Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:20, контрольная работа

Описание работы

Доминирующее значение в структуре преступности приобретают тяжкие посягательства, степень общественной опасности которых продолжает возрастать. Среди насильственных преступлений происходит постоянное увеличение числа похищения людей, захватов заложников, криминальных взрывов, вооруженных нападений. Повышается жестокость и агрессивность действий преступников, которые все чаще идут на активное сопротивление правоохранительным органам и изощренное противодействие разоблачительным мерам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
Министерство юстиции РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Список литературы:

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ПРАВОВОЙ УНИВЕРСИТЕТ 4.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Решение этих задач возложено на следующие структурные подразделения уголовно-исполнительной системы:

- оперативные отделы;

- подразделения собственной безопасности;

- оперативно-технические подразделения;

- подразделения по розыску преступников, совершивших побег из мест отбывания наказания.

Названные подразделения осуществляют оперативно-розыскную деятельность не только на территории исправительных учреждений, но и вне их пределов. Однако в этих случаях они действуют, как правило, во взаимодействии с другими органами, осуществляющими ОРД и обслуживающими определенные объекты или участки местности.

 

Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители федеральных министерств, ведомств и местных (в том числе и законодательных) органов власти не могут наделить какие-либо органы правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Это можно рассматривать в качестве принципиальной посылки, формулирующей общий подход законодателя к дальнейшему совершенствованию правового регулирования ОРД. Дело в том, что эффективная борьба с преступностью требует учета динамики процессов (в том числе и криминогенных), протекающих в обществе, что предполагает уточнение и пересмотр функций органов исполнительной власти. В этой связи нельзя исключать возможности наделения в будущем правом проведения оперативно-розыскных мероприятий других министерств и ведомств. Нормотворческая практика подтверждает это предположение. Так, с момента принятия первого закона, регулирующего оперативно-розыскную деятельность (1992 г.), перечень органов, наделенных правом осуществления ОРД, уточнялся трижды.

Руководителям органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, предоставлено право определять перечень оперативных подразделений, могущих осуществлять ОРД. Это право предполагает создание не только конкретных служб и подразделений, осуществляющих ОРД в структуре министерства или ведомства, но и соответствующих территориальных органов. По Указу Президента РФ "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" от 3 октября 1994 г. создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти в республике, крае, области, городе федерального значения, автономной области, автономном округе и назначение соответствующих должностных лиц должны согласовываться с президентами республик и главами администраций субъектов Федерации. Такие подразделения создаются (ч. 2 ст. 77 Конституции) для реализации полномочий в пределах ведения Российской Федерации (определены в ст. 71) и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (определены в ст. 72 Конституции).

Структура, полномочия и иные элементы организации деятельности подразделений устанавливаются руководителями органов, осуществляющих ОРД. Полномочия, оперативно-розыскных подразделений определяются, как правило, их уголовно-правовой компетенцией и выполняемыми функциями. Так, компетенцией аппаратов по борьбе с экономической преступностью (БЭП) органов внутренних дел является борьба с коррупцией и преступностью в сфере экономики; уголовного розыска - борьба с так называемой общеуголовной преступностью; подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков - предупреждение и раскрытие преступлений одноименных групп. Кроме того, руководитель органа, осуществляющего ОРД, может создавать подразделения для реализации каких-либо отдельных функций или проведения специфических мероприятий (оперативно-поисковых, оперативно-технических, аналитических и др.). В этом случае полномочия подразделения определяются выполняемыми функциями. Исходя из этого все оперативные подразделения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, можно разделить на две группы: выполняющие:

1) оперативно-розыскную функцию в полном объеме и

2) лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия.

 

Органы, осуществляющие ОРД, решают определенные Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Цели и задачи оперативно-розыскной деятельности определены в ст. 1 и 2 Закона об ОРД. Однако они носят предельно общий характер и нуждаются в конкретизации применительно к деятельности каждого органа, осуществляющего одноименную деятельность. Конкретизация и детализация осуществляются с помощью нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов ОРД (законы РФ "О внешней разведке", "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О милиции" и др.). Нормативный подход к уточнению задач позволяет более четко определить полномочия органов, осуществляющих ОРД, и разграничить между ними компетенцию в сфере правоохранительной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" к задачам этих органов отнесена борьба с налоговыми преступлениями и правонарушениями. О выявленных же других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные структуры. Аналогичный подход присутствует и в практике деятельности других органов, осуществляющих ОРД. Это позволяет избежать ненужного дублирования функций и конкуренции оперативных служб, способствует рациональному использованию имеющихся сил и средств.

