Законы Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Когда высокий Анум1, царь ануннаков2, и Эллиль3, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку4, первейшему сыну Эа5, владычество6 над всеми людьми, возвеличили его среди игигов7, Вавилон назвали его высоким именем8, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу9 восходить над черноголовыми10 и озарять страну, – Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения11.

Файлы: 1 файл

Законы Хаммурапи.docx

— 107.18 Кб (Скачать файл)

(§ 41) Если человек обменял  поле, сад и дом, принадлежащие  редуму, баируму или несущему  подать и дал приплату, то редум,  баирум или несущий подать  возвращается к своему полю, своему  саду и своему дому, а приплату, которая была ему дана, он берет  себе92.

(§ 42)93 Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить в невыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

(§ 43) Если он вовсе  не обработал поле, а забросил  его, то он должен отдать  владельцу поля зерно в соответствии  с урожаем у его соседей,  а поле, которое он забросил, он  должен разбить, вспахать, взборонить  и затем вернуть хозяину поля.

(§ 44) Если человек арендовал  на три года залежную землю  для распашки, но он был нерадив  и не распахал поле, то на  четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем  вернуть владельцу поля; кроме  того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур  поля94.

(§ 45) Если человек отдал  свое поле пахарю за арендную  плату и получил арендную плату  за свое поле, а затем Адад  побил поле или же половодье  унесло урожай, то убыток –  на пахаре.

(§ 46) Если он не получил  арендную плату за свое поле, то отдал ли он поле из  половины или из третьей доли  урожая, поделить зерно, которое  будет собрано на поле, в соответствии (?) с условиями договора.

(§ 47) Если пахарь, поскольку  он в первый год аренды не  оправдал даже своих издержек, сказал: «Поле я вновь обработаю», то хозяин поля не должен  возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.

(§ 48) Если человек имеет  на себе процентный долг, а  Адад побил поле, или половодье  унесло урожай, или же из-за  безводья зерно не появилось  на поле, то в этом году он  не обязан вернуть зерно своему  заимодавцу; он может переписать  свою табличку и проценты за  этот год не платить.

(§ 49) Если человек взял  у тамкара95 серебро и отдал тамкару возделываемое зерновое или сезамовое поле, сказав ему: «Поле обработай и зерно или же сезам, которые будут, собери и возьми», то если землепашец96 вырастит на поле зерно или сезам, только хозяин поля должен забрать зерно или сезам, которые будут на поле; а тамкару он должен отдать зерно за его серебро, которое он у него взял, с процентами. Он также должен возместить тамкару издержки по обработке поля.

(§ 50) Если он отдал  обработанное зерновое поле или  же обработанное сезамовое поле, то только хозяин поля может  забрать зерно или сезам, которые  будут на поле, а тамкару он  должен вернуть серебро с его  процентами.

(§ 51) Если он не имеет  серебра для возврата, то он  может отдать тамкару зерно  или сезам соответственно его  серебру с процентами, которые  он взял у тамкара, согласно  царскому уставу97.

(§ 52) Если землепашец  не вырастил на поле зерна  или сезама, то его обязательства  не должны быть изменены.

(§ 53) Если человек был  нерадив в отношении укрепления  плотины, что на его земле,  не укрепил свою плотину, и  в его плотине образовалась  брешь, и вода затопила поле  соседей, то человек, в чьей  плотине образовалась брешь, должен  возместить зерно, которое он  погубил.

(§ 54) Если он не в  состоянии возместить зерно, то  его самого и его имущество  должны продать за серебро,  а владельцы полей, зерно которых  вода затопила, должны разделить  это серебро между собой.

(§ 55) Если человек открыл  свой арык для орошения, но  был нерадив, и вода затопила  поле соседей его, то он должен  отмерить зерно в соответствии  с урожаем его соседей.

(§ 56) Если человек открыл  воду, и вода затопила работу, произведенную на поле его  соседа, то он должен отмерить  по 10 гуров зерна за каждый  бур площади.

(§ 57) Если пастух не  испросил согласия у хозяина  поля для скармливания травы  овцам, а скормил поле овцам  без разрешения хозяина поля, то хозяин поля может сжать  свое поле, а пастух, который без  разрешения хозяина поля скормил  поле овцам, сверх того должен  отдать хозяину поля по 20 гуров  зерна за каждый бур площади.

(§ 58) Если пастух после  того, как овцы поднялись с  луга и знак окончания пастьбы  был вывешен на городских воротах,  пустил овец на поле и скормил  поле овцам, то пастух должен  охранять поле, которое он скормил,  и во время жатвы он должен  отмерить хозяину поля по 60 гуров  зерна за каждый бур площади.

