Админстративные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ правовой природы административно-правовых отношений, выяснение их роли в деятельности пограничных органов.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:
-дать понятие механизма административно-правового регулирования;
-определить содержание, особенности и структуру административно-правового отношения
-выделить виды административно-правовых правоотношений
-изучить основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.
-выявить роль административно-правовых отношений в деятельности пограничных органов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………2
Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы………………………………………………………………………….. .4
Понятие, содержание, особенности и структура административно-правового отношения…………………………………………………………………………..8
Виды административных правоотношений……………………………………..14
Основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Юридические факты в административном праве…………..25
Административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов……………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованной литературы…………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Курсовая Административное право.docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

По правовым последствиям выделяют юридические факты:

- правообразующие - влекущие  возникновение административных правоотношений. Так нарушение иностранным гражданином режима государственной границы влечет за собой возникновение административных правоотношений между ним и должностным лицом Пограничных органов.

- правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений. Так назначение военнослужащего на вышестоящую должность изменяет административно правовые отношения между ним и руководителем подразделения.

- правопрекращающие - влекущие  прекращение административных правоотношений. Например увольнение военнослужащего из рядов органов безопасности прекращает административно правовые отношения между ним и органами безопасности.10

Наиболее распространенной и детализированной является классификация  юридических фактов на деяния и события.

Деяния проявляются в  двух ипостасях: как действия и как  бездействие. Те и другие - результат  активного волеизъявления субъекта правоотношения. Однако действие предполагает основанное на волевом решении совершение активных действий, а бездействие - волевое же несовершение предписываемых законом действий.

Как правило, действием, обусловливающим  административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение  о налоговой проверке и т.д.). Это  наиболее характерный для административного  права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также  и по инициативе управляемых субъектов  правоотношения (подача заявления или  жалобы, совершение правонарушения и  т.п.).

По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные  действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного  права и соответствуют им. Неправомерные  действия нарушают предписания норм административного права. Такие  юридические факты - это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными  проступками или административными  правонарушениями. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению  к дисциплинарной или административной ответственности.

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: Например, бездействие  должностного лица, обязанного совершить  определимые действия в отношении  гражданина или организации, или  бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Другая разновидность  юридических фактов в административном праве - события. События по своей  сути - это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное  бедствие и т.п.). Нормами административного  законодательства предусматривается  возникновение, изменение или прекращение  административно-правовых отношений, в том Числе и в связи  с такими обстоятельствами, которые  не связаны с волеизъявлением  субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой  прекращение всех правоотношений, субъектом  которых он выступал.

Так же большое значение в административном праве имеет  юридический состав, т.е. сложный юридический факт, состоящий из двух и более жизненных обстоятельств, каждое из которых или в совокупности порождают юридические последствия.11

Так для поступления на государственную службу требуется:

- наличие образования;

- достижение лицом возраста 18 лет;

-отсутствия заболевания препятствующего прохождению государственной службы.

Для введения чрезвычайного  положения необходимо:

-наличие обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер;

- издание указа Президента  РФ;

-утверждение указа Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

-обнародование по каналам радио и телевидения, а также незамедлительное официальное опубликование указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.

Особенностью юридических  фактов по административному праву  является то, что основным видом  правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Административно-правовые отношения в деятельности пограничных органов

 

Пограничные органы и их должностные лица в ходе непосредственного  осуществления своих функций  вступают в административно правовые отношения с различными субъектами административного права. Эти отношения  определяются организационными, юридическими и иными условиями общества.

Органы федеральной службы безопасности относятся к числу федеральных органов исполнительной власти, на которых возложен большой объем правоохранительных задач.

Пограничные органы выступают  исполнителем этих задач в сфере  охраны и защиты государственной  границы России.

Основными направлениями  пограничной деятельности является:

-защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

-охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации12

Для выполнения возложенных  задач пограничные органы и их структурные подразделения в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты, которые содержат административно-правовые нормы и регулируют различные управленческие отношения.

