Акты государственной администрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 00:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть акты государственной администрации порядок их принятия и вступления в законную силу, а также прекращение их действия.
В качестве задач поставленной цели выделяю следующие:
 Рассмотреть признаки, виды и функции актов государственной администрации;
 Рассмотреть порядок разработки, принятия, опубликования и вступ-ления в силу, а также прекращение действия актов государственной администрации;
 Рассмотреть правительственные акты, ведомственные нормативные акты, акты государственной администрации субъекта РФ;
 Рассмотреть понятие, признаки и виды административных договоров.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………….3
1. Понятие и признаки акта государственной администрации………..……….5
2. Виды и функции актов государственной администрации………….………..8
3. Правительственные акты. Ведомственные нормативные акты. Акты государственной администрации субъекта РФ………………………………..12
4. Порядок разработки, принятия, опубликования и вступ¬ления в силу актов государственной администрации……………………………………………….23
5. Прекращение действия актов государственной админи-страции…………..28
6. Понятие, признаки и виды административных договоров…………………29
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

админ право курсач.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

•      номер акта;

•    наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт. Частое явление — совместная нормотворческая деятельность центральных федеральных органов. Она может выражаться в издании ими нормативных актов «совместно» или «по согласованию».

     Основной способом контроля за ВНА в России выступает их государственная регистрация, осуществляемая Минюстом России.

      В соответствии с разъяснениями о применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов государственной регистрации подлежат ВНА:

•       затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина;

•       устанавливающие  правовой статус организаций;

•       имеющие  межведомственный характер

     Указанные акты должны регистрироваться независимо от срока их действия и содержания в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера.

     Центральные федеральные органы представляют подлежащие государственной регистрации нормативные акты в 10-дневный срок со дня их подписания (утверждения) в Министерство юстиции, которое принимает окончательное решение о необходимости регистрации.

Государственная регистрация  включает в себя:

• юридическую экспертизу соответствия нормативного акта законодательству Российской Федерации,

•  принятие решения о необходимости государственной регистрации,

•  присвоение регистрационного номера,

• занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

  ВНА за исключением актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение  дня после регистрации направляются Министерством юстиции в Российскую газету, в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

По общему правилу  подлежащие государственной регистрации  ВНА приобретают юридическую  силу после их официального опубликования, если в самих актах не установлен более поздний срок его вступления в силу. Наряду с этим есть центральные федеральные органы, для ВНА которых действует особый порядок опубликования и вступления в силу, устанавливаемый законом.

     Существующие процедуры регистрации и публикации ВНА — одно из средств реализации положения ч.3 ст. 15 Конституции России: «…Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

    Значение государственной регистрации и опубликования ВНА состоит и в том, что только после указанных процедур их можно направлять для исполнения. Иначе они не могут применяться, как не вступившие в силу. Минюсту поручено передавать сведения о нормативных правовых актах, применяемых без государственной регистрации, а также об актах, признанных Верховным Судом не соответствующими законодательству, в средства массовой информации.

     Минюст в случае обнаружения несоответствия действующего ВНА, а также ВНА, не прошедшего государственную регистрацию, Конституции, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента, постановлениям и распоряжениям Правительства, представляет в Правительство предложение об отмене или приостановлении действия такого акта.

Акты государственной  администрации субъекта Российской Федерации.

     В системе правовых актов субъекта Федерации особое место занимают акты его государственной администрации. От их качества и эффективности, целесообразности и взаимосогласованности зависит состояние всей нормативно-правовой системы. Это связано с тем, что акты государственной администрации в регулировании общественных отношений, являясь наиболее многочисленным видом правовых актов, издаваемых широким кругом государственных органов и их должностных лиц. С одной стороны, они «обслуживают» всю систему законодательных актов, а с другой, эти акты осуществляют собственное нормативное регулирование вопросов общественной безопасности и правопорядка, обеспечения прав, свобод и обязанностей граждан, организации деятельности исполнительной власти.

     Во многих субъектах Федерации приняты специальные законы о правотворчестве, определяющие систему и виды правовых актов, статус субъектов правотворческой деятельности с различной компетенцией, устанавливающие принципы правотворческого процесса и его стадии, правила правотворческой техники.

     Можно выделить следующие признаки актов государственной администрации субъекта Федерации:

•       это  подзаконные акты;

•   это акты, обязательные к исполнению на всей территории субъекта Федерации или на территории отдельного административно-территориального образования;

•      это динамично изменяющийся, оперативно принимаемый вид правовых актов;

•       эти регулируют широкий спектр общественных отношений;

•       эти акты составляют единую, централизованную, иерархическую систему.

     В качестве правовой основы их принятия выступают федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти, а также законы субъектов Федерации и акты государственной администрации более высокой юридической силы. Законом Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» запрещается издание правовых актов без указания правовых оснований их принятия, а в случае нарушения данного запрета эти акты признаются юридически ничтожными.