(§ 59) Если человек срубил  дерево в саду человека без  ведома хозяина сада, то он  должен отвесить 1/2 мины серебра.

(§ 60) Если человек отдал  поле садовнику для насаждения  сада и садовник насадил сад,  то четыре года он должен  сад растить. а на пятом году  хозяин сада и садовник разделят  сад поровну; хозяин сада может  свою долю выбрать и взять.

(§ 61) Если садовник  не закончил насаждения сада  на поле и оставил пустошь,  то пустошь должны ему включить  в состав его доли.

(§ 62) Если на поле, которое  ему было дано, он не насадил  сада, то, если это возделываемая  земля, садовник должен отмерить  хозяину поля доход от поля  за годы, в которые оно было  заброшено, как его соседи, а  на поле он должен произвести  работы и затем вернуть хозяину  поля.

(§ 63) Если это залежная  земля, то он должен произвести  работу на поле и вернуть  его хозяину поля, а. за один  год он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур  площади.

(§ 64) Если человек отдал  садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит  сад, должен из дохода отдавать  хозяину сада 2/3, а он может  взять 1/3.

(§ 65) Если садовник  сад не возделывал и сократил  доход, то садовник должен отмерить  доход от сада, как его соседи.

(§ 66) Если человек взял  деньги у тамкара и тамкар  этот прижимает его, а ему  нечем заплатить долг, и он  отдал тамкару свой сад после  опыления и сказал ему: «Финики,  сколько их будет в саду, ты  заберешь за свое серебро», то  тамкар не должен согласиться;  только хозяин сада должен  забрать финики, сколько их будет  в саду, и серебро с его процентами, согласно его документу, он должен уплатить тамкару, а остальные финики, которые будут в саду, должен забрать только хозяин сада. ...

(§ 71) Если он человек  отдает зерно, серебро или другое  добро за дом повинности, принадлежащий  дому его соседа, который он  купил, то все, что он отдал,  он теряет, а дом он должен  вернуть его хозяину. Если же  это не дом повинности, то он  может его купить: за этот дом  он может отдавать зерно, серебро  или другое добро98. ...

(§ 73) Если... жилец полностью  заплатил хозяину дома арендную  плату за год, а хозяин дома  приказал жильцу выехать до  истечения его полного срока,  то так как хозяин дома выселил  из своего дома жильца до  полного истечения его срока,  серебро, которое жилец дал  ему, он теряет...99

(§ 88) Если тамкар дал  зерно как процентный долг, то  он может взять за один гур  1/5 зерна как проценты, если он  дал серебро как процентный  долг, то за один сикль серебра  он может взять 1/б сикля  и 5 ше как проценты100.

(§ 89) Если человек, взявший  в долг под проценты, не имеет  серебра для возвращения долга,  а имеет только зерно, то, следуя  царскому уставу101, тамкар должен взять в качестве процента 100 ка на 1 гур одним зерном.

(§ 90) Если тамкар откажется  и превысит процент в 100 ка  зерна на 1 гур или серебром 1/6 сикля и 6 ше на 1 сикль и взыщет  повышенный процент, то он теряет  все, что дал в долг. ...

(§ 93) (Если тамкар, давший  в долг под проценты и получивший  часть суммы долга зерном, в  соответствии с тем)102, сколько он взял, не указал уменьшения долга и не написал дополнительного документа, или прибавил проценты к основной сумме долга, то этот тамкар должен возвратить двойное количество зерна, полученного им.

(§ 94) Если тамкар дал  в долг под проценты зерно  или серебро, и, когда он  давал в долг, он дал серебро  малой гирей и зерно малой  мерой, а когда получил назад  долг, он принял серебро большой  гирей и зерно большой мерой,  то этот тамкар теряет все,  что он дал в долг.

(§ 95) Если тамкар дал  хлеб или серебро в долг  под проценты без государственного  контролера, то он теряет, что  дал.

(§ 96) Если человек взял  у тамкара зерно или серебро  и не имеет зерна или серебра,  чтобы вернуть, а имеет только  другое движимое имущество, то  все, что он имеет в своих  руках, он может отдать своему  тамкару, как только он это  принесет при свидетелях; тамкар  не может отказываться, он должен  принять.

(§ 99)103 Если человек дал человеку серебро в порядке «товарищества», то прибыль и убыток, которые будут, они должны поровну поделить перед богом.