Эти отношения, в подавляющем  числе случаев, направлены на решение  внешних задач в области деятельности органов безопасности. Решение правоохранительных задач сопряжено с ограничением прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, общественных объединений. В этой связи к деятельности органов внутренних дел предъявляются повышенные требования с позиции законности. При этом Пограничные органы, в силу возложенных на них задач, вынуждены  вступать в правоотношения с такими субъектами административного права, как иностранные граждане и лица без гражданства.  В этой связи к деятельности Пограничных органов предъявляются повышенные требования с позиции законности и соблюдения прав человека.

 Пограничные органы наделены широким кругом субъективных прав и юридических обязанностей.

Органы Пограничной службы федеральной службы безопасности Российской Федерации охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:

 -обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

 -осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

 -проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

-осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

- ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

 -осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации;

 -участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

 -проводят при необходимости пограничные поиски и операции. 13

Пограничные органы Российской Федерации обеспечивают жизненно важные национальные интересы России на Государственной границе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также на внешних границах государств СНГ - на договорной основе. Пограничная служба ФСБ РФ в своей деятельности по охране Государственной границы и исключительной экономической зоны руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, действующими международными договорами и соглашениями, регулирующими отношения в сфере охраны Государственной границы и исключительной экономической зоны, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также другими нормативными актами.

Пограничная служба ФСБ России наделена необходимыми правами по применению административных и уголовно-процессуальных мер в установленном законом порядке для решения задач, возложенных на них Правительством России. В зависимости от обстановки эти меры могут использоваться как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом и другими мерами. В основе применения такого рода мер, как и всей деятельности пограничных войск, лежит строгое соблюдение законности и конституционных норм. В оперативно-служебной деятельности пограничных войск важным условием соблюдения законности является четкое знание всеми категориями пограничников целей, задач, оснований и порядка применения мер административного воздействия, их роли в решении поставленных задач.

Активное использование  убеждения как основного метода организационно-политической деятельности Пограничных органов не исключает  и применения вспомогательного метода - принуждения.

Меры административного  принуждения в отличие от убеждения  могут устанавливаться только правовыми  актами. Применение этих мер допускается  лишь в пределах и формах предусмотренных  правовыми актами.

В соответствии со ст. 2.1. Кодекса  об административных правонарушениях - " Административным правонарушением  признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  Кодексом или законами субъектов  Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

К таким правонарушениям  относятся, например, нарушение правил въезда, проживания или прописки в  пограничной зоне, административно  наказуемая мелкая контрабанда, нарушение  правил дорожного движения. Такие противоправные действия создают основу административно правовых отношений. Так задержание нарушителя на Государственной границе влечет возникновение вертикальных административных правоотношений, порожденных неправомерным действием субъекта административного права.

Однако не только неправомерные  действия влекут возникновение административно-правовых отношений в пограничной сфере. Так присвоение очередного воинского  звания сотруднику Пограничных органов  является примером этого.

В силу своих властных полномочий правоотношения, возникающие в данной сфере, являются преимущественно вертикальными по характеру связей, хотя естественно есть и примеры горизонтальных. Так решение о проведении совместных учений на Государственной границе порождает такие правоотношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

И так, мы рассмотрели такую  составляющую административного права, как административно-правовые отношения.

В ходе данной работы мы, во-первых, подробно рассмотрели механизм административно-правового регулирования, как основу административно правовых отношений и его элементы. Выяснили, что генеральной его целью является установление такого порядка в общественной жизни, который бы максимально соответствовал предписаниям правовых норм, и заложенным в них принципах социальной справедливости.

Во-вторых, изучили понятие, содержание, особенности и структуру административного правоотношения,  провели их классификацию по нескольким основаниям: по юридическому характеру, по характеру связей,  по характеру порождающих их юридических фактов, и наконец, по способу защиты.

Так же мы дали понятие юридическим  фактам, как основанию возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. Юридические факты делятся на действия, которые зависят от воли людей и на события, от этой воли не зависящие. И те и другие могут привести к возникновению административного правоотношения.

Информация о работе Админстративные правоотношения