Исключительные меры наказания в уголовном праве Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема смертной казни одна из проблем в уголовном праве, волнующей не только юристов, но и все общество, вызывающая множество дискуссий, споров и дебатов. В настоящее время ее актуальность связана также и с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, при этом отменяя и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос о необходимости смертной казни. В ряде стран, где смертная казнь давно не применяется, заметны всплески общественного мнения граждан, требующих ее восстановления. Особенно они часты после очередных террористических актов или жестоких убийств с многочисленными жертвами.

Файлы: 1 файл

Содержани1.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Пожизненное  заключение, как альтернатива смертной  казни

 

Пожизненное заключение как новый вид наказания было впервые внесено Законом Республики Беларусь от 31 декабря 1997 года в УК Республики Беларусь редакции 1960 года. Тогда же была определена и категория преступлений, к которым применялся данный вид наказания, места отбывания и круг лиц, к которым оно применялось. В новом УК 1999 года появилась статья 58 «Пожизненное заключение». Она определяет, что в качестве исключительной меры наказания как альтернатива смертной казни допускается применение пожизненного заключения за преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах.

Пожизненное заключение не может быть назначено:

1) лицам, совершившим  преступления в возрасте до  восемнадцати лет;

2) женщинам;

3) мужчинам, достигшим  ко дню постановления приговора шестидесяти пяти лет.

Осужденные к пожизненному заключению отбывают наказание в  исправительной колонии особого режима или в тюрьме.

По отбытии двадцати лет лицом, осужденным к пожизненному заключению, либо лицом, которому смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением, суд, учитывая поведение осужденного, состояние его здоровья или возраст, может заменить дальнейшее отбывание пожизненного заключения лишением свободы на определенный срок, но не свыше пяти лет.9

Для обеспечения безопасности общества, недопущения рецидива со стороны лиц, совершающих умышленные посягательства на жизнь при отягчающих обстоятельствах, государство обладает достаточно эффективными уголовно-правовыми средствами, позволяющими изолировать преступников от общества и тем самым не допустить совершения ими новых преступлений. Такими средствами воздействия, в частности, на убийц в Республике Беларусь, как и во многих других странах, являются наказания в виде пожизненного заключения либо лишения свободы, назначаемого на срок до 25 лет. Именно этим наказаниям, и прежде всего лишению свободы, назначаемому на длительные сроки, суды отдают предпочтение при вынесении приговоров лицам, осуждаемым за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни при отягчающих обстоятельствах. В структуре наказаний, назначаемых за указанные преступления, удельный вес лишения свободы составляет более 90%. Например, в 2001 г. он составил 96%, в 2002 г. - 95% и в 2003 г. - 96%. Показатель пожизненного заключения ежегодно растет. Пожизненное заключение в эти годы было назначено соответственно 2,3%, 4,2%, 2,6% от общего количества осужденных за такие преступления, а в 1998 году пожизненное заключение отбывали лишь два преступника.  Ограничение применения данного наказания проявляется в судебной практике Республики Беларусь, в 2002 г. из 496 осужденных за убийство при отягчающих обстоятельствах и за убийство работника милиции (часть вторая статьи 139 и статья 362 УК) было приговорено к смертной казни 4 человека, а к пожизненному заключению - 21 человек. В 2003 г. из 466 осужденных за указанные преступления к смертной казни было приговорено 4, к пожизненному заключению - 12 человек. Эти данные свидетельствуют о том, что суды, имея право на применение такого вида наказания, как пожизненное заключение, идут по пути максимального сокращения использования исключительного наказания, не создавая при этом условий для ухудшения криминогенной обстановки в республике.

Осужденные к пожизненному заключению, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным заключением, отбывают наказание в исправительной колонии особого режима или в тюрьме, содержатся отдельно от других осужденных, отбывающих наказание в данной колонии или в тюрьме. 10

Осужденные, отбывающие пожизненное заключение, содержатся в помещениях камерного типа или в обычных жилых помещениях исправительной колонии особого режима, камерах тюрьмы и носят одежду специального образца.

Осужденные к пожизненному заключению содержатся в помещениях камерного типа исправительной колонии особого режима, камерах тюрьмы, как правило, не более чем по два человека. По просьбе осужденного и в иных необходимых случаях по постановлению начальника исправительной колонии, тюрьмы при возникновении угрозы личной безопасности осужденного он может содержаться в одиночной камере. Труд таких осужденных организуется с учетом требований содержания осужденных в камерах.

Перевод осужденных к  пожизненному заключению в обычные  жилые помещения исправительной колонии особого режима производится при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду по отбытии ими не менее десяти лет пожизненного заключения.