     В основном акты государственной администрации принимаются во исполнение законов субъектов Федерации, детализируя и конкретизируя их отдельные положения.

    К актам государственной администрации субъекта Федерации относятся:

•      акты главы исполнительной власти — указы президента, постановления, распоряжения губернатора или главы администрации;

•   акты высшего исполнительного органа государственной власти общей компетенции — постановления и распоряжения правительства;

•  акты органов исполнительной власти специальной компетенции — приказы, постановления, распоряжения, указания министерств, государственных комитетов, департаментов, управлений;

•     акты территориальных органов исполнительной власти — постановления, распоряжения, приказы государственных администраций городов, районов, административных (управленческих) округов;

• внутриорганизационные  акты руководителей иных государственных  органов — приказы и распоряжения председателя контрольно-счетной палаты, председателя избирательной комиссии, председателя уставного суда.

     Акты главы исполнительной власти субъекта Федерации подразделяются на нормативные и индивидуальные, а также внешние и внутриаппаратные. К. примеру, губернатор Санкт-Петербурга издает распоряжения, являющиеся нормативными и индивидуальными правовыми актами, по вопросам, отнесенным к компетенции администрации Санкт-Петербурга, а также издает приказы — нормативные или индивидуальные акты — по вопросам внутренней организации работы администрации.

  Указы президентов республик являются в основном нормативными, но зачастую и они содержат решения оперативно-распорядительного характера (о назначении на должность, о применении мер поощрения и взыскания).

     Акты главы исполнительной власти субъекта Федерации, затрагивающие права и обязанности граждан, вступают в силу со дня их официального опубликования, а в Свердловской области — на следующий день после опубликования, если в самом акте не предусмотрен иной срок. Иные акты вступают в силу со дня их подписания. Однако практически после подписания акты подлежат официальной регистрации в протокольном отделе, причем незарегистрированные акты юридической силы не имеют.

    Правительственные акты субъектов Федерации во многом имеют те же признаки, что и акты федерального Правительства. Однако это не относится к правительствам, которые являются совещательными органами в составе администрации. Роль правительственных актов еще более возрастает там, где президент или губернатор возглавляют правительство. Постановления правительства — это акты общего значения, имеющие, как правило, нормативный характер и принимаемые по наиболее важным вопросам в коллегиальном порядке на заседаниях правительства. Решения по оперативным или другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

     Акты правительств, также как и акты глав исполнительной власти субъектов Федерации, могут быть приостановлены Президентом Российской Федерации до вынесения решения соответствующим судом в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина.

    В положениях об органах исполнительной власти специальной компетенции субъекта Федерации уделяется недостаточное внимание виду издаваемых органами актов, форме и порядку их принятия. В основном ограничиваются довольно общей формулировкой о том, что руководитель издает приказы и распоряжения в пределах своей компетенции. Отсутствие детального регулирования приводит к тому, что, например, министерства в качестве нормативных актов издают решения — акты, традиционно издаваемые коллегиальными органами.

     Не все органы специальной компетенции могут издавать нормативные акты общего характера. Во-первых, их не могут принимать органы, являющиеся одновременно территориальными органами федеральной исполнительной власти, то есть находящиеся в двойном подчинении. Во-вторых, в некоторых областях и краях законодательство обязывает органы специальной компетенции, в случае необходимости издания нормативных актов общего значения, разрабатывать такие акты и вносить их проекты на рассмотрение главы исполнительной власти или правительства субъекта Федерации.

   Руководители органов исполнительной власти специальной компетенции часто подписывают приложения к постановлениям главы администрации области (края), регулирующим подведомственную им сферу.

   Акты органов исполнительной власти специальной компетенции могут быть отменены или приостановлены главой исполнительной власти и правительством субъекта Федерации.

 

4. Порядок разработки, принятия, опубликования и вступления в силу актов государственной администрации

 

 

     Законы РФ принимаются в особом порядке, который реализуется в

законодательном процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. В РФ законодательный процесс состоит из нескольких стадий.

     Первая стадия законодательного процесса — законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

     Согласно ст. 114 Конституции РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.2

    Таким образом, Конституция РФ различает две группы субъектов права законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками. Во вторую же группу этих субъектов входят те из них, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.

     К этому следует добавить, что согласно Регламенту Государственной Думы (ст. 16) право законодательной инициативы имеет также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы. Конституция РФ (ст. 104) устанавливает, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу

субъектами права законодательной инициативы.

     Согласно Регламенту Государственной Думы право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в Государственную Думу

законопроектов и поправок к законопроектам; законодательных предложений о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР либо признании этих законов утратившими силу; предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Законопроекты, внесение которых в соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) требует обязательного заключения Правительства РФ, направляются Советом Государственной Думы на заключение Правительства, которое в течение 14 дней с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет Государственной Думы.

Информация о работе Акты государственной администрации