Исключительные меры наказания в уголовном праве Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема смертной казни одна из проблем в уголовном праве, волнующей не только юристов, но и все общество, вызывающая множество дискуссий, споров и дебатов. В настоящее время ее актуальность связана также и с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, при этом отменяя и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос о необходимости смертной казни. В ряде стран, где смертная казнь давно не применяется, заметны всплески общественного мнения граждан, требующих ее восстановления. Особенно они часты после очередных террористических актов или жестоких убийств с многочисленными жертвами.

Файлы: 1 файл

Содержани1.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Для написания курсовой работы мной была выбрана тема «Исключительные  меры наказания в уголовном праве Республики Беларусь». Формы, методы и средства борьбы с преступностью в различных социально-политических системах различны; отличаются и взгляды на них даже в рамках одной системы. Значительное внимание было уделено мной рассмотрению вопроса о применения наказания в виде смертной казни, а не пожизненному заключению, так как  жизнь человека признается в цивилизованном человеческом сообществе в качестве самого ценного блага, право на нее является естественным и неотчуждаемым, полученным человеком с момента его рождения. При лишении жизни человека все его другие естественные права теряют смысл, поскольку исчезает их носитель. Поэтому общепризнанное и закрепленное в целом ряде международных документов и нормах национального законодательства положение о том, что каждый имеет право на жизнь, носит всеобъемлющий характер, взаимосвязанный с вопросом о правомерности лишения человека жизни, в том числе и посредством применения смертной казни в качестве уголовного наказания.

Проблема смертной казни  одна из проблем в уголовном праве, волнующей не только юристов, но и  все общество, вызывающая множество  дискуссий, споров и дебатов. В настоящее  время ее актуальность связана также и с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, при этом отменяя и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос о необходимости смертной казни.

В ряде стран, где смертная казнь давно не применяется, заметны всплески общественного мнения граждан, требующих ее восстановления. Особенно они часты после очередных террористических актов или жестоких убийств с многочисленными жертвами.

Общественное мнение в Республике Беларусь поддерживает смертную казнь, как меру социальной защиты. В Уголовном кодексе Республики Беларусь она занимает особое место. В таком серьезном вопросе, как лишение жизни человека, должна быть абсолютная правовая основа. Именно по этой причине изначально в статье  24 Конституции Республики Беларусь и были закреплены две идеи: 1) допустимость смертной казни в соответствии с законом и только согласно приговору суда; 2) ее временный характер.

Согласно части первой статьи 8 Конституции Республика  Беларусь

признает  приоритет  общепризнанных принципов международного права и

обеспечивает соответствие им законодательства.

      Всеобщая   декларация    прав  человека  в   качестве     приоритетного

права каждого человека провозгласила право на жизнь (статья 3).  Это

право провозглашено  и гарантировано другими международными актами.

      В статье 6 Международного пакта о  гражданских  и  политических

Правах 1966 года,   ратифицированного   Республикой   Беларусь,  в  частности, предусмотрено,  что право  на жизнь есть неотъемлемое  право  каждого человека.   Это право охраняется   законом.  Никто не  может быть

Произвольно    лишен  жизни.     В странах,  которые  не  отменили  смертную казнь,  смертные  приговоры  могут выноситься только за самые    тяжкие преступления в    соответствии с   законом,    который действовал во  время

совершения преступления  (пункты 1, 2).

      Пактом установлено,   что   смертная   казнь   должна    носить исключительный  характер,  ее  применение  оправдано  лишь  за самые серьезные преступления и при ограниченном  круге лиц,  в отношении которых это наказание может быть применено. В нем также закреплено стремление государств к отмене этого наказания и поддержано развитие их законодательства в данном направлении.

Курсовая работа разработана  в соответствии с целями и задачами исследования. Общими целями исследования являются: глубокое изучение источников и литературы по теме «Смертная казнь и пожизненное заключение как исключительные меры наказания в уголовном праве Республики Беларусь», системное изложение материала, закрепление теоретических и практических знаний, применение полученных навыков для решения поставленных задач. Основная цель написания курсовой работы – освещение природы применения таких видов наказания, как пожизненное заключение и смертная казнь, определение основных понятий, характеризующих данные виды наказания, и порядок их применения. В курсовой работе рассмотрена история и конституционность применения смертной казни, а также основания к применению пожизненного заключения.

Задачами исследования являются: получение достоверных знаний о предмете исследования с помощью разработанной методологии исследования, включающей общие и частные методы познания данной темы, а также определение границ регулируемых отношений;  анализ и обобщение собранного материала, изложение результатов, соответствие материала современному состоянию.

При исследовании данной темы были использованы научные труды  известных ученых в области права:  Г.А. Василевича,                       Э.А. Саркисова А.С. Михлина и другие. Использовались и нормативные акты, касающиеся некоторых аспектов изучаемой темы, а именно, при рассмотрении вопросов право на жизнь и неприкосновенность личности, использовались Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс Республики Беларусь и другие нормативные акты.

 

 

 

 

 

 

 

I Смертная казнь

1.1  История  и эволюция смертной казни

 

Смертная казнь, как  один из древнейших институтов уголовного права, постоянно сопутствовала  истории развития человечества. Прообразом смертной казни в древних государствах являлась кровная месть. Но в дальнейшем государство взяло на себя функции санкционирования смертной казни, а потом и отправление правосудия. Так, например, законы Хаммурапи (1792-1750 г.г. до н.э.), индийские законы Ману(2000-12000гг до н.э.), законы хеттов(1600-1200 г.г. до н.э.), законы Драконта в Древней Греции (621 год до н.э.), законы 12 таблиц в Древнем Риме (450 год до н.э.), предусматривали широкое применение смертной казни.

Вопрос о смертной казни, как о мере уголовного наказания, о целесообразности её наличия в уголовном законодательстве и объёме применения в послереволюционный период в нашем законодательстве решался весьма неоднозначно, в отдельные периоды государство провозглашало отказ от смертной казни (Декреты II съезда Советов от 26.10.1917 г. ВЦИК и СНК от 17.01.1920 г.). Затем смертная казнь с учетом военной обстановки или под флагом усиления борьбы с "врагами народа" вновь восстанавливалась.

После окончания  Великой Отечественной войны  Указом Президиума Верховного Совета СССР от  26 мая 1947 года "Об отмене смертной казни "это наказание было отменено в мирное время, а преступления, за совершение которых предусматривалась высшая мера наказания, наказывались лишением свободы сроком на 25 лет. Затем смертная казнь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 года "О применении смертной казни к изменникам Родины шпионам подрывникам-диверсантам" допускалась, как исключение из предыдущего Указа. В последующем (1954 года) смертная казнь допускалась в отношении осужденных за убийство при отягчающих обстоятельствах. Затем смертная казнь определялась ст. 22  Уголовного   кодекса принятого Верховным Советом БССР 29 декабря 1960 года введенным в действие с 1 апреля 1961 года: «В виде исключительной меры наказания вплоть до ее полной отмены допускается применение смертной казни - расстрела за некоторые особо тяжкие преступления, предусмотренные в Особенной части Уголовного кодекса». Каждый раз через некоторое время после принятия актов об отмене смертной казни ее применение восстанавливалось, что в определенных исторических условиях объяснялось необходимостью усиления борьбы с особо опасными преступлениями. В соответствии с Уголовным   кодексом (далее – УК)  БССР 1928 г. это наказание могло быть применено за совершение свыше 60 видов преступлений. В УК 1960 г. круг преступлений, за которые можно было применить смертную казнь, был существенно сокращен, но все же оставался достаточно широким. Это наказание предусматривалось за совершение более чем 30 видов преступлений (включая воинские), в том числе и не сопряженных с умышленным лишением жизни человека.

Вместе с  тем и в УК 1928 г., и в УК 1960 г. закреплялся временный характер смертной казни.

Начиная с 90-х  годов XX ст. законодатель, следуя международным  тенденциям, пошел по пути последовательного сужения сферы применения смертной казни, исключив ее, прежде всего из санкций статей УК, предусматривающих ответственность за преступления, не сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека. Законом от 23 апреля  1992 г. изменена редакция статьи 85 УК 1960г., предусматривавшей ответственность за нарушение правил о валютных операциях, и наряду с этим из ее санкции исключено наказание в виде смертной казни. Законом от 6 июля 1993 г. смертная казнь была исключена из санкций статей 84, 91-1 и 169 УК, предусматривавших ответственность за изготовление, хранение или сбыт поддельных денег либо ценных бумаг, совершенные в виде промысла, хищение имущества в особо крупных размерах, получение взятки при особо отягчающих обстоятельствах.

Сужение сферы  применения смертной казни осуществлялось параллельно с расширением круга лиц, которым не могло быть назначено это наказание. В частности, по УК 1960 г. до принятия Закона от 1 марта 1994 г. в этот круг входили лица, не достигшие 18-летнего возраста до совершения преступления, и женщины, находившиеся в состоянии беременности во время совершения преступления, к моменту вынесения либо исполнения приговора. Согласно статье 22 УК в редакции указанного Закона применение смертной казни не допускалось к женщинам вообще.