Осужденные к пожизненному заключению, содержащиеся в обычных жилых помещениях исправительной колонии особого режима и злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания, переводятся в помещения камерного типа исправительной колонии особого режима, в тюрьму. Повторный перевод в обычные жилые помещения допускается не ранее чем через год.

Перевод осужденных к  пожизненному заключению из тюрьмы в  исправительную колонию особого режима для содержания в обычных жилых помещениях либо из исправительной колонии особого режима в тюрьму осуществляется судом по представлению администрации исправительного учреждения, согласованному с наблюдательной комиссией при местном исполнительном и распорядительном органе.

Осужденные к пожизненному заключению вправе:

1) ежемесячно расходовать  на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех базовых величин.

2) иметь два краткосрочных  свидания в течение года;

3) получать одну посылку  или передачу и две бандероли  в течение года;

4) иметь ежедневную прогулку продолжительностью тридцать минут.

По истечении десяти лет пожизненного заключения осужденные могут быть переведены на улучшенные условия содержания. В этом случае им разрешается дополнительно:

1) ежемесячно расходовать  на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере одной базовой величины;

2) иметь одно краткосрочное  свидание в течение года;

3) получать одну посылку  или передачу и две бандероли  в течение года;

4) иметь ежедневную прогулку продолжительностью тридцать минут.

На осужденных к пожизненному заключению распространяются условия  отбывания наказания, для осужденных к лишению свободы, с учетом особенностей отбывания пожизненного заключения. Применение мер поощрения и взыскания осуществляется в порядке, установленном статьями 111 и 113 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, с учетом характера и вида применяемых при отбывании наказания мер поощрения и взыскания.11

Содержание одного осужденного  к пожизненному заключению в 2002 году обходилось государству в месяц около 110 тысяч рублей, в год – 1 миллион 311 тысяч рублей, то есть на порядок дороже, чем совершившего менее тяжкое преступление. Связано это с мерами безопасности при охране данных осужденных, которые требуют более строгой охраны.

В настоящее время  волнует пополняемость мест лишения  свободы осужденными к пожизненному заключению. Ведь когда ввели альтернативу смертной казни – пожизненное заключение, колоний особого режима, как таковых не было и поэтому было принято решение открыть участок колонии особого режима (УКОР) в г. Жодино на базе СИЗО - 8. Там, за счет внутренних резервов КИН МВД был переоборудован корпус для содержания 100 осужденных, отвечающий международным стандартам и безопасности - это единственная в Беларуси тюрьма для осужденных на пожизненное заключение. Из осужденных на пожизненное заключение из 77 первую судимость имеют 20 человек, вторую – 16, третью – 21, и 20 человек были судимы более трех раз. Среди всех них хронических наркоманов и алкоголиков – 19 человек. С применением огнестрельного оружия действовали 19 преступников. Возрастная же категория такова: в возрасте 20-30 лет – 32 человека, 30-40 лет – 24, 40-50 – 13, 50-60 – 7 человек, и один в возрасте за 60 лет.12

Между тем приоритетное использование судами в качестве карательной меры лишения свободы в отношении опасных преступников, посягающих на жизнь человека, не ставит под угрозу безопасность общества, обеспечение задач борьбы с преступностью.

Решению задачи защиты общества от преступных посягательств, и прежде всего от умышленных посягательств на жизнь человека, должно способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, направленной в том числе и на оптимальную реализацию принципа неотвратимости ответственности, повышение уровня раскрываемости указанных преступлений, обеспечение сбалансированности уголовной политики в отношении преступников, посягающих на жизнь человека.

Сегодня у судов есть альтернатива смертной казни – пожизненное  заключение. Но можно ли назвать гуманной мерой пожизненное заключение? Какие цели ставит общество и государство перед данной мерой? Ведь если человек перевоспитался, то его необходимо освободить из мест лишения свободы, а не держать в них всю жизнь. Говорить, что тем самым обеспечивается безопасность общества можно лишь условно, ибо рано или поздно осужденный достигнет того возраста, когда его общественная опасность будет равняться нулю. Из вышесказанного можно сделать вывод, что пожизненное заключение вряд ли является более гуманной мерой наказания, нежели смертная казнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Курсовая работа на тему ««Исключительные меры наказания в уголовном праве Республики Беларусь» разделена на главы, которые я старалась излагать в соответствии с предъявленными требованиями по подготовке и оформлению курсовой работы, с подчинением порядка изложения цели исследования. Основная часть курсовой работы состоит из двух глав, первая глава разделена на три раздела каждый из которых имеет определенное целевое назначение и является базой для следующего.