Часть 5 статьи 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее Закон об ОРД) наделяет оперативные подразделения всех органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, правом проведения оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.

Эта новелла была введена Федеральным законом от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ после передачи уголовно-исполнительной системы из МВД РФ в ведение Минюста РФ. Необходимость названного нормативного предписания обусловлена тем, что после организационных преобразований претерпел изменения и ранее существовавший порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах. В силу ряда объективных причин оперативные подразделения, не входящие в уголовно-исполнительную систему, не могут самостоятельно и в полном объеме осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в местах содержания арестованных и осужденных. В то же время оперативные отделы следственных изоляторов, не располагая всем объемом следственной и оперативно-розыскной информации о криминальной деятельности обвиняемых до осуждения, не могут обеспечить их эффективную разработку. Поэтому социальная обусловленность взаимодействия при оперативной проверке лиц, арестованных за совершение преступлений, нашла свое правовое закрепление в данной статье Закона об ОРД.

 

Хотя закон и не запрещает совместное проведение ОРМ в других местах содержания арестованных и осужденных, он нормативно ограничивает применение такой формы взаимодействия, как совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий, лишь сферой деятельности следственных изоляторов. Формулируя это положение, законодатель исходил, видимо, из того, что взаимодействие оперативных подразделений при осуществлении ОРМ в других учреждениях уголовно-исполнительной системы может осуществляться в иных организационных формах (взаимное информирование, совместное планирование и др.). Это отражает и сложившуюся практику деятельности по изобличению лиц в совершении других преступлений и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. В подобных случаях лицо может быть этапировано в следственный изолятор, где в отношении него будут проводиться следственные и оперативно-розыскные мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

С момента принятия первого Закона об ОРД (1992 г.), затем ФЗ об ОРД (1995 г.), а также других законов, содержащих нормы об ОРД, оперативно-розыскная теория и практика накопили значительный, опыт по их реализации в борьбе с преступностью и обеспечении национальной безопасности. Создана обширная ведомственная и межведомственная нормативная база по применению норм оперативно-розыскного законодательства.                               

Но жизнь не стоит на месте. В условиях реформирования всей правоохранительной и судебной системы Российской Федераций требуется Поиск новых подходов в правовом регулировании ОРД Можно выделить несколько направлений разрешения этой проблемы:

1.       совершенствование действующего ФЗ об ОРД;

2.       включение норм об ОРД самостоятельными разделами в проект нового УПК РФ;

3.       разработка проекта Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации (ОРК РФ);

4.       подготовка межведомственного закрытого подзаконного акта - Устава правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации «Об основных положениях организации и тактики оперативно-розыскной деятельности» (утверждаемого указом Президента РФ);                                            "1

5.       совершенствование международно-правовых актов, регулирующих оперативно-розыскное сотрудничество различных стран. 

 


Список литературы:

 

1.       Учебник "Оперативно-розыскная деятельность", под редакцией К. К. Горьянова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова, гор. Москва, 2001год.

2.       Юридическая справочная система "Гарант"

       Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января 2003 г.)

       Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 6 января 1999 г., 29 февраля 2000 г., 18 июня, 29 ноября 2001 г., 11 декабря 2002 г.)

       Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 15 июля 1998 г. "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам"

       Комментарий к Налоговому кодексу РФ части первой (в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г.)

       Комментарий к Таможенному кодексу РФ (по главам) (под ред. А.Н.Козырина)

       Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" (под ред. Николюка В.В.)

       Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. (Иванов С.А., М.: Народный учитель, 2002)

       Соловьев И.Н. Налоговые преступления в торговле. Комментарий к проверкам и уголовным делам. - "Налоговый вестник", 2001 г.

       Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ (под общ. ред. С.В.Степашина)

       "Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью при расследовании преступлений" (Басков В.И., "Вестник Московского университета", Серия 11, Право, 1998, N 4)

 

4

 



Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях