История борьбы с контрабандой в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 10:33, реферат

Описание работы

Контрабанда, как противоправное деяние было известно на Руси еще в X веке. В официальных древнерусских документах того времени уже упоминалось такое понятие как «промыт» - двойная ставка пошлинного сбора (мыта). Такой повышенной пошлиной облагались попытки провоза или провоз товаров с применением «ухищренных» способов. Как и все новое контрабанда была ввезена на Русь с Запада, представителями ганзейских торговых городов, а потом и английскими купцами, торговавшими в Московском государстве.

Файлы: 1 файл

История борьбы с контрабандой в России.docx

— 101.47 Кб (Скачать файл)

Таким образом в первые годы после революции нормы с достаточно широкой диспозицией отсутствовали. Характер преступного деяния определялся путем перечисления ряда действий: «сокрытие от таможенного контроля», «вывоз без разрешения». При отнесении предметов к контрабандным руководствовались соображениями идеологического характера: «документы, вредные в политическом и экономическом отношении».

Впервые определение контрабанды, близкое по форме и по существу действующему, было сформулировано в  Декрете СНК РСФСР от 24.04.1923 г.16 Контрабандой признавалось перемещение или покушение на перемещение какого-либо имущества через государственную пограничную черту с сокрытием от таможенного контроля. Сами эти понятия раскрывались в инструкции НКВТ, утвержденной 17.10. 1923 г. Под перемещением понимались всевозможные способы передвижения имущества: пронос, перебрасывание, провоз на лошадях, вьючных животных, при помощи механических средств транспортирования, летательных аппаратов и т.д. Покушением на перемещение имущества через государственную пограничную черту помимо таможенных учреждений следовало признавать действия, направленные на совершение указанного перемещения, когда совершитель не выполнил всего того, что было необходимо для приведения его намерения в исполнение, или когда, несмотря на выполнение им всего того, что он считал необходимым, преступный результат не был достигнут по причинам, от него не зависящим. Сокрытием считался факт перемещения имущества помимо таможенных учреждений, а также через них, но с применением особых ухищрений с целью избежания таможенного досмотра перемещаемого имущества (например, сокрытие его в особо устроенных помещениях, зашивка под подкладку платья и т.п.).

Принятый в 1924 г. Таможенный устав каких-либо изменений в  понятие контрабанды не внес.

Изменения в ст.97 УК РСФСР  были внесены Декретом СНК РСФСР  от 01.03.1926 г. Контрабанда определялась как перемещение через пограничную  черту товаров, ценностей, имущества  и всякого рода предметов помимо таможенных учреждений или через  таковые, но с сокрытием от таможенного  контроля.

Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. полностью воспринял данное определение.

В 1927 г. было принято Положение  о преступлениях государственных17, в соответствии с которым контрабанда относилась к группе государственных, т.е. особо опасных для СССР деликтов против порядка управления.

Уголовное законодательство о борьбе с контрабандой, сложившееся  к 1928 г., осталось почти неизменным на протяжении 30-ти лет – до принятия Закона СССР от 25.12. 1958 г. об уголовной  ответственности за государственные  преступления. В ст. 15 названного Закона указывалось, что «контрабанда», т.е. «незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенная с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных или иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки».18 Данное определение контрабанды было включено в УК РСФСР 1960 г. и существенно не изменялось до 1994 г.

Таможенное и уголовное  законодательство об ответственности  за контрабанду в течение длительного  периода не претерпевало изменений. Если в первое десятилетие Советской власти было принято более 20 декретов и постановлений Совнаркома, направленных на усиление и совершенствование борьбы с контрабандой, т.е. происходило быстрое реагирование законодательства на изменение внутренней и внешней обстановки в нашей стране, то начиная с 1929 по 1958 г. практически не было издано ни одного подобного законодательного акта в области борьбы с контрабандой. Не было мобильным законодательство и после принятия в 1958 г. Закона об уголовной ответственности за государственные преступления, а также нового Таможенного кодекса в 1964 г. Отдельные же дополнения и изменения, внесенные в ст. 15 Закона 1958 г. и в ст. 100 Таможенного кодекса СССР в 1984 г. не в полной мере отвечали духу времени и задачам действенной охраны монополии внешней торговли.19

В соответствии с Федеральным  законом от 01.07.1994 г.20 статья о контрабанде была изложена в новой редакции (ст. 78 УК РСФСР). Ответственность наступала за незаконное перемещение через таможенную границу России с использование одного из названных в статье способов только наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов к нему (кроме гладкоствольного охотничьего оружия, патронов и боеприпасов к нему), оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при его создании, стратегически важных сырьевых товаров, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран. Все другие товары и транспортные средства могли стать предметом данного преступления только в случае открытого перемещения их через таможенную границу вопреки прямому запрету присутствующего при этом должностного лица, осуществляющего таможенный контроль (прорыв таможенной границы). В ином случае незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу рассматривалось как нарушение таможенного законодательства и влекло уголовную ответственность в случае совершения этих действий в крупных размерах (ст. 1691 УК РСФСР).

Однако при принятии Уголовного кодекса 1996 г. данная позиция законодателя претерпела изменение, и теперь в  УК РФ имеет место одна статья – 188, в части первой которой предусматривается ответственность за незаконное перемещение товаров и иных предметов, а по части второй уголовная ответственность наступает в случае незаконного перемещения общеопасных предметов, перечень которых исчерпывающий.

 

 

1 См.: Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба Российской Федерации. М., 1993; Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М., 1996; Аграшенков А.В. Развитие правовой базы отечественной таможенной системы в царствование Елизаветы Петровны // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1996. 3 2. С. 31-40.