На основании теоретического и практического изучения источников по данной теме, я ставила перед  собой задачу путем тщательного  исследования, сопоставления фактов и их анализа достичь соответствующих  результатов и прийти к определенным выводам.

По результатам исследования курсовой работы можно отметить, что  обсуждение смертной казни актуально  всегда. Эта тема была предметом  дебатов в прошлом, она есть в  настоящем, и будет в будущем. Многие ученые, и я присоединяюсь к их мнению, считают, что пожизненное заключение - это более жестокая мера наказания, нежели смертная казнь.

Некоторые сторонники смертной казни говорят, что "дешевле" казнить, чем содержать длительный срок осужденного  в местах лишения свободы.  Но некоторые исследования, проведенные в США и Канаде, показывают, что приведение смертного приговора в исполнение в  этих странах обходится дороже, чем  пожизненное заключение.

Смертная казнь не исключает судебную ошибку, которую  невозможно будет исправить. Тюремное заключение можно хоть как-то компенсировать неправильно осужденному, а смертная казнь - бесповоротная. Т.е.  никакая система не застрахована  от ошибок и пристрастий.

Хочу отметить, что  исключительные меры наказания - смертная казнь и пожизненное заключение - могут применяться за совершение убийства при отягчающих обстоятельствах лишь тогда, когда необходимость их назначения обусловливается особыми обстоятельствами, отягчающими ответственность, и наряду с этим данными, характеризующими виновного как лицо, представляющее исключительную опасность для общества. При этом суд обязан исследовать данные о психическом состоянии обвиняемого.

Применение смертной казни во всех случаях должно быть мотивировано в приговоре на основе установленных обстоятельств совершенного преступления и данных, с исчерпывающей полнотой характеризующих обвиняемого.

При назначении виновному  пожизненного заключения в приговоре  должны быть указаны мотивы применения этого наказания как альтернативы смертной казни.

Смертная казнь –  вовсе не лучшее из наказаний. Лишение человека жизни даже и по закону – не идеальное средство борьбы с преступностью. Но и преступление, особенно причиняющее государству и гражданам тяжкий ущерб – тоже зло. И с учетом состояния современного общества в целом я высказываюсь за сохранение смертной казни, но в ограниченных пределах. Высказывая свои мысли, я понимаю, что могут быть и другие точки зрения, как вероятно, и более убедительная аргументация. Но мне хотелось показать насколько сложна проблема смертной казни, как уголовного наказания, как она неоднозначна. Ёе нельзя решать, не взвесив все «за» и «против».

Прямого влияния на уголовную статистику смертная казнь не оказывает, но средством защиты общества от преступных посягательств служит. Разумеется, необходимо стремиться к исключению применения казни, но для этого необходимо наличие определенных условий, важнейшим из которых является готовность к этому шагу общества. И в этом плане можно говорить, что пока общество и люди не совершенны на столько, чтобы не идти на преступление, смертная казнь должна присутствовать.

