Амнистия и помилование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:38, дипломная работа

Описание работы

В последние годы ни один правовой институт в России не привлекал столько внимания общества, как институты амнистии и помилования. В значительной мере это было вызвано Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» с последующими изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 16 марта 2007 г. В соответствии с первым Указом была расформирована Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации, возглавляемая А.Н. Приставкиным. Ее функции были переданы в субъекты Российской Федерации. Данный факт повлек за собой бурные дискуссии в печати, на радио, телевидении, заставил специалистов различных направлений (прежде всего юристов) обратиться к исследованию сущности института помилования, выяснению его правовой природы, определению понятия.

Файлы: 1 файл

диплом на сдачу ук рф1.docx

— 189.88 Кб (Скачать файл)

Освобождение от уголовной  ответственности не следует отождествлять с ее прекращением. Уголовная ответственность прекращается при наступлении таких не зависящих от усмотрения суда, прокурора, следователя или лица, производящего дознание, обстоятельств, которые делают объективно невозможной реализацию уголовно-правовых санкций например, смерть виновного, его психическое заболевание, отмена уголовноправового запрета - декриминализация . Освобождение от уголовной ответственности может состояться только в тех случаях, когда правоохранительные органы точно установят, что нет никаких препятствий для реализации охранительных уголовно-правовых отношений и применения к лицу, совершившему преступление, мер уголовно-правового характера наказания.

УК РФ предусматривает  ряд оснований, по которым лицо может или должно быть освобождено от уголовного преследования и, как следствие, от уголовной ответственности. Процессуальной формой такого освобождения служит прекращение уголовного дела по соответствующим статьям УПК РФ. Множественность оснований освобождения от уголовной ответственности и их различная юридическая природа вызывают необходимость классифицировать их. Поскольку любая классификация возможна только тогда, когда имеет в своей основе единство признака или критерия, по которому проводится противопоставление различных видов какого-либо явления, то прежде всего надо найти такие признаки.

Наиболее очевидный вариант  классификации оснований освобождения от уголовной ответственности — их деление на общие и специальные основания.

Критерием такой классификации  служит структура Уголовного кодекса  — наличие в нем Общей и  Особенной частей.

Общая часть в настоящее время,  содержит пять статей,  оснований освобождения от уголовной ответственности.

Три из них объединены в главе 11 ст. ст. 75—78 УК РФ, которая так и называется: «Освобождение от уголовной ответственности».

Отдельно говорится об освобождении от уголовной ответственности в связи с актом амнистии ст. 84 УК РФ, который может быть и основанием освобождения от наказания, а также об освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия ст. 90 УК РФ.

Все названные основания  освобождения от уголовной ответственности предусмотрены Общей частью УК РФ и соответственно, их можно считать общими основаниями. Однако они, в свою очередь, могут быть классифицированы на две подгруппы по другому критерию — в соответствии с определенными признаками, характеризующими субъекта, подлежащего уголовной ответственности. По действующему уголовному законодательству таким признаком является возраст субъекта. Основания освобождения от уголовной ответственности, содержащиеся в разделе IV УК РФ «Освобождение от уголовной ответственности и от наказания», могут применяться к любому лицу, независимо от его возраста, и поэтому их вполне допустимо именовать основными общими.

В то же время освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ), хотя и является общим основанием освобождения с точки зрения структуры уголовного закона оно расположено в Общей части УК РФ, но может применяться только в отношении несовершеннолетних, т. е. лиц, обладающих дополнительным признаком — соответствующим возрастом. Более того, это основание, будучи сопряжено с применением установленных законом принудительных мер, должно применяться только тогда, когда юридически невозможно применение одного из основных общих оснований, не связанных с какими-либо право-ограничениями. Следовательно, оно является субсидиарным общим основанием, причем на данный момент других субсидиарных общих оснований действующее Российское уголовное право не предусматривает. Неслучайно норма, предусматривающая особый порядок освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних, помещена в УК РФ отдельно от основных общих оснований.

Специальными основаниями освобождения от уголовной ответственности следует признать те, которые закреплены в Особенной части УК РФ применительно к конкретным составам преступлений в примечаниях к соответствующим статьям. Всего в действующем уголовном законода-тельстве РФ насчитывается пятнадцать специальных оснований ст. ст. 126, 204, 205 и т. д.

