История появления оперативно-розыскной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 08:32, контрольная работа

Описание работы

Существовавшая ранее система контроля за личностью ушла в прошлое. Правоохранительная система, несущая основное бремя контроля за преступностью, переживает кризис, обусловленный, с одной стороны, определенным разрушением кадрового ядра, а с другой – снижением доверия населения.
Решение проблем борьбы с преступностью и ее профилактики невозможно без комплексного использования сил, средств и методов различных отраслей знаний.
В этой контрольной работе будет рассматриваться не только история появления ОРД, но и этапы развития.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….……………3
1. История появления ОРД в России………………………………..……..…..4
2. Оперативно-розыскная деятельность в царской России……………..…….8
3. Оперативно-розыскная деятельность в послереволюционный период...…11
4. Современное состояние ОРД……………………………………...………...21
5. Теория оперативно-розыскного обеспечения как юридической науки..….24
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список использованной литературы………………………………….………..26

Файлы: 1 файл

к-р по ОРД готовая.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Нормативные документы органов внутренних дел послевоенного периода регламентировали как совершенствование оперативной работы, так и изменение структуры оперативных органов.

Начало 50-х гг. ознаменовалось событиями, которые привели к смене руководства страны и изменениям в политической жизни. Смерть Сталина подвела черту под целой эпохой деятельности государственного аппарата (в т.ч. его силовых органов), называемой сегодня антинародной. Показательным, в связи с этим, являлся Приказ МВД СССР от 9 июля 1954 г. о порядке изъятия из архивных фондов I-х спецотделов всех уровней учетных материалов на лиц, дальнейшее оставление которых на учете не вызывается оперативной необходимостью. Таким образом, только более чем через тридцать лет были сняты с оперативного учета отнесенные к разряду криминальных объектов, наряду с бандитами, налетчиками и ворами всех мастей, взятые на учет по отдельным анкетам в период с 1917 по 1921 г. бывшие помещики, крупные купцы, фабриканты, банкиры, а также другие категории “буржуазного населения”, имевшие ценность как заложники. В число заложников входили близкие родственники (члены семьи) офицеров царской армии, воевавших не только на стороне белого движения, но и в рядах Красной Армии, известных заводчиков, сбежавших в те годы за рубеж.

Упразднение в январе 1960 г. Министерства внутренних дел СССР, как показала практика, было ошибочным, и прежде всего в плане организации борьбы с преступностью. Связи между республиканскими органами оказались ослабленными, исчезла возможность оперативного применения имеющегося опыта и новейших достижений науки и техники. Не было единой политики и в области организации и тактики использования оперативных средств. Это проявилось в принятии на местах нормативных актов, произвольно трактующих те или иные положения актов центральных органов, касающиеся организации и тактики оперативно-розыскной работы.

И все-таки для органов внутренних дел России это не были годы провала в оперативной работе. Ряд документов ведомственного уровня этого периода имели программное значение. Они закрепили систему и структуру оперативных учетов органов милиции и во многом определили перспективу дальнейшего совершенствования всей информационной деятельности оперативных аппаратов. Министерством охраны общественного порядка (МООП) РСФСР в декабре 1962 г. был издан приказ, объявивший Наставление по организации и ведению оперативно-розыскного учета в органах милиции и Инструкцию о порядке учета разыскиваемых лиц. Эти документы были столь удачными, что опередили свое время и “действовали” более 15 лет, обеспечив таким образом стабильное становление информационной работы в системе правоохранительных органов России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Современное состояние оперативно-розыскной деятельности

 

 

Современный (постсоветский) период правового регулирования ОРД в России можно назвать наиболее значительным среди всех периодов в отечественной истории правовой регламентации оперативно-розыскной деятельности. С правового регулирования негласной работы в основном на подзаконном уровне сделан резкий скачок на уровень законодательной регламентации.

Характерные черты и особенности данного этапа:

-закрепление общих правил ОРД на развивающем уровне правового регулирования вместо подзаконного (т.е. перераспределение нормативно-правового материала с ведомственного на законодательный уровень);

-выделение основных правил ОРД из ранее имевшегося в подзаконных актах конгломерата правовых предписаний и их обособление в оперативно-розыскном законе, т.е. начало процесса кодификации правовых норм ОРД (в начале в Законе об ОРД, а затем – в ФЗ об ОРД)9;

-резкое усиление значения соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности;

-необходимость учета в правовой регламентации отдельных направлений ОРД такого фактора, каким является непосредственное действие конституционных норм;

-нормативное закрепление неразрешенного противоречия между старым и новым пониманием цели ОРД: в “узком” смысле слова - между необходимостью борьбы с преступностью и защите человека и общества от преступных посягательств; в “широком” смысле слова – между необходимостью борьбы с разведывательно-подрывной деятельностью “противника и враждебных элементов” (получением информации о них) и обеспечением безопасности личности, общества и государства;

-законодательное определение ОРД;

-существенное законное расширение субъектов (государственных органов), наделенных правами на осуществление ОРД и резкое обострение необходимости правовой регламентации, с одной стороны, специфики каждого из субъектов (включая раздел сфер влияния), а с другой – выделение общих правовых положений, единых для всех субъектов, осуществляющих ОРД;

-необходимость обязательной государственной регистрации в Минюсте России ведомственных оперативно-розыскных актов, затрагивающих права и законные интересы граждан, а также нормативных актов, которые носят межведомственный характер;

-правовая регламентация вневедомственного контроля и надзора за состоянием законности в ОРД;

-включение в сферу правового регулирования общественных отношений, которые ранее не подвергались воздействию права, например, возникающие в сфере частной детективной деятельности.