Отмена смертной казни - одна из проблем, разрешение которой  осуществляется в различных странах  далеко не однозначно. Каждая страна приходит к отмене этого наказания своим  путем, причем для выработки такого решения нередко требуется весьма длительное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Заключена в г. Минске 26.05.1995) (ст. 2).
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Справочная правовая система «Гарант». Версия 23.06.2006
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.// Справочная правовая система «Гарант». Версия 23.06.2006
  4. Протокол №6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены сметной казни (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) (с изменениями от 11 мая 1994г.) // Справочная правовая система «Гарант». Версия 23.06.2006
  5. Протокол №13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены сметной казни в любых обстоятельствах (Вильнюс, 3 мая 2002г.). Справочная правовая система «Гарант». Версия 23.06.2006
  6. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 188. – 1/6032.
  7. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-3 : принят Палатой представителей 2 июня 1999 года : одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года (в ред. Законов Республики Беларусь от 08.05.2002 № 98-3, от 24.06.2002 № 112-3, от 04.01.2003 № 173-3, от 14.07.2003 № 220-3, от 22.07.2003 № 227-3, от 03.08.2004 № 309-3, от 04.05.2005 № 13-3, от 04.05.2005 № 15-3, от 19.07.2005 № 37-3, от 19.07.2005 № 40-3, от 19.07.2005 № 42-3, от 19.07.2005 № 43-3, от 15.12.2005 № 71-3, от 31.12.2005 № 82-3, от 09.01.2006 № 97-3, от 09.06.2006 № 122-3, от 29.06.2006 № 137-3, от 17.07.2006 № 146-3, от 17.07.2006 № 147-3, от 20.07.2006 № 162-3, от 07.05.2007 № 209-З, от 07.05.2007 № 212-З, от 10.05.2007 № 223-З, от 15.05.2007 № 228-З, от 18.05.2007 № 231-З, от 27.06.2007 № 246-З, от 18.07.2007 № 264-З, от 18.07.2007 № 266-З, от 20.07.2007 № 274-З, от 03.12.2007 № 288-З, от 20.12.2007 № 297-З, от 05.01.2008 № 315-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999 г. – № 76. 2/50; 2002 г. – № 55. 2/847, № 75. 2/861; 2003 г. – № 8. 2/922, № 80. 2/969, № 83. 2/974; 2004 г. – № 41. 6/398, № 123. 2/1058; 2005 г. – № 121. 2/1137. 2/1139. 2/1140; 2006 г. – № 1. 2/1168, № 6. 2/1179, № 9. 2/1194, № 92. 2/1219, № 107. 2/1235, № 111. 2/1242, № 112. 2/1244, № 122. 2/1259; 2007 г. – № 118. 2/1306, № 118. 2/1309, № 119. 2/1319, № 120. 2/1325, № 123. 2/1328, № 160. 2/1343, № 173. 2/1361, № 173. 2/1363, № 175. 2/1371, № 291. 2/1385; 2008 г. – № 1. 2/1394, № 14.2/1412.
  8. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 года № 295-З : принят Палатой представителей 24 июня 1999 года : одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Республики Беларусь от 11.05.2000 №377-3, от 04.01.2003 № 173-3, от 14.07.2003 № 220-3, от 22.07.2003 № 227-3, от 04.05.2005 № 15-3, от 19.07.2005 № 40-3, от 03.11.2005 № 53-3, от 15.12.2005 № 71-3, от 31.12.2005 № 82-3, от 10.01.2006 № 95-3, от 09.06.2006 № 122-3, от 17.07.2006 № 147-3, от 30.12.2006 № 198-З, от 12.06.2007 № 234-З, от 11.07.2007 № 251-З, от 01.11.2007 № 281-З, от 03.12.2007 № 288-З, от 20.12.2007 № 290-З, от 20.12.2007 № 297-З, от 04.01.2008 № 308-З, от 05.01.2008 № 315-З, от 05.01.2008 № 317-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000 г. – № 77-78. 2/71, № 47. 2/152; 2003 г. – № 8. 2/922, № 80. 2/969, № 83. 2/974; 2005 г. – № 74. 2/1112, № 121.2/1137, № 175. 2/1144; 2006 г. – № 1. 2/1168, № 6. 2/1179, № 92. 2/1219, № 111.2/1242; 2007 г. – № 4. 2/1292, № 147. 2/1331, № 170. 2/1348, № 264. 2/1378, № 291. 2/1385; 2008 г. – № 1. 2/1387, № 1. 2/1394, № 6. 2/1405, № 14. 2/1412, № 14. 2/1414.
  9. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от  11 января 2000 г. N 365-З: принят Палатой представителей  14 декабря 1999 года одобрен Советом Республики 22 декабря 1999 года (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-З, от 04.01.2003 N 183-З, от 29.04.2004 N 273-З, от 19.07.2005 N 40-З, от 09.06.2006 N 122-З, от 24.12.2007 N 299-З, от 05.01.2008 N 315-З)
  10. Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 13.06.2002 N 484-П2/IV «О рекомендациях по итогам парламентских слушаний на тему «Политико-правовые проблемы отмены смертной казни в Республике Беларусь».
  11. О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни : Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь от 11.03.2004 N З-171/2004 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004 г. – № 41.
  12. О судебной практике по делам об убийстве : постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17.12.2002 № 9 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003 г. – № 8.
  13. Барков, А. «Правовая регламентация назначения наказания» // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2005.
  14. Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь : Научно-практический комментарий // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2007.
  15. Василевич Г.А., Саркисова Э.А. О наказании в виде смертной казни: Республика Беларусь и европейский опыт // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2007.
  16. Дементьевский, А. «Исключительная мера» / А. Дементьевский // Газета «Советская Белоруссия». –  2003. –  25 июня. – С. 4.
  17. Михлин, А. С. Понятие смертной казни / А. С. Михлин // Государство и право. – 1995. – N 10. – С. 108 –109.
  18. Совельев С. «Пожизненное заключение» / С. Совельев // Газета «Труд». – 2002. – 06 ноября. – С. 6.

Информация о работе Исключительные меры наказания в уголовном праве Республики Беларусь