Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение концентрации и монополизации производства и их взаимосвязь. Также к цели данного проекта относится рассмотрение анализа концентрации и монополизации производства в регионе.
Исходя из цели, поставим перед собой задачи:
1. Изучить сущность, формы и показатели уровня концентрации
2. Рассмотреть понятие монополизации производства
3. Осветить проблемы концентрации и монополизации в современных условиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…4
1.Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе….6
1.1.Сущность, формы и показатели уровня концентрации и монополизации..6
1.2 Монополизация производства и проблемы концентрации и монополизации в современных условиях……………………………………...15
2.Аналаиз уровня концентрации и монополизации производства в регионе на примере организации ОАО «ЗЯБ»……………………………………………..23
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………23
2.2. Анализ уровня концентрации и монополизации ОАО «ЗЯБ»………….....................................................................................................30
3 Разработка рекомендаций по оптимизации концентрации и монополизации производства в ОАО «ЗЯБ» …………………………………………………….36
Заключение……………………………………………………………………….42
Список использованной литературы…………………………………………...43

Файлы: 1 файл

анализ уровня концентрации и монополизации пр-ва в регионе.docx

— 108.33 Кб (Скачать файл)

Наименование  строительной части гаража

ОАО «ЗЯБ»

ОАО «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ»

Пол

31210

32440,5

Стены

33760

29920

Крыша

50000

553230,5

Ворота

27710

34650

Окна

13060

13860

Вентиляция

10510

10390,5

Освещение

3020

3460,5

Стеллажи  для хранения колес

11150

10390,5

Стеллажи  для хранения автохимии

2010

2200,5

Подвал

1500

1570,5

Сигнализация

11150

10710

Итого:

195080р.

203000р.


Таблица  2.2.4 «Анализ конкурентоспособности  построения кирпичного каража в сравнении предприятий ОАО «ЗЯБ» и ОАО «КАМГСЭНЕРГОСТРОЙ»» 

Концентрация  может быть достигнута следующим  образом:

  1. увеличение количества рабочего оборудования (на прежнем технологическом уровне);
  2. применение машин и оборудования с большей единичной мощностью;
  3. сочетание 1 и 2 случаев.

Для анализа  уровня концентрации применяются абсолютные и относительные показатели. Абсолютные показатели характеризуют размеры  производства определенных предприятий  с помощью следующих показателей: объем выпуска продукции; среднегодовая  стоимость производительных фондов; среднесписочная численность рабочих.

Возможны следующие 3 случая концентрации:

  1. Нормальная концентрация производства:

CRЗ < 45%; HHI < 1000 – рынок не концентрирован.

  1. 45% < CRЗ < 70%; 1000 < HHI < 2000 – умеренно-концентрированный рынок.
  2. CRЗ > 70%; HHI > 2000 – слабая конкурентная среда.

В нашем  случае рынок является нормально  концентрированным.

Главными  показателями конкурентоспособности  организаций являются качество постройки, цена, надежность, стабильность работы, квалификация персонала, которые определяют по 18-бальной шкале.

Самая конкурентоспособная  фирма, занимающаяся строительством и строительными материалами к ним должна иметь следующие показатели:

Качество  работы – 5 баллов;

Цена  – 4 балла;

Стабильность  работы – 5 баллов;

Квалификация персонала – 5 баллов

Качество  постройки- 5 баллов. 

Цена-самая низкая оценка. 

Стабильность  работы. Стабильность работы определяется в основном качеством постройки, а также ее своевременностью. Рассматриваемые мною организации не занимаются проверкой качества материала. Они,в ОАО «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ», в основном строят, конфигурацию которых выбирают сами клиенты с согласованием или без согласования и персоналом фирмы. Остальное же фирмы перекладывают на самого клиента, давая ему гарантию. Поэтому я не дала наивысшую оценку я этой фирме не дала.

Квалификация  персонала. Под квалификацией персонала подразумеваются ответственность при выполнении работы, опыт их работы,стаж.Тут оценка-4 балла.

Общая оценка конкурентоспособности: 16-18 баллов –  отлично; 13-15 баллов – хорошо; 10-12 баллов – удовлетворительно; 9 баллов и  менее - неудовлетворительно.

Из проделанного сравнения можно сделать следующий  вывод: ни одна из фирм не получила наивысшую  оценку – 18 баллов. Но по ценовой политике и по срокам укладываемости ОАО «ЗЯБ» является лучше.

Расчет  индекса конкурентоспособности. Сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам определяют по формуле:

Jn = S ai * ji;

Где: n – число анализируемых количественных параметров; аi – вес i-го параметрического индекса; ji – параметрический индекс i-го параметра.

Этапы оценки конкурентоспособности  товара делятся на:

  1. формирование основных параметров, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого товара.
  2. разбиение параметров на уровни конкурентоспособности. Я выбрал 4-х бальную шкалу - от «0» (плохой признак) до «3» (признак отлично выражен).
  3. построение матрицы-таблицы «Параметры * Уровни» и по ней оценивается исследуемый продукт.
  4. расчет общего индекса конкурентоспособности Jn (как среднеарифметическое различных показателей).
  5. оценка конкурентоспособность товара в соответствии с интервалами (по итоговым показателям индекса конкурентоспособности Jn):

3,00 – 2,26: очень высокая конкурентоспособность  фирмы;

2,25 – 1,51: высокая конкурентоспособность  фирмы;

1,50 – 0,76: средняя конкурентоспособность  фирмы;

0,75 – 0,00: низкая конкурентоспособность  фирмы. 

В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности  рассматриваемых фирм я выбрала следующие:

  1. Цена;
  2. Качество сборки;
  3. Стаж работы на рынке;
  4. Уровень квалификации персонала;
  5. Рекламная стратегия;

Данные параметры оцениваются  по четырехбалльной шкале с четырьмя уровнями оценки фирм[приложение 8]

Для рассматриваемых  фирм анализ показателей конкурентоспособности  показал(таблица 2.2.5):

 

Таблица 2.2.5 «Анализ показателей конкурентоспособности»:

 

ОАО «ЗЯБ»

ОАО«КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ»

общий индекс конкурентоспособности

Jn = (0+3+3+3+2)/5 = 2,2

Jn = (3+3+3+3+3)/5 = 3,0


 

В соответствии с приведенной выше таблицей конкурентоспособности означает: наивысшим уровнем конкурентоспособности обладает ОАО «ЗЯБ». У ОАО «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ» коэффициент конкурентоспособности значительно меньше.

Перспектива развития на заводе «ЗЯБ»: внедрение новых технологий и материалов в современном производстве ячеистых бетонов. Внедрение новых технологий и материалов в производство так же предполагает высокую конкурентоспособность и быстрое достижение поставленных целей, делая производство гораздо удобнее и проще, чем производство по нынешним  технологиям. Например, внедрение в производство углебетона отличается хорошими характеристиками, что делает этот материал гораздо легче и обычного бетона. А свойства этого материала, которые не требуют дополнительных слоев покраски и защиты, делают стоимость постройки значительно дешевле аналога, изготовленного из традиционных материалов. Еще одно достоинство, которым обладает этот материал, заключается в возможности получать из него более сложный профиль, тем самым позволяя инженерам делать более сложные проекты и изготавливать их в кратчайшие сроки.

     Итак,мы проанализировали деятельность завода «ЗЯБ», сравнили с конкурентным предприятием «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЙ»,сделали вышесказанные выводы, провели определенные расчеты и предложили перспективу развития в организации. Таким образом можно перейти к рекомендациям, которые помогут к последующему росту и развитию предприятия. 

3 Разработка рекомендаций по  оптимизации концентрации и монополизации производства в ОАО «ЗЯБ»

 

Результаты  проведенного анализа концентрации и монополизации производствапоказали, что в ОАО система управления предприятием и уровень производства и развития находится на хорошем уровне. Вместе с тем, можно заметить, что наряду с положительными моментами в ОАО «ЗЯБ» наблюдаются и отрицательные, в частности:

1. можно поискать другого поставщика, у которого будут ниже дилерские цены.

    2. у завода  слишком большая наценка на строительные материалы, которая на данный момент составляет 20%. Можно посоветовать снизить ее до 15%;

    3. поскольку завод является одним из фирм-гигантов в городе, с высоким стажем работы, можно посоветовать сократить до минимума расходы на рекламу и маркетинговые исследования. Единственное, для чего сейчас могут потребоваться маркетинговые исследования – это поиск другого поставщика;

 

Все выше названные причины являются свидетельством того, что ОАО «ЗЯБ» находится на хорошем уровне развития, но требует совершенствования, в частности, по повышению своей социальной ответственности и этических норм по отношению к своему персоналу. Именно от персонала зависит благосостояние организации и ее будущее развитие. В связи  с чем,  предприятию можно предложить ряд рекомендаций:

1. Руководителю  сменить стиль управления предприятием  с авторитарного на демократический.

2.  В процессе производства поощряться должен каждый конкретный заслуживающий того работник: установлено, что если поощряется коллектив в целом, то такая форма поощрения несёт меньший стимулирующий эффект. Поэтому разумно отслеживать уровень оплаты труда не только в целом, в организации, но и отдельно по профессиональным группам, чтобы убрать иллюзию "занижения оплаты труда" у персонала. Для этого важно разработать критерии, по которым определялась бы эффективность работы каждого уровня сотрудников.

      Менеджерам и директору предприятия было предложено оценить в процентном отношении выполнение работниками показателей, которые представлены в таблице 3.1.1. На основании экспертных оценок, для организации «ЗЯБ», предлагаются следующие критерии по уровням управления. Согласно выделенным критериям, рассчитаем заработную плату мастера участка, за основу взяв его среднюю заработную плату в 2008 году, которая составляла 14825 руб. При условии,  выполнения всех критериев в 2009 году она составит: 

ЗП (прогноз) = 14825 + 10% + 20% + 10% + 10% =

14825 +1482,5 + 2965 + 1482,5+ 1482,5 = 22237,5 руб.

 

Таблица 3.1.1 «Критерии уровней управления»

 

Уровни управле-

ния

Показатели

Оценка выполненных критериев, %

Высший

1.Наличие квалифицированного персонала. 

2. Отсутствие текучести  кадров.

3. Наличие всех необходимых  условий труда. 4. Стабильная и  высокая производительность труда (ведущая к получению прибыли).

10% 15% 10%

30%

Средний

1. Правильно подобранный и расставленный персонал.

2. Обеспечение чёткого  контроля.

3. Умение планировать  работу.

4. Самостоятельность - способность  осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи.

5. Инициативность - способность  выдвигать свои идеи и намечать пути их воплощения.

6. Результативность.

7. Объём продаж.

8. Продвижение товаров  и услуг на рынок. 

9. Клиентоориентированность.

 

5%

5%

5%

10%

 

 

15%

20% 10% 15% 10%

Низший

1. Работа без брака. 

2. Владение технологиями.

3.Инициативность сотрудника        

4. Сроки выполнения заданий.

10% 20% 10% 10%


 

На графике один наглядно представлено, как распределяется материальное поощрение, в виде премии, в организации «ЗЯБ» на сегодняшний день. На графике два, мы показали, как будет выглядеть распределение премии после внесённых предложений. Для среднего уровня управления, в качестве примера, взяты показатели мастера.  Удовлетворяя потребности, таким образом, предприятие «ЗЯБ» сможет открыть дополнительные возможности для стимулирования людей, поэтому необходимо вести поиск эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создания условий для удовлетворения потребностей более высокого уровня.

В качестве нововведения можно также  предложить введение надбавок за эффективность функционирования учреждения, которое определяется в процентах прироста окладов за выполнение определенных финансовых задач на предприятии. При нормальных условиях это прирост прибыли, с учетом стажа работы. Данные представлены в таблице 3. 2.2

 

 

Таблица 3.2.2 «Схема участия персонала в прибыли предприятия»

Стаж, лет

до 5

5-7

7-10

10-15

15-20

20 и более

Надбавка, %

 

5

8

10

15

1%  за

каждый 

год

 

 

 


Прибыль предприятия в 2008 году  составила 1390 тыс. руб.

Заработная плата    слесаря  четвертого разряда  на предприятии в 2008 году

составила 11325 руб. Стаж работы его на предприятии  7 лет. Ему полагается  надбавка  от  прибыли в размере 5%. Его  заработная плата с учетом этой надбавки составит:

Нот пр.= 139000 * 5%/ 100 = 6950 руб.

ЗП = 11325+ 6950 = 18275 руб.

Итак, подведём основные итоги данной главы.

 Мы выполнили одну из поставленных задач – это проведение системного анализа уровня концентрации и монополизации ОАО «ЗЯБ», который подразумевает  анализ всех систем управления предприятием в комплексе, начиная с выхода во внешнюю среду, организации внутреннего процесса и системы обратной  связи. Анализ внешней среды организации показал, что фирма является одним из лидеров в выбранном сегменте рынка, имеет широкий диапазон деловых отношений, как с поставщиками, так и потребителями. Как лидер рынка фирма постоянно и  неустанно ищет  новых потребителей, открывает для себя новые рынки сбыта, стремиться к интенсивному использованию своих продуктов, добиваясь выполнения поставленных перед собой маркетинговых  целей. В отношениях с внешней средой наблюдается относительная стабильность.

Информация о работе Анализ уровня концентрации и монополизации производства в регионе