Анализ уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм позволяет сделать вывод, что в ряде случаев освобождение от уголовной ответственности и прекращение уголовного дела — право компетентных государственных органов даже при наличии всех необходимых формальных предпосылок для принятия такого решения. Иными словами, возможность и целесообразность освобождения лица от уголовного преследования и от уголовной ответственности должны оцениваться в каждом случае, прежде всего, с точки зрения публичных интересов. В других случаях, законодатель обязывает лицо, ведущее производство по делу, применить институт освобождения от уголовной ответственности, если для этого возникает предусмотренное законом основание. Здесь уже нет места усмотрению следователя, органа дознания, прокурора либо суда. В соответствии с таким подходом все основания освобождения от уголовной ответственности можно классифицировать на две группы: дискреционные и императивные. К дискреционным, когда освобождение от уголовной ответственности является правом, а не обязанностью компетентного органа, относятся четыре общих основания и два специальных. Общими дискреционными основаниями являются освобождение в связи с деятельным раскаянием ст. 75 УК РФ, в связи с примирением с потерпевшим ст. 76 УК РФ, а также освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия ст. 90 УК РФ.

К специальным дискреционным  основаниям следует отнести случаи освобождения, предусмотренные в  примечаниях к ст. ст. 337 и 338 УК РФ, где речь идет о том, что впервые совершивший самовольное оставление службы или части либо дезертирство военнослужащий может быть ос-вобожден от уголовной ответственности, если его деяние «явилось следст-вием стечения тяжелых обстоятельств».

Императивные основания  освобождения от уголовной ответственности, не допускающие никакого усмотрения со стороны компетентных органов, предусмотрены только в двух статьях Общей части — ст. 78 освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности и ст. 84 освобождение от уголовной ответственности в связи с актом амнистии. В принципе, они более характерны для Особенной части УК: почти все специальные основания освобождения от уголовной ответственности кроме указанных в ст. ст. 337 и 338 являются императивными.

Следующий вариант классификации оснований освобождения от уголовной ответственности — их деление на субъективные и объективные.

     Эта классификация  построена на разграничении, с  одной стороны, тех оснований,  когда освобождение от уголовной  ответственности ставится в зависимость от позитивного поведения подлежащего уголовному пре-следованию субъекта, которое должно быть выражено в конкретных ука-занных законодателем действиях, а с другой стороны, тех оснований, когда освобождение от уголовной ответственности не зависит от поведения этого субъекта, будучи связанным с наступлением иных юридически значимых объективных обстоятельств. Основания первой группы называем субъективными потому, что здесь решающую роль играют воля и действия субъекта, подлежащего уголовной ответственности, а второй группы - объективными, так как в этих случаях освобождение происходит по причине неких объективных факторов, наступление которых не может зависеть от воли лица, освобождаемого от уголовной ответственности.

Среди общих оснований  освобождения от уголовной ответственности субъективными являются три — освобождение в связи с деятельным раскаянием ч. 1 ст. 75 УК РФ, в связи с примирением с потерпевшим ст. 76 УК РФ и с применением принудительных мер воспитательного воздействиях несовершеннолетним ст. 90 УК РФ.

В названных нормах законодатель четко формулирует те действия, которые должны быть совершены обвиняемым либо до принятия соответствующего решения явка с повинной, способствование раскрытию преступления, заглаживание вреда, примирение с потерпевшим и другие, либо, как в случай с несовершеннолетними, после его принятия для того, чтобы оно приобрело окончательную силу и не было отменено, исполнение принудительной меры воспитательного воздействия.

Кроме того, субъективными  являются почти все специальные основания освобождения от уголовной ответственности, предусмотренные Особенной частью УК, за небольшим исключением. Объективными основаниями, в свою очередь, является ряд общих оснований. Это — освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности ст. 76 УК РФ и в связи с актом амнистии ст. 84 УК РФ. Во всех этих случаях законодатель не связывает применение института освобождения от уголовной ответственности с какими-либо действиями обвиняемого.

Специальные объективные  основания освобождения от уголовной от-ветственности в целом нетипичны для действующего Российского законодательства, но их также можно обнаружить в тексте УК РФ. Речь идет о случаях, когда лицо, совершившее коммерческий подкуп ст. 204 УК РФ или дачу взятки ст. 291 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности в силу того, что в отношении него имело место вымогательство, а так же когда военнослужащий, совершивший самовольное оставление части или места службы ст. 337 УК РФ либо дезертирство ст. 338 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, когда его деяние стало следствием стечения тяжелых обстоятельств. Последние две статьи УК РФ вообще стоят несколько особняком среди специальных оснований освобождения от уголовной ответственности.

Все основания, освобождения от уголовной ответственности, можно классифицировать на условные и безусловные, или на временные и окончательные, в принципе это одно и тоже.  В основе такого деления, с материально-правовой точки зрения — возложение, или невозложение на освобождаемое от уголовной ответственности лицо определенных обя-занностей после того, как соответствующее решение будет принято, а с процессуальной точки зрения — возможность или невозможность отмены решения о прекращении уголовного дела и его возобновления. Исходя из этого критерия, безусловными, или окончательными основаниями являются те, когда лицо освобождается без применения к нему каких-либо специальных мер, или обязанностей, которые оно должно впоследствии исполнять.

Соответственно, здесь не может быть особой процессуальной санкции в виде возобновления производства по делу и привлечения лица к уголовной ответственности (нет обязанности — нет санкции). Это не значит, что постановление о прекращении уголовного дела в таком случае в принципе нельзя отменить. Но делать это можно лишь по общим основаниям отмены процессуальных решений, если решение об освобождении от уголовной ответственности по безусловному основанию принимается законно и обоснованно, то оно окончательно. В действующем Российском законодательстве, безусловными являются все основания освобождения от уголовной ответственности, как общие, так и специальные, кроме одного — освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия.  В соответствии со ст. 90 УК РФ и ст. 8 УПК РФ, к несовершеннолетнему одновременно с освобождением от уголовной ответственности применяется одна из принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных уголовным законом. Если он ее не исполняет в течение, установленного судом, прекратившим уголовное дело, срока, то принудительная мера отменяется, дело возобновляется и несовершеннолетний привлекается к уголовной ответственности. Такой подход законодателя к этому основанию освобождения от уголовной ответственности позволяет считать его условным, или временным, основа-нием, противопоставляя по указанному признаку всем остальным ос-нованиям, являющимся безусловными и окончательными.

 

 

 

 

 

Амнистия осуждённых за экономические преступления, а  также за превышение необходимой  обороны.

Президент России, Владимир Путин  поручил Совету по правам человека (СПЧ) до 15 октября представить предложения по проекту амнистии, приуроченной с 20-летию Конституции страны. Госдумой в третьем, окончательном, чтении приняты постановления "Об объявлении амнистии" и "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии". Проект постановления, а их два, был опубликован 4 июля 2013года. 04.07.2013 Постановление Государственной Думы от 2 июля 2013 г. N 2562-6 ГД «О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии» 04.07.2013 Постановление Государственной Думы от 2 июля 2013 г. № 2559-6 ГД "Об объявлении амнистии". Реализовать свое право на амнистию можно в течение шести месяцев с момента ее объявления, то есть до 3 января 2014 года.

 

Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об объявлении амнистии в  связи с 20-летием

принятия Конституции  Российской Федерации

и 20-летием формирования Федерального Собрания

Российской Федерации

В ознаменование 20-летия  принятия Конституции Российской Федерации  и 20-летия формирования Федерального Собрания Российской Федерации, руководствуясь принципом гуманизма, в соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации  Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Освободить от наказания:

1) осужденных к лишению  свободы на срок до пяти  лет включительно за преступления, совершенные в возрасте до 16 лет;

2) осужденных к лишению  свободы на срок до пяти  лет включительно за преступления, совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, и ранее не отбывавших  наказания в воспитательных колониях;

3) осужденных к лишению  свободы на срок свыше пяти  лет за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет,  отбывших не менее половины  назначенного срока наказания.

2. Освободить от наказания  осужденных к лишению свободы  на срок до пяти лет включительно  и ранее не отбывавших наказания  в исправительных учреждениях:

1) женщин, имеющих несовершеннолетних детей; 2) беременных женщин;

3) женщин старше 55 лет;  4) мужчин старше 60 лет;

Информация о работе Амнистия и помилование