История развития института условного осуждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Исследования различных форм реализации уголовной ответственности показывают, что уголовное наказание в виде лишения свободы не всегда является эффективной, так как изоляция от общества приводит к нарушению социально-полезных связей, а пребывание в местах лишения свободы связано с определенными отрицательными последствиями для осужденного. В литературе неоднократно указывалось, что общество не заинтересовано без нужды карать преступника больше, чем он заслуживает, чем это нужно в интересах справедливости, перестройки его сознания.

Файлы: 1 файл

Текстовый документ.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

осуждение испытательный уголовный условный

2.4 Современные тенденции  и пути совершенствования закона в части условного осуждения

 

Условное осуждение является перспективной тенденцией развития российского уголовного законодательства.

При условном осуждении условиями неприменения реального наказания являются требования не совершать нового преступления и доказать исправление своим поведением. При этом на осужденного может быть возложено исполнение определенных обязанностей, как в совокупности, так и в отдельности, что зависит от особенностей его личности.

В настоящее время судебная практика стабилизировалась на назначении условно осужденным довольно узкого перечня обязанностей: не менять место жительства без уведомления органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, являться на регистрацию в инспекцию, кроме того, в некоторых случаях в приговорах с применением условного осуждения обязанности вообще не возлагались. Если принять во внимание то, что перечень обязанностей, которые может возложить суд по УК РФ, не является закрытым, сложившуюся практику вряд ли можно признать безупречной. Наиболее часто оказываются востребованы следующие обязанности: не менять постоянного места жительства (работы, учебы) без уведомления (согласия, разрешения) специализированного органа (52,6% изученных дел), являться на регистрацию (45,4%), поступить на работу или учебу (10,5%), пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания (9,8%). Никаких обязанностей не возлагалось в отношении 27,1% условно осужденных.

Возложение обязанностей является правом суда, а не обязанностью. Однако для осуществления контроля за условно осужденным необходимо видеть его желание или отрицательное отношение к исправлению, следовательно, возложение определенных обязанностей на условно осужденного желательно в каждом случае такого осуждения. Представляется, что в условиях высокой загруженности и отсутствия более или менее четких законодательных ориентиров судьи по своему усмотрению просто не в состоянии ни расширять этот перечень, ни дифференцировать его в зависимости от назначенного наказания.

Действующим законодательством на уголовно-исполнительные инспекции ни УИК РФ, ни Инструкцией о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества не возлагаются обязанности по проведению воспитательной работы с условно осужденными. В отношении условно осужденных этим подразделениям предписываются лишь контрольные функции. В то же время им вменяется воспитательная работа с осужденными к любым видам наказания, не связанным с изоляцией от общества.

Специфика работы уголовно-исполнительных инспекций состоит в том, что она может строиться только в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными органами, службами занятости и социальной защиты населения, общественными объединениями. В настоящее время в регионах России территориальные органы уголовно-исполнительной системы самостоятельно находят различные пути взаимодействия с различными государственными и общественными организациями в целях решения задач качественного исполнения надзора за условно осужденными, а также профилактики совершения преступлений среди населения.

В свете реформирования пенитенциарной системы, происходит расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы. В связи с этим, работе уголовно-исполнительных инспекций должна придаваться социальная направленность, предусматривающая ресоциализацию, формирование правопослушного поведения осужденных без изоляции от общества. Особое внимание следует уделять такой непростой категории осужденных, как несовершеннолетние правонарушители. В этой связи в качестве основных направлений работы уголовно-исполнительных инспекций государство выделяет профилактику преступлений среди подростков, осужденных условно, а также содействие организации занятости несовершеннолетних.

Совершенствование условного осуждения и повышение его эффективности возможно, по мнению некоторых авторов, по следующим основным двум направлениям:

совершенствование норм уголовного законодательства, практики его применения;

совершенствование организационных вопросов деятельности специализированного государственного органа по контролю за условно осужденными.

Ряд исследователей отмечает возможность применения опыта зарубежных стран в механизме исполнения институтов родственных условному осуждению. Так, в зарубежных странах эффективно применяются общественные работы при пробации (аналоге условного осуждения). Такой опыт можно использовать в России в качестве исполнения обязанности в виде общественных работ при назначении условного осуждения, хотя в настоящее время и ведутся дискуссии о правомерности возложения такой обязанности при существовании наказания в виде обязательных работ.

Исходя из того, что законодатель определяет основной целью условного осуждения исправление осужденного, важно не только установить за ним контроль со стороны государства, но и всячески оказывать помощь лицу в его становлении на путь исправления. Анализ уголовного законодательства зарубежных стран свидетельствует о популярности так называемых мер помощи условно осужденным лицам.

При всех выявленных недостатках действующего института условного осуждения с момента его законодательного закрепления теоретики права всегда отмечали его эффективность. В нем прослеживается отражение таких принципов уголовного права, как справедливость и гуманизм, а также целей общей и частной превенции. Поэтому совершенствование условного осуждения в российском уголовном праве имеет большую теоретическую и практическую значимость.

 

Заключение

 

В результате можно сделать следующие выводы по всему содержанию выпускной квалификационной работы:

1.Условное осуждение является  особым порядком индивидуализации  уголовной ответственности. В соответствии  с ч. 2 ст. 2 УК РФ оно относится  к иным мерам уголовно-правового  характера, отличным от наказания. Условное осуждение является более мягкой мерой уголовно-правового принуждения по сравнению с наказанием, оно призвано применяться за совершение не любых преступлений, а, как правило, только небольшой или средней тяжести. Условное осуждение нельзя отнести полностью лишь к мерам наказания или восстановления, или безопасности, ибо оно сочетает в себе признаки всех мер социального управления. То, что при нем назначается определенное уголовное наказание, говорит о его принадлежности к мерам ответственности (наказания). Поэтому, логичнее, статьи, регулирующие условное осуждение, разместить в самостоятельной главе в рамках раздела «Наказание», озаглавив ее «Условное неприменение наказания».

2. Основание применения условного  осуждения - довольно сложное и  комплексное юридическое понятие. Речь идет обо всех элементах состава преступления и об их обязательных и факультативных признаках. На назначение наказания, неприменяемого условно, влияют равным образом и субъективные, и объективные факторы. Эти признаки все в совокупности, должны подтверждать возможность применения условного осуждения. Следовательно, в целях упорядочения и конкретизации обстоятельств, учитываемых судом при назначении условного осуждения, полагаем, что вывод суда о наличии возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания должен быть более индивидуализирован и опираться на учет:

а) роли и характера участия лица в совершении преступления; объекта преступного посягательства; тяжести наступивших последствий и степени причиненного вреда; формы и степени вины преступника; стадии совершенного преступления;

б) личности виновного, исходя из: биологических и социальных свойств личности;

в) обстоятельств, смягчающих наказание: относящихся к личности виновного; относящихся к характеру содеянного; характеризующих поведение виновного после совершения преступления;

г) обстоятельств, отягчающих наказание: относящихся к личности виновного, мотивам содеянного, совершенному деянию и способам его совершения;

д) влияния назначенного наказания на исправление осужденного, исходя из прогнозируемой цели исправления осужденного;

е) влияния назначенного наказания на условия жизни семьи осужденного, исходя из прогнозируемых последствий в виде материального бедственного положения семьи и иждивенцев, безнадзорности детей и т.п.;

и) интересов потерпевшего, исходя из целей скорейшего возмещения ущерба, причиненного виновным.

Соответственно, необходимость учета данных факторов, в случае их закрепления на законодательном уровне, при определении меры наказания потребует от суда и участников процесса более тщательного изучения личности подсудимого и условий жизни как его самого, так и его семьи.

. В Уголовном кодексе РФ лишь  указывается перечень видов наказаний, которые могут быть назначены  условно. Самым строгим из перечисленных  видов наказаний является лишение свободы сроком до 8 лет. Следовательно, следует полагать, что условное осуждение возможно назначить лицам, виновным в совершении преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести. Что же касается тяжких преступлений, то как и раньше, здесь нет какого-либо единого мнения. Представляется, что внесение в ст. 73 УК РФ запрета на применение условного осуждения к лицам, осуждаемым за особо тяжкие преступления, позволит привести институт условного осуждения в соответствие с принципом справедливости и в то же время поставить требования ст. 73 УК РФ в зависимость от принципа гуманизма, но не в ущерб идее справедливости воздаяния. За тяжкие преступления применение условного осуждения возможно, но в исключительных случаях с учетом как раз второстепенной или третьестепенной роли виновного, причинении незначительного вреда, а равно, если данные, характеризующие личность виновного, и обстоятельства, при которых совершено преступление, дают основание считать нецелесообразной изоляцию осужденного от общества. Условное осуждение не следует применять при рецидиве преступлений независимо от его вида, так как это свидетельствует о том, что лицо не сделало должных выводов после совершения первого преступления. Субъект должен быть заинтересован в том, чтобы не совершать преступление, прежде всего в период существования судимости, пока он находится под пристальном вниманием государства.

4. Так как проверить обоснованность  применения условного осуждения  возможно лишь посредством возложения  на условно осужденного определенных обязанностей и контроля за их исполнением, то следует признать, что действующая формулировка ч. 5 ст. 73 УК РФ позволяет в настоящее время достаточно формально судам подходить к определению данных обязанностей, устанавливать их таким образом, который не позволяет решить вопрос об исправлении осужденного. Учитывая важность данного факта как определяющего достижение одной из целей условного осуждения - исправления - необходимо изменить редакцию ч. 5 ст. 73 УК РФ, указав на обязательность возложения на условно осужденного определенных законом требований в период испытательного срока. Предлагается изменить перечень требований, возлагаемых на условно осужденного: а) периодически являться для регистрации в специализированный государственный орган, б) возместить полностью вред, причиненный совершенным преступлением или иным образом загладить вред, причиненный в результате преступления.

5. Полагаем, установление в уголовном  законе закрытого перечня обязанностей  будет нецелесообразным в силу того, что значительно сужаются пределы судейского усмотрения и таким образом исчезает вариативность при возложении судом обязанностей на условно осужденного, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности лиц, условий их жизни и избирать более действенные обязанности.

6. Так как институт условного  осуждения преследует в том  числе и цель предупреждения  совершения преступлений, то представляется, что достижение этой цели является  во многом определяющей от  качества осуществления контроля  и надзора за условно осужденными в период испытательного срока. При этом, немаловажной мерой специального предупреждения следует назвать совершенствование работы уголовно-исполнительной инспекции. Для повышения качества работы данной службы необходима реализация комплекса организационных мер: улучшение материально-технического снабжения, приведение нагрузки сотрудников в соответствие с ведомственными актами, учреждение психологической службы, налаживание информационного обмена с соответствующими органами. Кроме того, в целях совершенствования данного института возможно применение опыта зарубежных стран, в частности определенных элементов института пробации, направленное на расширение функций надзора контролирующими условно осужденного органами.

. При условном осуждении, согласно ч. 4 ст. 73 УК РФ, могут быть назначены дополнительные наказания. Однако законом не изложено положение, касающееся погашения судимости при условном осуждении с назначением дополнительных наказаний. Для разрешения имеющегося противоречия считаем необходимым внесение в норму статьи 86 части 3 УК РФ пункта, о том, что в отношении лиц, условно осужденных, в отношении которых также были назначены дополнительные виды наказаний, срок наказания заканчивается по истечении испытательного срока, независимо от срока дополнительного наказания. Считаем возможным продление испытательного срока только лишь при установлении исключительных, либо смягчающих обстоятельств: несовершеннолетие условно осужденного; тяжелое состояние здоровья; влияние отмены условного осуждения на условия жизни семьи осужденного; тяжелые условия жизни семьи условно осужденного; наличие на иждивении малолетних детей; беременность; иные обстоятельства, признанные судом исключительными либо смягчающими.

 

Библиография

 

1.Конвенция Совета Европы о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарущителями (Страсбург, 1964) [Текст] // СПС КонсультантПлюс.

Информация о работе История развития института условного осуждения