(§ 100) Если тамкар дал  шамаллуму104 серебро для продажи и покупки и послал его в торговое путешествие, а шамаллум в пути серебро тратил105, то если там, куда он отправился, он получил прибыль, он должен сосчитать проценты на все серебро, сколько он взял, и дни его они должны сосчитать, а затем он должен уплатить своему тамкару106.

(§ 101) Если там, куда  он отправился, он не получил  прибыли, то серебро, которое  он взял, шамаллум должен удвоить  и отдать тамкару107.

(§ 102) Если тамкар дал  серебро шамаллуму без процентов108, а там, куда он направился, он понес убыток, то он должен вернуть тамкару только капитал.

(§ 103) Если при его  продвижении в пути враг заставил  его отдать все, что он нес,  то шамаллум должен произнести  божественную клятву, и он свободен.

(§ 104)109 Если тамкар дал шамаллуму для продажи зерно, шерсть, масло или всякое другое добро, то шамаллум должен сосчитать серебро и вернуть тамкару; шамаллум должен получить документ с печатью на серебро, которон он дал тамкару.

(§ 105) Ecли шамаллум был  небрежен и не получил документ  с печатью на серебро, которое  он дал тамкару, то серебро  без документа к счету не  будет причислено.

(§ 106) Если шамаллум  взял у тамкара серебро, а  затем спорит со своим тамкаром, то этот тамкар может перед  богом и свидетелями уличить  шамаллума во взятии серебра,  и шамаллум должен отдать тамкару  все серебро, сколько он взял, в трехкратном размере.

(§ 107) Если тамкар доверил  шамаллуму, а шамаллум вернул  своему тамкару все, что тамкар  дал ему, но тамкар отрицал  все, что шамаллум дал ему,  то этот шамаллум может уличить  тамкара перед богом и свидетелями,  и тамкар, так как он со своим  шамаллумом спорил, должен отдать  шамаллуму все, что он получил  от него, в шестикратном размере110.

(§ 108) Если шинкарка  не принимала зерно в качестве  платы за сикеру или принимала  серебро большой гирей, или  уменьшала отношение стоимости  сикеры к зерну111, то эту шинкарку должно изобличить и бросить ее в воду.

(§ 109) Если шинкарка, в  доме которой собирались преступники,  не схватила этих преступников  и не привела их во дворец  к властям, то эта шинкарка  должна быть убита112.

(§ 110) Если надитум или  энтум113, которая не живет в обители, откроет шинок114 или ради сикеры вошла в шинок, то эту полноправную женщину115 должны сжечь.

(§ 111) Если шинкарка  дала в долг 60 ка пива, то во  время сбора урожая она может  получить 50 ка зерна.

(§ 112) Если человек,  находясь в пути, дал человеку cеребро, золото, драгоценные камни  или другое имущество, что у  него на руках, и послал его  для доставки на место, а  этот человек все, что было  послано с ним, там, куда  было послано, не отдал, а  забрал себе, то хозяин посылки  может уличить этого человека  в том, что тот не отдал  всего, что было послано с  ним, и этот человек должен  будет отдать хозяину посылки  все, что ему было дано, в  пятикратном размере.

(§ 113) Если человек имел  за другим человеком зерно  или серебро и он взял зерно  из амбара или с гумна без  согласия хозяина зерна, то  этого человека должно уличить  во взятии зерна из амбара  или с гумна без согласия  хозяина зерна, и сколько он  взял зерна, он обязан вернуть,  а все, что он дал в долг, пропадет116.

(§ 114)117 Если человек не имел за другим человеком зерна или серебра, а его заложника взял в залог, то за одного заложника он должен отвесить 1/3 мины серебра118.

(§ 115) Если человек имел  за другим человеком зерно  или серебро и его заложника  взял в залог, а заложник  умер в доме своего залогодержателя  естественной смертью, то по  этому делу не может быть  возмещения.

(§ 116) Если заложник  умер в доме залогодержателя-заимодавца  от побоев или дурного обращения,  то хозяин заложника119 может уличить своего тамкара, и, если это кто-либо из полноправных людей, должны казнить сына заимодавца, а если это раб человека, заимодавец должен отвесить 1/3 мины серебра, а все, что он дал взаймы, он теряет.

(§ 117)120 Если долг одолел человека и он продал за серебро свою жену, своего сына и свою дочь или отдал их в кабалу121, то три года они должны обслуживать дом их покупателя или их закабалителя, в четвертом году им должна быть предоставлена свобода.

(§ 118) Если раба или  же рабыню он отдал в кабалу, то тамкар может передать их  дальше, продать их за серебро  и не должен быть оспариваем  по иску122.

Информация о работе Законы Хаммурапи