В УК Республики Беларусь, принятом 9 июля 1999 г. и введенном в действие с 1 января 2001 г., смертная казнь предусмотрена в качестве исключительного наказания (статья 59). При этом в УК более чем в два раза сокращена сфера применения этого наказания по сравнению с УК 1960 г. Оно допускается лишь за совершение особо тяжких преступлений, сопряженных с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах.1

В настоящее  время смертная казнь определяется ст.59 Уголовного кодекса Республики Беларусь. В качестве исключительной меры наказания допускается применение смертной казни – расстрел за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. Смертная казнь не может быть назначена:

1) лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет;

2) женщинам;

3) мужчинам, достигшим  ко дню постановления приговора  шестидесяти пяти лет.2

В соответствии с УК смертная казнь может быть назначена за особо тяжкие преступления против мира и безопасности человечества, а также военные преступления: развязывание либо ведение агрессивной войны (часть вторая статьи 122); убийство представителя иностранного государства или международной организации с целью провокации международных осложнений или войны (часть вторая статьи 124); международный терроризм (статья 126); геноцид (статья 127) и другие преступления, предусмотренные в статьях 128, 134, в части третьей статьи 135 УК. УК также устанавливает возможность применения смертной казни за умышленное противоправное лишение жизни другого человека - убийство при отягчающих обстоятельствах (двух или более лиц; заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии; заведомо для виновного беременной женщины и других отягчающих обстоятельствах, предусмотренных в части второй статьи 139 УК). Возможность назначения смертной казни установлена в УК также за совершение терроризма, сопряженного с убийством человека либо совершенного организованной группой (часть третья статьи 289); измену государству, сопряженную с убийством (часть вторая статьи 356); захват либо удержание государственной власти неконституционным путем, повлекшие гибель людей либо сопряженные с убийством (часть третья статьи 357); террористический акт (статья 359); диверсию, совершенную организованной группой либо повлекшую гибель людей или иные тяжкие последствия (часть вторая статьи 360); убийство работника милиции в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка (статья 362).

Анализ развития уголовного законодательства Республики Беларусь, регулирующего применение смертной казни, позволяет сделать вывод, что оно имеет тенденцию к сокращению использования этого наказания с перспективой ее последующей отмены.

 

 

1.2 Понятие  и порядок исполнения смертной  казни

Смертная казнь – разрешенное законом лишение человека жизни в качестве наказания (обычно за тяжкое уголовное преступление). Приводится в исполнение (в разных странах узаконен свой метод) через расстрел, повешение, обезглавливание, электрический стул, смертельную инъекцию, газовую камеру. В смертной казни наказание проявляется в максимальной степени. У приговоренного к исключительной мере наказания отнимается жизнь, естественно, и все другие права и интересы. Но это происходит только после приведения приговора в исполнение.

Смертная казнь  применяется от имени государства. Любой приговор выносится от его имени уполномоченного суда. В соответствии со ст. 268 УПК Республики Беларусь областному, Минскому городскому, Белорусскому военному судам подсудны уголовные дела о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь. Законность обоснованность и справедливость приговора проверяются соответствующим органом государства. Поэтому смертной казнью не могут считаться случаи самосуда даже правомерного убийства в результате необходимой обороны или в состоянии крайней необходимости. Смертной казнью не являются и случаи убийства преступника при его задержании, даже правомерного.

   Смертная  казнь применяется только судом  и может быть назначена обвиняемому, признанному виновным только по единогласному решению всех судей.3  Председательствующий разъясняет ему право ходатайствовать о помиловании после вступления приговора в законную силу.4

Осужденные к смертной казни содержатся под усиленной  охраной в отдельных камерах, выполняют обязанности и имеют права, установленные для лиц, содержащихся в местах исполнения меры пресечения в виде заключения под стражу. Прогулка этой категории осужденных не предоставляется.

После вступления приговора  в законную силу осужденные к смертной казни имеют право:

1) обратиться в установленном  законом порядке с ходатайством  о помиловании;

2) иметь свидания с  адвокатами и иными лицами, имеющими  право на оказание юридической  помощи, без ограничения их продолжительности  и количества;

3) получать и отправлять письма без ограничений;

4) иметь одно краткосрочное  свидание с близкими родственниками  в месяц;

5) получать одну посылку  или передачу один раз в  три месяца в порядке, устанавливаемом  администрацией учреждения, приобретать  на протяжении месяца по безналичному расчету продукты питания и предметы первой необходимости на денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в том числе полученные по почтовым переводам, в размере, установленном для лиц, содержащихся в тюрьмах на строгом режиме;

Информация о работе Исключительные меры наказания в уголовном праве Республики Беларусь