Законы Хаммурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Когда высокий Анум1, царь ануннаков2, и Эллиль3, владыка небес и земли, определяющий судьбу страны, определили Мардуку4, первейшему сыну Эа5, владычество6 над всеми людьми, возвеличили его среди игигов7, Вавилон назвали его высоким именем8, сделали его могучим среди частей света и утвердили в нем вечную царственность, основание которой прочно, как небеса и земля – тогда меня, Хаммурапи, заботливого государя, богобоязненного, чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы подобно Шамашу9 восходить над черноголовыми10 и озарять страну, – Анум и Эллиль призвали меня для благоденствия населения11.

Файлы: 1 файл

Законы Хаммурапи.docx

— 107.18 Кб (Скачать файл)

(§ 173) Если эта женщина  там, куда она вступила к  новому мужу, родила сыновей своему  следующему мужу, а затем эта  женщина умерла, то ее приданое  должны поделить прежние и  следующие сыновья.

(§ 174) Если своему следующему  мужу она не родила сыновей,  то ее приданое могут забрать  только сыновья ее первого  супруга.

(§ 175) Если либо дворцовый  раб, либо же раб мушкенума  взял в жены дочь полноправного  человека и она родила сыновей,  то хозяин раба не может  предъявить иска к сыновьям  дочери полноправного человека143 относительно рабства144.

(§ 176) А если дворцовый  раб или же раб мушкенума  взял в жены дочь полноправного  человека и, когда он взял  ее, она вступила в дом дворцового  раба или же раба мушкенума  вместе с приданым дома своего  отца, а после того, как они  соединились, они построили дом  и приобрели добро, и затем  либо дворцовый раб, либо же  раб мушкенума умер, то дочь  полноправного человека может  забрать свое приданое, а все,  что она и ее муж приобрели  после того как они соединились,  должны поделить пополам, и  половину может забрать хозяин  раба, половину может забрать  дочь полноправного человека  для своих сыновей145.

Если дочь полноправного  человека не имела приданого, то все, что она и ее муж приобрели  после того как они соединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь полноправного  человека для своих сыновей.

(§ 177) Если вдова, сыновья  которой еще малы, захочет вступить  в дом второго мужа, то без  ведома судей она не должна  вступить. Когда она будет вступать  в дом второго мужа, судьи должны  рассмотреть дела дома ее прежнего  мужа, и дом ее прежнего мужа  они должны передать следующему  мужу и этой женщине, а также  заставить их изготовить документ. Пусть они берут дом и растят  малышей. Продавать утварь за  серебро они не могут. Покупатель, который покупает утварь сыновей  вдовы, теряет свое серебро  и обязан вернуть имущество  его хозяину.

(§ 178) Если жрице энтум,  надитум или же зикрум146, которой ее отец дал приданое и написал ей документ, в документе, который он ей написал, он не записал, чтобы после ее смерти отдавать что останется куда ей угодно, и не дозволил ей совершать желаемое, то после того, как отец умрет, ее поле и ее сад могут забрать ее братья и по размеру ее доли они должны давать ей выдачи зерном, маслом и шерстью и удовлетворять ее сердце.

Если же братья не дали ей выдачи зерном, маслом и шерстью  по размеру ее доли и не удовлетворили  ее сердца, то она может отдать свое поле и свой сад землепашцу, который  ей угоден, и ее землепашец будет  ее содержать. Полем, садом и всем, что отец ее дал ей, она может  пользоваться, пока жива, но она не может  продать это за серебро и удовлетворить  требования другого человека, ее наследственная доля принадлежит только ее братьям.

(§ 179) Если жрице энтум,  надитум или же зикрум, которой  ее отец дал приданое и написал  ей документ с печатью, в  написанном для нее документе  он записал, чтобы после ее  смерти отдавать что останется  куда ей угодно, и позволил  ей совершать желаемое, то после  того, как отец умрет, она может  отдать то, что после нее останется,  куда ей угодно, ее братья не  могут подавать против нее  иска.

(§ 180) Если отец не  дал приданого своей дочери  – живущей в обители надитум  или же зикрум, то после того, как отец умрет, она должна  получить долю в имуществе,  что в доме ее отца, как один  наследник и может пользоваться  ею пока жива; после ее смерти  это принадлежит только ее  братьям.

(§ 181) Если отец посвятил  богу надитум, кадиштум или  же кульмашитум147 и не дал ей приданого, то после того как отец умрет, она должна получить из имущества, что в доме ее отца, 1/3 своей наследственной доли и может ею пользоваться, пока жива; после ее смерти это принадлежит только ее братьям.

(§ 182) Если отец не  дал приданого своей дочери  – надитум бога Мардука Вавилонского  и документа с печатью не  написал ей, то после того, как  отец умрет, она может получить  вместе со своими братьями 1/3 своей  наследственной доли, а повинность  она не обязана нести; надитум  бога Мардука может отдать  то, что после нее останется,  куда она захочет.

(§ 183) Если отец дал  приданое своей дочери, побывавшей  наложницей-шугетум148, выдал ее замуж и написал ей документ с печатью, то после того, как отец умрет, она не должна принять участие в разделе имущества, что в доме ее отца.

(§ 184) Если человек не  дал приданого своей дочери, побывавшей  наложницей-шугетум и не выдал  ее замуж, то после того как  отец умрет, ее братья должны  дать ей приданое соразмерно  с достоянием, что в доме отца, и выдать ее замуж.

(§ 185)149 Если человек взял в усыновление малолетнего, находившегося в небрежении, и вырастил его, то этот воспитанник не может быть потребован обратно по иску.

(§ 186) Если человек взял  в усыновление малолетнего, а  когда он его уже взял, тот  узнает своего отца и свою  мать150, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.

(§ 187) Приемный сын дворцового  евнуха или же приемный сын  зикрум не может быть потребован  обратно по иску.

(§ 188) Если ремесленник  взял малолетнего для воспитания  и передал ему свое ремесло,  то приемыш не может быть  потребован обратно по иску.

(§ 189) Если он не передал  ему своего ремесла, то этот  воспитанник может вернуться  в дом своего родного отца.

(§ 190) Если человек не  причислил к своим сыновьям  малолетнего, которого он взял  в усыновление и которого он  вырастил, то этот воспитанник  может вернуться в дом своего  родного отца.

(§ 191) Если человек,  который взял в усыновление  малолетнего и который вырастил  его, а тот работал в его  доме, затем завел родных детей  и пожелал отвергнуть воспитанника, то этот приемный сын не  должен уйти с пустыми руками; приемный отец, воспитавший его,  должен ему дать из своего  движимого имущества 1/3 его наследственной  доли, и затем тот должен будет  уйти; из поля, сада и дома он  может ему ничего не дать.

(§ 192) Если приемный  сын евнуха или же приемный  сын зикрум сказал отцу, воспитавшему  его, и матери, воспитавшей его:  «Ты не мой отец, ты не моя  мать», то ему должны отрезать  язык151.

(§ 193) Если приемный  сын евнуха или же приемный  сын зикрум узнал дом своего  родного отца и возненавидел  приемного отца, воспитавшего его,  и приемную мать, воспитавшую  его, и ушел в дом родного  отца, то ему должны вырвать  глаз.

(§ 194) Если человек отдал  своего сына кормилице, а этот  сын умер на руках у кормилицы,  и кормилица без согласия его  отца и его матери подменила  его другим, то ее должны уличить,  и, так как она без согласия  его отца и его матери подменила  ребенка, ей должны отрезать  груди.

(§ 195)152 Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...

(§ 196) Если человек выколол  глаз сыну человека, то должны  выколоть ему глаз.

(§ 197) Если он переломил  кость человеку, то должны переломить  ему кость.

(§ 198) Если он выколол  глаз мушкенуму или переломил  кость мушкенуму, то он должен  отвесить 1 мину серебра.

(§ 199) Если он выколол  глаз рабу человека или же  переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину  его покупной цены.

(§ 200) Если человек выбил  зуб человеку, равному ему, то  должны ему выбить зуб153.

(§ 201) Если он выбил  зуб мушкенуму, то он должен  отвесить 1/3 мины серебра.

(§ 202) Если человек ударил  по щеке человека высшего по  положению, чем он сам, то  он должен быть отхлестан в  собрании воловьей плетью 60 раз.

(§ 203) Если сын человека  ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен  отвесить 1 мину серебра.

(§ 204) Если мушкенум  ударил по щеке мушкенума, то  он должен отвесить 10 сиклей серебра.

(§ 205) Если раб человека  ударил по щеке сына человека, то ему должны отрезать ухо.

(§ 206) Если человек сильно  ударил человека в драке и  нанес ему рану, то этот человек  должен поклясться: «Неумышленно  я ударил», – и оплачивать  лекаря.

(§ 207) Если тот умер  от его побоев, то виновный  должен поклясться, и, если умерший  – сын человека, виновный должен  отвесить 1/2 мины серебра.

(§ 208) Если умерший –  сын мушкенума, то виновный  должен отвесить 1/3 мины серебра.

(§ 209) Если человек побил  дочь человека и причинил ей  выкидыш, то он должен отвесить 10 сиклей серебра за ее плод.

(§ 210) Если эта женщина  умерла, то должны убить его  дочь154.

(§ 211) Если он побоями  причинил выкидыш дочери мушкенума,  то он должен отвесить 5 сиклей  серебра.

(§ 212) Если эта женщина  умерла, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

(§ 213) Если он побил  рабыню человека и причинил  ей выкидыш, то он должен  отвесить 2 сикля серебра.

(§ 214) Если эта рабыня  умерла, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

(§ 215)155 Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо (?) у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.

(§ 216) Если это сын  мушкенума, то лекарь может  получить 5 сиклей серебра.

(§ 217) Если это раб  человека, то хозяин раба должен  дать лекарю 2 сикля серебра.

(§ 218) Если лекарь сделал  человеку тяжелую операцию бронзовым  ножом и убил этого человека  или же он вскрыл бельмо (?) у  человека бронзовым ножом и  выколол глаз человеку, то ему  должны отрубить кисть руки.

(§ 219) Если лекарь сделал  тяжелую операцию бронзовым ножом  рабу мушкенума и убил его,  то он должен возместить раба  за раба.

(§ 220) Если он вскрыл  ему бельмо (?) бронзовым ножом  и выколол ему глаз, то он  должен отвесить серебром половину  его покупной цены.

(§ 221) Если лекарь срастил  сломанную кость у человека  или же вылечил больной сустав, то больной должен заплатить  лекарю 5 сиклей серебра.

(§ 222) Если это сын  мушкенума, то он должен заплатить  3 сикля серебра.

(§ 223) Если это раб  человека, то хозяин раба должен  заплатить лекарю 2 сикля серебра.

(§ 224) Если воловий или  же ослиный лекарь сделал тяжелую  операцию волу или же ослу  и спас его, то владелец вола  или осла должен заплатить  лекарю 1/6 сикля серебра, его наемную  плату.

(§ 225) Если он сделал  тяжелую операцию волу или  же ослу и убил его, то  он должен заплатить владельцу  вола или же осла 1/4 его покупной  цены.

(§ 226)156 Если цирюльник без дозволения рабовладельца сбрил рабский знак у чужого раба, то этому цирюльнику должны отрубить кисть руки.

(§ 227) Если человек обманул  (?) цирюльника, и тот сбрил рабский  знак у чужого раба, то этого  человека должны казнить и  повесить у ворот, а цирюльник  должен поклясться: «Если бы. я  знал, я бы не выбрил», и он  будет оправдан.

(§ 228) Если строитель  построил дом человеку и завершил  его, то за один cap дома домовладелец  должен ему дать в подарок  2 сикля серебра.

(§ 229) Если строитель  построил человеку дом и свою  работу сделал непрочно, а дом,  который он построил, рухнул и  убил хозяина, то этот строитель  должен быть казнен.

(§ 230) Если он убил  сына хозяина, то должны убить  сына этого строителя.

(§ 231) Если он убил  раба хозяина, то он, строитель,  должен отдать хозяину раба  за раба.

(§ 232) Если он погубил  имущество, то все, что он  погубил, он должен возместить  и, так как дом, который он  построил, он не сделал прочно  и тот рухнул, он должен также  отстроить дом из собственных  средств.

(§ 233) Если строитель  построил человеку дом и работу  свою не укрепил, и стена  обрушилась, то этот строитель  должен укрепить стену из собственных  средств.

(§ 234) Если лодочник  соорудил человеку судно, но  свою работу сделал ненадежно,  и это судно рассохлось (?) в  том же году или оно имело  другой недостаток, то лодочник  должен это судно разобрать,  а из собственных средств сделать  прочное и отдать судовладельцу  прочное судно.

(§ 235) Если лодочник  соорудил человеку судно емкостью 60 гуров, то он должен дать  тому в подарок 2 сикля серебра.

(§ 236) Если человек отдал  свое судно в аренду лодочнику,  а лодочник был нерадив и  потопил судно или погубил,  то лодочник должен возместить  судно судовладельцу.

(§ 237) Если человек нанял  лодочника и судно и нагрузил  его зерном, шерстью, маслом, финиками  или же любым другим грузом, а этот лодочник был нерадив  и потопил судно и погубил  то, что в нем было, то лодочник  должен возместить судно, которое  он потопил, и все, что погубил  в нем.

(§ 238) Если лодочник  потопил судно человека, а затем  поднял его, то он должен  заплатить серебром половину  его покупной цены.

(§ 239) Если человек нанял  лодочника, то он должен ему  платить 6 гуров зерна в год.

(§ 240) Если судно, идущее  против течения, ударило судно,  идущее по течению, и потопило  его, то судовладелец, чье судно  было потоплено, может клятвенно  показать перед богом все, что  погибло на его судне, и судно,  шедшее против течения, которое  потопило судно, шедшее по течению,  должно возместить ему его  судно и все погибшее у него157.

(§ 241)158 Если человек забрал быка в залог, то он должен отвесить 1/3 мины серебра159.

(§ 242-43) Если человек  нанял на один год скотину,  то наемную плату за рабочее  животное – 4 гура зерна, а  наемную плату за переднее  животное160 – 3 гура зерна он должен дать его хозяину.

(§ 244) Если человек нанял  вола или осла, и лев убил  его в степи, то убыток –  только его хозяина.

(§ 245) Если человек нанял  вола и убил его нерадивостью  или побоями, то он должен  возместить вола за вола хозяину  вола.

(§ 246) Если человек нанял  вола и сломал ему ногу или  же рассек ему шейную жилу, то он должен возместить вола  за вола хозяину вола.

Информация о работе Законы Хаммурапи