанности. Вторая стадия заключается в реализации административных правовых норм, посредством чего управленческие отношения превращаются в административно-правовые отношения.

Элементы механизма административно-правового  регулирования играют различную  роль. Центральным элементом выступает  норма административного права, так как все другие элементы производны и обусловлены административно-правовыми  нормами. Вместе с тем нельзя сводить  их роль к вторичным средствам  административно-правового регулирования  по отношению к административно-правовым нормам по причине того, что без  их использования механизм не в состоянии  в полной мере осуществить действенное  воздействие на участников управленческих отношений.

 

2. Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения

 

Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, ибо этот институт связан со всеми институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обуславливать главные черты как материальных, так и процессуальных норм, т.е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности.

Согласно одной из концепций  для административно-правовых отношений  характерны следующие признаки:

1) возникают в процессе  государственного управления;

2) имеют в качестве  обязательного субъекта орган  государственного управления;

3) являются отношениями  власти подчинения и характеризуются  юридическим неравенством сторон.

Другая концепция состоит  из трех пунктов:

1) возникают в сфере  государственного управления;

2) могут иметь место  между любыми субъектами административного  права в любом сочетании;

3) делятся по соотношению  прав и обязанностей на две  группы: отношения власти-подчинения  и отношения равноправия.

 Такой подход в рассмотрении  административно-правовых отношений  остался практически до наших  дней.

Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение  данному понятию. Административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. В административно-правовом отношении стороны выступают  как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой.2

Административно-правовое отношение  имеет структуру, в которую входят субъект, объект и его нормативное  содержание. Субъектами административного  правоотношения являются его участники, т.е. те, кто наделен специальной  компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, кто  имеет иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Традиционным является мнение о видах  субъектов административного права  – индивидуальных и коллективных субъектах. Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, а также  лица, хотя и имеющие специальный  административно-правовой статус, но участвующие  в административно-правовом отношении  в качестве индивидуума (например вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публичного образования (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы).

Важнейшими признаками субъекта административных правоотношений являются его административная правоспособность и дееспособность. Первая представляет собой способность иметь установленные  в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т.д.)

Информация о работе Админстративные правоотношения