2 Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 211.

3 Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981; Володько Н.В. Ответственность за контрабанду по советскому праву: Учебное пособие. Киев, 1978; Контрабанда и борьба с ней : Сборник /Под общ. ред. А.Потяева. М., 1925.

4 См. подробнее: Памятники русского права /Под ред. Юшкова С.В. М., 1953. Т.1; Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В 3-х т. Т. 1. М., 1993; Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской правды. М., 1953 и др.

5 Промыт – штраф за неуплату мыта (проезжей пошлины за право провоза товаров). Он составлял как правило, сумму в размере двух пошлин. Лицо, совершившее это деяние, кроме того, наказывалось кнутом.

6 Памятники русского права. М., 1953. Т.1. С. 65-70.

7 Цит. по: Рогатых Л.Ф. Квалификация контрабанды: Учебное пособие. СПб., 1999. С. 6.

8 Цит. по: Кисловский Ю.Г. Контрабанда. История и современность. М., 1996. С.20.

9 См.: Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск, 1987. С. 38.

10 Таможенное дело в России X – начало XX веков. СПб.: Изд-во Пик, 1995. С. 19.

11 Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 21.

12 Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. СПб., 1904. С. 757-758.

13 См. Кисловский Ю.Г. Указ. соч. С. 90.

14 Российское таможенное право / Отв. ред. Б.Н. Габричидзе. М., 1999. С. 29-30.

15 Собрание документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917-1952 гг./Под ред. проф. И.Т. Голякова. М., 1953. С. 107.

16 СУ РСФСР. 1923. № 33. Ст. 372.

17 СЗ СССР. 1927. № 12. Ст. 123.

18 Данная статья дана с учетом дополнений, внесенных Указом Президиума Верховного Совета от 18.05.1961 г. //Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. № 21. Ст. 222.

19 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. № 5. Ст. 168.

20 Собрание законодательства РФ. 1994. № 10. Ст. 1109.

Об изменении  уголовного законодательства о контрабанде

24 февраля 2012

Контрабанда, то есть перемещение  через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное с нарушением таможенного  законодательства, является в настоящее  время одним из широко распространенных правонарушений в сфере экономики.

Учитывая актуальность вопросов привлечения к ответственности  за данное правонарушение, в целях  соблюдения конституционных требований справедливости и соразмерности  наказания законодателем 7 декабря 2011 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения.

В соответствии с данными  изменениями ст. 188 УК РФ (контрабанда) исключена из Уголовного кодекса  Российской Федерации.

В этой связи в настоящее  время за совершение «товарной» контрабанды, т.е. незаконное перемещение через  таможенную границу Российской Федерации  товаров или иных предметов (ранее  ч. 1 ст. 188 УК РФ) предусмотрена только административная ответственность (глава 16 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях).

Вместе с тем, сохранена  уголовная ответственность за контрабанду  наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, которая предусмотрена ст. 229.1 УК РФ. Вновь введенной указанными изменениями ст. 226.1 УК РФ также предусмотрена ответственность за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных, веществ, боеприпасов, оружия массового поражения, иного вооружения, а также стратегически важных товаров и культурных ценностей, за совершение которых виновные лица ранее привлекались к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 188 УК РФ.

Кроме того, ст. 194 УК РФ, устанавливающая  уголовную ответственность за уклонение  от уплаты таможенных платежей, значительно  расширена и дополнена. Так, предусмотрена  уголовная ответственность за совершение указанных деяний должностным лицом  с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия  к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, а также  за совершение преступления организованной группой. Определены также суммы  неуплаты таможенных платежей, совершенные  в крупном размере (превышающий  один миллион рублей – при взимании с физического лица, два миллиона рублей – при взимании с организаций) и в особо крупном размере (с  физического лица - три миллиона рублей, с организации - десять миллионов  рублей).

Контрабанда как  преступление, влекущее уголовную ответственность

[править] Россия

В Российской Федерации уголовная ответственность за контрабанду была предусмотрена статьёй 188 Уголовного кодекса[1]. Контрабанда отнесена к преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности. Однако эта статья утратила силу (Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ). Вместо нее в УК РФ введены 2 новые статьи[2]:

  • Ст. 226.1. Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей;
  • Ст. 229.1. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

В соответствии с ч. I ст. 188 УК РФ, под контрабандой как уголовным  преступлением понималось перемещение  в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершённое помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжённое с недекларированием или недостоверным декларированием.

Конфискованная контрабандная  партия оружия

В ч. II ст. 188 УК РФ был приведён перечень товаров (предметов), контрабанда  которых влечёт более суровую  уголовную ответственность:

  • наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
  • сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы;
  • огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации;
  • стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации.

[править] Объект контрабанды

Объектом контрабанды  являются интересы либо общественные отношения, связанные с защитой  внешнеэкономической деятельности.

[править] Предмет контрабанды

Пленум Верховного суда Российской Федерации в Постановлении № 6 от 27 мая 2008 года «О судебной практике по делам о контрабанде» разъяснил, что понимается под предметом контрабанды. В соответствии с п. 3 указанного Постановления, предметом контрабанды является любое перемещаемое через государственную границу движимое имущество, признаваемое товаром Таможенным кодексом Российской Федерации. Предметом контрабанды могут быть и иные не являющиеся товарами предметы (например, рукопись научной статьи или не имеющий цены товара объект интеллектуальной собственности на материальном носителе, промышленный образец). Также предметом контрабанды может выступать валюта РФ, иностранная валюта, дорожные чеки, внутренние и внешние ценные бумаги в документарной форме.

Информация о работе История борьбы с контрабандой в России