История развития института условного осуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Исследования различных форм реализации уголовной ответственности показывают, что уголовное наказание в виде лишения свободы не всегда является эффективной, так как изоляция от общества приводит к нарушению социально-полезных связей, а пребывание в местах лишения свободы связано с определенными отрицательными последствиями для осужденного. В литературе неоднократно указывалось, что общество не заинтересовано без нужды карать преступника больше, чем он заслуживает, чем это нужно в интересах справедливости, перестройки его сознания.

Файлы: 1 файл

Текстовый документ.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы назначить условное осуждение, необходимо наличие вышеуказанного основания, но, кроме этого, существуют условия, которые также имеют важное значение для применения условного осуждения (наличие некоторых из них является обязательным). Условие применения условного осуждения - это совокупность юридических фактов и необходимых правовых мер, позволяющих суду наиболее эффективно достигнуть цели условного осуждения. К таким условиям относятся следующие:

) условное осуждение может быть  назначено при совершении лицом  преступления, за которое предусмотрены следующие виды наказания: исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на срок до восьми лет. Этот перечень следует считать исчерпывающим, и если санкцией статьи предусмотрен другой вид наказания, то применяться условное осуждение не может. Однако закрепление в законе возможности применения при условном осуждении такого вида наказания, как исправительные работы, представляется нецелесообразным в связи с тем, что оно, как показывает судебная практика, не используется при условном осуждении. Учитывая, что в соответствии с частью четвертой статьи 73 УК РФ при условном осуждении могут быть назначены дополнительные наказания, условным может быть признано лишь основное наказание. Дополнительные наказания приводятся в исполнение реально.

) суд может назначить условное  осуждение независимо от категории  преступлений (ст. 15 УК), к которой  отнесено общественно опасное  деяние виновного, так как уголовный  закон не содержит прямого  запрета насчет применения условного осуждения в отношении лица, совершившего тяжкое преступление, что, полагаем, неправильно, так как суду предоставляется ничем не ограниченное усмотрение, каковое обстоятельство может приводить к несправедливым решениям.

Условное осуждение, будучи примененным к различным категориям лиц, вызывает неодинаковые последствия. Одними условное осуждение воспринимается в качестве акта милосердия, доверия, которые нужно оправдать, а другими может рассматриваться в качестве ловкой проделки или удачного стечения обстоятельств, позволивших избежать ответственности. И действительно, применение судом условного осуждения - это проявление к лицу, совершившему преступление, доверия, основанного на возможности его исправления и воспитания без реального отбывания наказания. Доказать свое исправление условно осужденный должен именно в период испытательного срока.

Испытательный срок - это установленный законодателем определенный отрезок времени, в течение которого осуществляется испытание лица, совершившего преступление, проверяется возможность достижения этой цели при освобождении виновного от наказания. Обязательность прохождения испытательного срока напоминает условно осужденному, что он не оправдан, а подвергается испытанию, от исхода которого зависит решение вопроса о реальном применении назначенного судом наказания, а тем самым и дальнейшая участь осужденного. Продолжительность испытательного срока зависит от вида и срока назначенного наказания Минимальная продолжительность испытательного срока - 6 мес., Если наказание назначено на срок до одного года, либо же применено наказание, не связанное с лишением свободы, испытательный срок не может быть более трех лет. Если наказание назначено на срок свыше одного года, то испытательный срок назначается продолжительностью не более пяти лет (ч. 3 ст. 73 УК РФ).

По нашему мнению, в УК РФ должен быть закреплен ряд требований, предъявляемых ко всем осужденным, а остальные обязанности могут быть возложены либо судом, либо специализированным государственным органом - в зависимости от специфики конкретной обязанности.

По поводу запрета на посещение определенных мест можно сказать следующее. Это запрет может и должен налагаться на посещение только тех мест, которые каким-либо образом могли поспособствовать формированию у лица антиобщественных взглядов и привычек. В качестве примера может служить запрет на членство в какой-либо политической организации, допускающей экстремистские или антисемитские действия. Ни в коей, мере не должно ограничиваться, а желательно, напротив, поощряться, право на посещение различных культурных заведений, способствующих исправлению условно осужденного. Следует согласиться с мнением авторов, которые считают, что определенную интенсивную культурно-воспитательную работу вполне может проводить орган, контролирующий условно осужденного. В его рамках обязательно должны быть лица, которые бы специально занимались исправлением виновного - профессиональные психологи, психотерапевты, педагоги и др., поскольку условно осужденный в отличие от лица, реально отбывающего наказание, более предоставлен самому себе. Эту обязанность предпочтительнее отнести не к основным, а к индивидуальным требованиям.

Контроль за условно осужденным предполагает определенное наблюдение за ним. Уголовно-исполнительная инспекция, помимо самостоятельного выполнения этой функции, может поручить ее также и какой-либо общественной организации или коллективу. Т.Г. Веретенникова отмечает, что не следует возлагать обязанность по наблюдению за условно осужденными несовершеннолетними и проведению с ними воспитательной работы на их родителей или близких родственников, что представляется верным. Несмотря на то, что данные лица заинтересованы в исправлении осужденного, их родственные связи с ним могут существенно воспрепятствовать этому. Это выступает, фактически, в качестве их отвода, подобно основаниям заявления отвода следователю от ведения предварительного следствия или судье от участия в судебном разбирательстве по нормам уголовного процесса. Разумеется, нельзя полностью отстранять родителей и близких родственников от участия в исправлении несовершеннолетнего, они со своей стороны могут внести весьма весомый вклад в это дело. Речь идет о том, что исправление условно осужденного должен организовать специализированный государственный орган. Основная масса этой работы должна происходить вне дома, при этом целесообразно не допускать общение условно осужденного с родителями, близкими родственниками, близкими, просто с хорошими его знакомыми. Если сотрудники уголовно-исполнительной инспекции решат прибегнуть к помощи этих лиц в осуществлении исправления субъекта, то они обязаны по возможности изучить их личностные данные. Следует согласиться с авторами, считающими, что наряду с положительным воздействием нельзя исключать и серьезное негативное влияние указанных лиц на виновного. Контролирующий условно осужденного государственный орган должен обладать, на наш взгляд, правом как на самостоятельное осуществление исправления условно осужденного, так и на привлечение для этой цели какой-либо общественной организации или формирования, естественно, только с их письменного согласия. Психологи или педагоги в составе специализированного государственного органа вполне могут выполнять эту работу совместно с представителями какого-либо общественного формирования.

При этом нужно учитывать мнение самого условно осужденного и его ближайшего окружения на момент совершения преступления для достижения успешного результата в воспитательной работе, к каким видам общественно полезной деятельности более тяготеет осужденный, какие формы организации своего досуга он более всего предпочитает, с людьми какого круга он предпочитает общаться и др. Это целесообразно в том случае, когда поведение условно осужденного свидетельствует о принятии им самостоятельного решения о своем исправлении. При необходимости ему можно назначить воспитателя, что более характерно при условном осуждении несовершеннолетних. Признавая справедливость вышеприведенной позиции Е.В. Бушковой, можно согласиться с возможностью создания в российской уголовно-исполнительной системе специальной службы, которая бы конкретно и более всесторонне занималась исправлением только условно осужденных.

Как верно отмечают некоторые авторы, в силу возрастных особенностей личности подростков (незавершенность интеллектуально-волевого развития и отсутствие необходимого жизненного опыта) применение к ним условного осуждения не может строиться лишь на одном психологическом воздействии и всегда должно дополняться воспитательной работой и контролем за их поведением как со стороны суда и комиссии по делам несовершеннолетних, так и со стороны общественности.

Требование о прохождении курса лечения от алкоголизма, наркомании или токсикомании должно предъявляться условно осужденному, а тем более, если совершенное им преступление связано с незаконным оборотом наркотических, психотропных, сильнодействующих и иных одурманивающих средств и веществ. Если же виновный страдает венерическим заболеванием, то суд должен обязать его пройти курс лечения от этой болезни. Это должно касаться всех условно осужденных, т.е. выступать в качестве основного требования. Все указанные расстройства здоровья существенно затруднят процесс исправления. Налицо потенциальная опасность заражения кого-либо венерическим заболеванием, а также дальнейшего употребления наркотических средств или психотропных веществ и совершения, таким образом, нового преступления. Недостаточное внимание со стороны суда по отношению к данным вопросам может полностью свести на нет эффективность условного осуждения.

Если условно осужденный страдает заболеванием в виде алкоголизма, наркомании, токсикомании, венерической болезни, либо психического расстройства, суд должен возложить на него обязанность пройти курс лечения от всех этих заболеваний в целях устранения препятствий для его исправления.

Мы рекомендуем внести данные дополнения в УК РФ, обусловливая их повышенными требованиями, предъявляемыми к условно осужденным. Исправление этих лиц более зависит от их собственных действий в отличие от осужденных к реально отбываемому наказанию. Поэтому излечение от указанных расстройств здоровья является для них весьма ценным фактором, способствующим достижению целей применения к ним условного осуждения.

Теперь рассмотрим некоторые обязанности, которые могут быть возложены на условно осужденного дополнительно. Их перечень можно оставить открытым с обязательным указанием в законе на то, что они могут применяться исключительно в целях исправления осужденного, предупреждения совершения им новых преступлений и не должны преследовать цель причинения страданий и унижения достоинства условно осужденного.

Все возлагаемые на условно осужденного обязанности по содержанию можно разделить на имеющие материальный, либо культурно-нравственный характер. Принудительный труд существует при исполнении многих наказаний, в том числе он должен наличествовать и при условном осуждении. Данное трудовое воздействие составляет как бы материальную сторону исправления условно осужденного. Более всего это касается лиц, совершивших имущественные деяния.

Но основу исправления лица составляет культурно-нравственный аспект. К условно осужденному должны применяться меры, направленные на искоренение у него асоциальных либо антиобщественных взглядов и прививание ему положительных, социально-нравственных установок и ценностей. Безусловно правы те авторы, которые считают, что в отличие от обязанностей имущественного характера, культурно-нравственные обязанности строго индивидуальны. Суд не должен быть уполномочен на их возложение, так как это относится к внутренне - личностной, можно сказать, интимной сфере жизни человека и не предполагает публичное обсуждение, которое имеет место при судебном разбирательстве.

Роль суда при возложении обязанностей заключается в том, чтобы сформировать юридическую основу исправления условно осужденного и устранить имеющиеся для этого препятствия. Фактическое же исправление условно осужденного - это целиком удел специализированного государственного органа. Ему не следует обращаться в суд, вынесший приговор, с целью, например, дачи рекомендации по более качественному исправлению условно осужденного. Да суд и не вправе это делать, поскольку это уже не его компетенция, а органа, контролирующего условно осужденного. Следовательно, последний полностью самостоятельно должен организовать исправление виновного. Он вправе для достижения этой цели предъявлять различные требования к осужденному в течение испытательного срока, безусловно, в рамках возложенных судом обязанностей. Может показаться на первый взгляд, что нет необходимости закрепления в УК РФ права суда на возложение на условно осужденного каких-либо дополнительных обязанностей, поскольку этим целиком должен заниматься контролирующий орган. При этом все основные требования, т.е. предъявляемые ко всем условно осужденным, можно просто перечислить в законе. Но, думается, будет справедливым оставить за судом право возлагать на виновного и какие-либо индивидуальные обязанности. Суд должен, как уже отмечалось, создать базу для исправления условно осужденного, а непосредственное достижение этой цели поручается специализированному государственному органу.

Испытательный срок, как это следует из положений ст. 73 УК РФ, устанавливается для того, чтобы условно осужденный в течение этого срока собственным поведением доказал свое исправление. Обязанности возлагаются дополнительно к этому в целях стимулирования, «ускорения» процесса исправления.

По верному замечанию В.А. Ломако, в срок менее одного года невозможно обеспечить надлежащего воспитательного воздействия на условно осужденного. Слишком длительный срок, на наш взгляд, - более трех лет, может отрицательно сказаться на условно осужденном, так как с одной стороны, находясь в течение продолжительного времени в таком состоянии между наказанием и свободой, он может испытывать излишние нравственные страдания, не требующиеся для исправления.

Чрезмерно длительные испытательные сроки могут привести к отсутствию единства в судебной практике, а именно: есть опасность того, что осужденному за преступление небольшой тяжести может быть установлен слишком продолжительный срок и тем самым будет проявлена необоснованная строгость к виновному. Излишний, не вызванный необходимостью исправления условно осужденного испытательный срок (когда требовалось два года, а было назначено четыре, итого излишними оказались вторые два года), утрачивает свое воспитательное значение, превращаясь в дальнейшем, по существу, в ненужную формальность. Поэтому более приемлемым, считает В.А. Ломако, является предел испытательного срока от одного до трех лет.

С одной стороны, длительность испытательного срока должна зависеть от тяжести совершенного преступления: чем более оно тяжкое, тем больше времени требуется для исправления виновного. Лицу же, совершившему деяние небольшой тяжести, потребуется значительно меньше времени и собственных усилий для исправления, чем виновному в тяжком преступлении. Но, с другой стороны, степень общественной опасности деяния может существенно расходиться со степенью общественной опасности личности субъекта, его совершившего. Например, это воочию видно при приготовлении к тяжкому преступлению либо покушении на него. Несмотря на то, что при этом фактически не было причинено никакого вреда, степень умысла может быть настолько велика, что условное осуждение будет недопустимо. Следовательно, тяжесть совершенного преступления не может сама по себе определять продолжительность испытательного срока, от нее в большей степени зависит вид и размер наказания, неприменяемого условно.

Испытательный срок должен носить стимулирующий и в то же время ограничительный характер. Это исходит из юридической природы условного осуждения. Размер испытательного срока зависит от срока назначенного наказания.

Информация о работе История развития института условного осуждения