Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение концентрации и монополизации производства и их взаимосвязь. Также к цели данного проекта относится рассмотрение анализа концентрации и монополизации производства в регионе.
Исходя из цели, поставим перед собой задачи:
1. Изучить сущность, формы и показатели уровня концентрации
2. Рассмотреть понятие монополизации производства
3. Осветить проблемы концентрации и монополизации в современных условиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…4
1.Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе….6
1.1.Сущность, формы и показатели уровня концентрации и монополизации..6
1.2 Монополизация производства и проблемы концентрации и монополизации в современных условиях……………………………………...15
2.Аналаиз уровня концентрации и монополизации производства в регионе на примере организации ОАО «ЗЯБ»……………………………………………..23
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………23
2.2. Анализ уровня концентрации и монополизации ОАО «ЗЯБ»………….....................................................................................................30
3 Разработка рекомендаций по оптимизации концентрации и монополизации производства в ОАО «ЗЯБ» …………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...43

Файлы: 1 файл

анализ уровня концентрации и монополизации пр-ва в регионе.docx

— 108.33 Кб (Скачать файл)

Для анализа  уровня концентрации применяются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели характеризуют размеры  производства определенных предприятий  с помощью следующих показателей: объем выпуска продукции; среднегодовая  стоимость производительных фондов; среднесписочная численность рабочих.

Относительные показатели характеризуются распределением общего объема производства в отрасли  между производствами различного размера  при помощи следующих показателей: доля отделенного предприятия в  выпуске какой-либо продукции; доля предприятия на рынке продаж[15,c.208].

Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность и другое) в  значительной мере зависят от объема выпускаемой продукции, то есть по сути дела от концентрации производства. С развитием концентрации, экономические показатели предприятия улучшаются до того момента пока размеры не достигнут оптимума, затем показатели будут ухудшаться. Это связано с тем, что издержки производства в виде их постоянной составляющей с увеличением масштаба производства будут падать (анализ производства).

Таким образом, из всего выше сказанного следует, что концентрация производства - это рост числа крупных предприятий и сосредоточение на них всё большей части имеющихся в обществе средств производства, рабочей силы и продукции.

 

1.2 Монополизация производства и проблемы концентрации и монополизации в современных условиях

 

Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю) исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в  частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны[16,c.448].

Существуют  разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность  самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для  каждого предпринимателя или  предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать  решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным  уровнем, затруднять доступ на рынок  другим хозяйствующим субъектам. В  конечном итоге это дает возможность  монополисту перераспределять в  свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. Монополия  представляет собой крайнюю форму  несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию  путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который  делает невозможным проникновение  на рынок любого нового продавца[17,c.291].

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия  отдельного предприятия;

2) монополия  как соглашение;

3) монополия,  основывающаяся на дифференциации  продукта.

Достичь монопольного положения первым путем  нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным  и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических  объединений.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста[19,c.495].

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Конгломераты  — монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это  тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.

В рыночной экономике концентрация и монополизация  тесно связаны между собой. Это объясняется тем, что давно сложилась в рыночной экономике система антимонопольного законодательства.

В отечественной  практике до недавнего времени использовался  только один показатель концентрации – доля отдельного производства на рынке продаж. Закон РФ о конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках, был  принят 22 марта 1991года. В соответствии с ним антимонополистическая  политика проводилась через антимонополистический  комитет, который в 1998году был преобразован в антимонополистическое министерство. Ключевым определением в этом законе является понятие предпринимателя  и хозяйствующего субъекта. В соответствии со статьей 4 этого закона определена доля предприятия на рынке: если она  не превышает 35%, то его положение  не может быть признано доминирующим. В этот закон позднее были внесены  изменения и дополнения, согласно их безусловным монополистом считается  предприятие контролирующие 65 и  более процентов товарного рынка (а раньше было 35%). В диапазоне  от 35 до 65% также предприятие может  быть признано монополистом, но для  этого нужно доказать, что оно  занимает доминантное положение на рынке. При этом надо учесть, что сам факт доминантного положения не наказуем. Антимонопольные органы преследуют не за доминирующее положение на рынке, а за злоупотребление этим положением.

Для экономики  России характерны следующие модели монополизма:

1. Локальный  монополизм, в масштабах региональных  товарных рынков, например, предприятия  по переработке сельскохозяйственной  продукции.

2. Олигополия, наличие на рынке нескольких  предприятий, которые делят между  собой рынок, например, производство  легковых автомобилей.

3. Наличие  на товарном рынке одного доминирующего  предприятия естественного монополизма,  например: газо и энергоснабжение.

4. Наличие  слабо концентрированных отраслей, особенно в сфере обслуживания, например, розничная торговля.

Недостатками  действующего антимонопольного законодательства в России являются:

  1. неразработана система объективных показателей уровня концентрации;
  2. недостаточны санкции за нарушение антимонопольного законодательства;
  3. нет четкой ясности в государственной политике в отношении монополистов;
  4. неучтен опыт законодательства западных государств.

 Плюсы  концентрации и  монополизации  производства:

  1. возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции;
  2. возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне;
  3. возможность использования достижений научно-технического прогресса;
  4. возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги;
    1. возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации;
    1. внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.

Минусы концентрации и  монополизации производства:

  1. возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя;
  2. возможность блокировать технический прогресс;
  3. возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг;
  4. возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.

Анализируя  все выше изложенное можно сделать  вывод, что монополизация - это ситуация в экономике, когда один или несколько крупных производителей или продавцов обладают на рынке подавляющим преимуществом в производстве и сбыте определенного ассортимента товаров, что приводит к монополизации цен и установлению диктата на рынке.

 

 

2.Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе на примере организации ОАО «ЗЯБ»

 

2.1. Общая характеристика предприятия

 

ОАО «Завод ячеистых бетонов» —одно из монополизированных предприятий в г. Набережные Челны, сконцентрированное на производстве конструкций из эффективного ячеистого бетона. Данное предприятие является олигополистичным,что тоже является разновидностью монополии. Организация внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают, т.к. конкурентов на рынке мало. Роль его в становлении территориально-промышленного комплекса Нижнего Прикамья, перспективных отраслей экономики (химия, нефтехимия, энергетика, машиностроение) огромна. Благодаря продукции завода, первенца строительной индустрии региона, выросли прекрасные комфортабельные жилые массивы, школы, детские сады, промсооружения  Нижнекамска, Набережных Челнов, Менделеевска, Заинска других городов и всей необъятной страны, от Карелии до Казахстана.

ОАО «ЗЯБ»  — единственный в Татарстане производитель  деталей и конструкций из эффективного ячеистого бетона, на деле раздвигающий границы привычного использования этого уникального строительного материала.

На протяжении многих десятилетий ОАО «ЗЯБ»  осваивал  и наращивал мощности по выпуску деталей для крупнопанельного домостроения нескольких серий и  модификаций, разработанных специально для челнинцев, под потенциал заводчан головным научно-исследовательским институтом отрасли ЦНИКЭП жилища. За что наряду с  проектировщиками, работниками завода стали лауреатами премии Совета Министров СССР.

Во времена  максимального пика жилищного и  энергетического строительства  годовой выпуск сборного железобетона достигал 213446     куб. м., а  газобетона-утеплителя  142817 куб. м. Датой образования завода ячеистых бетонов является 12 января 1962 года. Строительство завода велось согласно Постановлению Совета Министров СССР о создании в городе Набережные Челны базы строительной индустрии, в апреле 1962 года был начат выпуск сборного железобетона, а 8 ноября 1963 года в цехах молодого предприятия была получена первая партия газобетона-утеплителя. На сегодняшний день в городе Набережные Челны построено около 60% жилых домов с применением продукции ОАО «ЗЯБ». Кроме того, ведется строительство 10 объектов собственными силами[18].

Информация о работе Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе