Защита государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:40, реферат

Описание работы

Защита государственной тайны - наиболее важное направление государственных органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и защиту безопасности страны и её граждан. За понятием "государственная тайна" стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое. На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ "О государственной тайне". Данный закон раскрывает суть понятия "государственная тайна" применительно к любым существующим правоотношениям.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

                                                 Введение

 

       Защита государственной тайны - наиболее важное направление государственных органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и защиту безопасности страны и её граждан. За понятием "государственная тайна" стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое. На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ "О государственной тайне". Данный закон раскрывает суть понятия "государственная тайна" применительно к любым существующим правоотношениям.

        Каждый наделен правом на информацию, правом не только знать, быть информированным, но и правом распространения этой информации.

      В ст.5 ФЗ "О государственной  тайне" изложены сведения, подлежащие  отнесению к государственной  тайне, которые подразделяются  на четыре основные группы :

1) сведения  в военной области:

2) сведения  в области экономики, науки  и техники:

3) сведения  в области внешней политики  и экономики:

4) сведения  в области разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности.

   Основным критерием отнесения  сведений к государственной тайне  является необходимость обеспечения  обороны безопасности государства  и правоохранительной деятельности  в Российской Федерации.

     Безопасность, определяемая официально как состояние защищенности этих интересов, во избежание нанесения им ущерба в результате распространения. Суверенитет России, необходимость обеспечения ее обороны и безопасности, диктует необходимость ограничения такого права. Обладание информацией, ставящей под угрозу интересы безопасности государства, так называемыми сведениями, составляющими государственную тайну, должно быть сопряжено с выполнением требования о ее сохранности и распространении среди ограниченного круга лиц, что во многом основано на доверии к ним.

       Правовые вопросы защиты государственной тайны закрепляются в самостоятельных (специальных) правовых документах (актах) или отражаются в виде отдельных положений (разделов) правовых документов (актов) более общего характера. 
      Такими правовыми документами (актами) определяющие концептуальные, правовые, организационные и экономические основы защиты государственной тайны, являются: 
КонституцияРФ; 
Федеральныезаконы; 
указы и распоряжения Президента Российской Федерации; 
постановления и распоряжения высших органов исполнительной

 Согласно  ст. 71 Конституции РФ обеспечение  безопасности государства, а также  защита государственной тайны  находятся в исключительном ведении  Российской Федерации, что четко  определяет собственника (правообладателя)  сведений, составляющих государственную  тайну1 
     В силу ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Данное конституционное право принадлежит всем лицам, находящимся на территории Российской Федерации. Вместе с тем ч. 4 ст. 29 Конституции РФ содержит изъятие в части свободного оборота сведений, составляющих государственную тайну, регламентируя, что перечень соответствующих сведений определяется федеральным законом, а именно Законом о государственной тайне.

     По данной теме в моём реферате отражен такой круг вопросов, как:

-    понятие государственной тайны;

-    органы и их полномочия в сфере защиты государственной тайны;

- перечень мероприятий, осуществляющих государством для защиты государственной тайны;

- допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне;

-   

 

 

 

1.1 Понятие государственной тайны

    Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Федеральным Законом "О государственной тайне". "Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ".2

     Как следует из данного определения,  государственная тайна отличается  от служебной, коммерческой и  иной тайны тем, что сведения, ее составляющие, напрямую связаны  с государственными интересами  Российской Федерации (а не  конкретного предприятия или  организации) и их разглашение  может нанести ущерб безопасности  всего государства, а не отдельно  взятого юридического лица или  предпринимателя. Именно поэтому  в любой стране мира государственной  тайне всегда уделяется повышенное  внимание.

      Согласно ст.8 Федерального Закона "О государственной тайне" установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" .

      Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

      Сведениям, которые составляют государственную тайну и требуют наибольшую защиту, присваивается гриф "особой важности"; требующим меньшую степень защиты - "совершенно секретно", затем "секретно".

     Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. №870 " Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности". Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию. Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений, а его структура - учитывать ведомственную или отраслевую специфику.3

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать  степени тяжести ущерба, который  может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных  сведений.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей .

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей .

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Таким образом, отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к той  или иной степени секретности  зависит от того, в насколько широкой  сфере может быть причинен ущерб безопасности государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Организации, обеспечивающие информационную безопасность.

     В соответствии со ст.20, раздела 4 ФЗ «О государственной тайне» к органам защиты государственной тайны относятся:

· межведомственная комиссия по защите государственной  тайны, руководство деятельностью которой осуществляет Президент РФ,  что подчеркивает особую важность и значимость данного органа;

· органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное  агентство правительственной связи  и информации при Президенте РФ), Служба (Внешней разведки РФ, Государственная  техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах;

· органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

       На основании статьи 20 ФЗ «О государственной тайне» , Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне. Решения Межведомственной комиссии  по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.4

       В соответствии с Указом Президента  от 6 октября 2004 г. N 1286  «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» к непосредственным полномочиям Межведомственной комиссии относятся: 
рассмотрение и представление в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, а также предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне; 
формирование перечня должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; 
формирование перечня сведений, отнесенных к государственной тайне; 
формирование в установленном порядке перечня особорежимных объектов Российской Федерации и представление его в Правительство РФ; 
определение порядка рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника; 
осуществление рассекречивания и продления сроков засекречивания документов КПСС, Правительства СССР и других архивных документов в случае отсутствия организации-фондообразователя и ее правопреемника; 
рассмотрение в случаях, предусмотренных Законом РФ "О государственной тайне", запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне; 
принятие решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, организации; 
организация разработок и представление в установленном порядке в Правительство РФ предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности; 
рассмотрение по поручениям Президента РФ и Правительства РФ экспертных заключений в целях определения размеров возможного ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, нанесенного организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности; 
рассмотрение по поручениям Президента РФ и Правительства РФ проектов международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну,  
работы по организации сертификации средств защиты информации; 
координация в установленном порядке проведения работ по лицензированию деятельности организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, 
осуществление разработок методических рекомендаций по организации и проведению государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, определение перечня учебных заведений, свидетельство об окончании которых дает право на освобождение указанных руководителей от государственной аттестации; 
осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне..5  

       Вышеуказанные федеральные органы исполнительной власти в области защиты государственной тайны организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Руководит деятельностью данных федеральных органов исполнительной власти Президент РФ (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в действ. ред.)).

        ФСБ России в соответствии со статьей 1 части 1 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление6. Руководит деятельностью ФСБ России Президент РФ.

Основные задачи ФСБ в области  защиты государственной тайны:

обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную  тайну, и противодействия иностранным  организациям, осуществляющим техническую  разведку (подп. 11 п. 8 Положения о  ФСБ);

основные  функции в области защиты государственной  тайны:

в пределах своих полномочий разрабатывает  меры по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществляет контроль за обеспечением сохранности  сведений, составляющих государственную  тайну, в федеральных органах  государственной власти, органах  государственной власти субъектов  Российской Федерации, воинских формированиях  и организациях, осуществляет меры, связанные с допуском граждан  к сведениям, составляющим государственную  тайну, а также с допуском предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с созданием средств защиты информации и с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (подп. 12 п. 9 Положения о ФСБ);

определяет  порядок осуществления контроля за обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайну, в федеральных  органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских формированиях и организациях, а  также порядок проведения мероприятий, связанных с допуском граждан  к сведениям, составляющим государственную  тайну, и с приемом на военную  службу (работу) в органы и войска (подп. 16 п. 9 Положения о ФСБ);

Информация о работе Защита государственной тайны