Согласно ст. 4 Федерального Закона об ОРД (“Правовая основа оперативно–деятельности”) такую основу составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством России нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В настоящее время ситуация с правовым регулированием оперативно–розыскной деятельности изменяется в сторону признания правил, действующих в цивилизованных странах. Тем не менее, пока нельзя утверждать, что законотворческий процесс закончен и определены как оптимальные границы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, так и его уровни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Теория оперативно-розыскного обеспечения как юридической науки

 

Криминалистика и теория оперативно-розыскной деятельности — наиболее близкие по теоретическому и практическому содержанию юридические науки. Они имеют одни объекты изучения — преступную деятельность различных видов и деятельность по ее раскрытию. Много общего и в истории их развития, тактике и методике проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. И это не случайно, ибо многие исходные теоретические положения, приемы и методы оперативно-розыскной деятельности сформировались в рамках криминалистики. Соответственно многие положения и рекомендации криминалистики легли в основу указанной научной дисциплины.

 

Сближает указанные дисциплины и их важная роль в обеспечении раскрытия преступлений. Так, по данным Главного информационного центра МВД РФ в 2000 г., 69,78 % всех преступлений были раскрыты только силами оперативно-розыскных органов. Совместно же криминалистическими и оперативно-розыскными средствами раскрываются практически все преступления.

Хотя оперативно-розыскная деятельность (далее возможно сокращенное наименование ОРД) значительно древнее следственной, ее теоретико-методологическая база в отличие от теоретической основы следствия не развивалась, а фактически ее и не было. Только с рождением криминалистики у оперативно-розыскной деятельности появилась возможность использовать данные криминалистики для формирования не только своего тактико-методического и технического арсенала в негласной сфере розыскной деятельности, но и определенных теоретических основ.10

 

 

 

Заключение

 

 

Совершенствование государственных и правовых институтов предполагает их развитие с учетом опыта, наработанного предшествующими поколениями. К сожалению, в теории и практике деятельности органов, осуществляющих борьбу с общеуголовной преступностью, были периоды, когда желание организовать ее по-новому приводило к отрицанию значительного объема исторически накопленного положительного опыта.

Это в полной мере относится к развитию и становлению уголовного розыска в Советской России. Слом государственного устройства в России в 1917г. механически привел к такому состоянию уголовной полиции, что организационно она перестала существовать, однако правительством очень скоро была осознана необходимость борьбы с общеуголовной преступностью.

Анализ законодательных и ведомственных нормативных актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность с 1917г. по настоящее время, показывает, что очень часто разработчики приступали к их подготовке, не проведя глубокого сравнительного историко-юридического исследования изданных документов, посвященных тем же вопросам. В подобных случаях неизбежны ситуации, когда хорошо зарекомендовавшие себя ранее в теории и практике силы, средства, методы и другие институты оперативно-розыскной деятельности просто забывались. Возрождение их может состояться через много лет, как это случилось, например, с использованием квартир-ловушек, оперативного внедрения, специально созданных фирм-прикрытий и т.д.

Хотелось бы обратить внимание на то, что не следует предавать забвению отечественный исторический опыт борьбы с преступностью. Как показало исследование, в оперативно-розыскной деятельности новое — это зачастую хорошо забытое старое.

 

Список использованной литературы

 

 

Нормативно-правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.93 г.

2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями).

3. Указ /ПСЗ. Собр. 2. Т.55 № 60492. «О создании Верховной распорядительной комиссии по охране государственного и общественного спокойствия»

Учебная литература:

1.  Белкин P.C., Корухов  Ю.Г./ Курс криминалистики./ М., НОРМА 2008.

2. Горяинов К.К., Овчинский В.С., Синилов Г.К. Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.

3.  Елинский В.И., Исаков Б.М. Становление и развитие уголовного сыска в России (X —нач. XX в.). М., 1998.

4. Квачевский А.А. об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам 1864 г.,

5.    Лупинская П.А.Уголовно-процессуальное право Российской Федерации.. М: Юрист, 2004.

6.   Матненко Т.А. Сыскная полиция в России во второй половине XIX — начале XX в.: М., 1994.

7.   Овчинский С.С. /Оперативно-розыскная информация. М., 2000;

Шумилов А.Ю. Об уголовно-розыскном праве в России. М., 1998;

8.   Российское законодательство Х - ХХ веков. В 9-ти томах.,Т. 4., М., Юрид. литература., 1986

9.   Яблоков Н.П. / 2-е изд.Криминалистика /М. НОРМА, 2008

 

1 См.. Елинский В.И., Исаков Б.М. Становление и развитие уголовного сыска в России (X —нач. XX в.). С. 16—17.

 

2 См.: Случевский В.К. Учебник русского уголовного процесса. Спб., 1913. С. 107.

 

3 См.: Квачевский А.А. об уголовном преследовании, дознании и предварительном исследовании преступлений по судебным уставам 1864 г., 7..2 и 2.3. Спб., 1864 С. 5.

 

4 Матненко Т.А. Сыкная полиция в России во второй половине XIX — начале XX в.: М., 1994. С. 23.

 

5 Российское законодательство Х - ХХ веков. В 9-ти томах.,Т. 4., М., Юрид. лит-ра., 1986

6 См. (О создании Верховной распорядительной комиссии по охране государственного и общественного спокойствия: Указ // ПСЗ. Собр. 2. Т.55 № 60492).

7 Российское законодательство Х - ХХ веков. В 9-ти томах.,Т. 4., М., Юрид. лит-ра., 1986

 

8 См. Шумилов А.Ю. Об уголовно-розыскном праве в России. М., 1998;

9 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями).

 

10  См. Яблоков Н.П. /Криминалистика/


Информация о работе История появления оперативно-розыскной деятельности в России