Защита государственной тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:40, реферат

Описание работы

Защита государственной тайны - наиболее важное направление государственных органов. Россия тратит огромные деньги на обеспечение и защиту безопасности страны и её граждан. За понятием "государственная тайна" стоят огромные финансовые средства и активы, труд множества поколений учёных, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое. На сегодняшний день все, что касается государственной тайны, регулируется в Российской Федерации Законом РФ "О государственной тайне". Данный закон раскрывает суть понятия "государственная тайна" применительно к любым существующим правоотношениям.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 70.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.3 Оформление допуска к государственной  тайне

     На основании статьи 2 ФЗ « О государственной тайне»  под доступом к сведениям понимается  санкционированное полномочным  должностным лицом ознакомление  конкретного лица со сведениями, составляющими государственную  тайну

     В соответствии со ст.21 ФЗ « О государственной тайне» допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск  предусматривает для принимающих такое решение:

- принятие  на себя обязательств перед  государством по нераспространению  доверенных им сведений, составляющих  государственную тайну;

- согласие  на частичные, временные ограничения  их прав (права вы езда за  границу на срок, оговоренный  в трудовом договоре (контракте)  права на распространение сведений, составляющих государственную тайну,  на использование открытий и  изобретений, содержащих такие  сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне);

- письменное  согласие на проведение в отношении  их полномочными органами проверочных  мероприятий;

- определение  видов, размеров и порядка предоставления  льгот; ознакомление с нормами  законодательства РФ о государственной  тайне, предусматривающими ответственность  за его нарушение;

- принятие  решения руководителем органа  государственной власти предприятия,  учреждения или организации о  допуске оформляемого лица к  сведениям, составляющим государственную  тайну .12

При решении вопроса о допуске  к государственной тайне проводятся проверочные мероприятия. Объем  проверочных мероприятий зависит  от степени секретности сведений, к которым будет допускаться  оформляемое лицо.

     Проверочные мероприятия, связанные  с оформлением допуска граждан  к государственной тайне, осуществляются  органами безопасности по месту  расположения организаций, их  территориально обособленных подразделений.13 Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.

    Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

     Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

    Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом РФ.

   Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о, неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи г исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Сохранность государственной тайны в таких  случаях гарантируется путем  установления ответственности указанных  лиц федеральным законом.

     Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут быть:

- признание  его судом недееспособным, ограниченно  дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или  следствием за Государственные  и иные тяжкие преступления, наличие  у него неснятой судимости  за эти преступления;

- наличие  у него медицинских противопоказаний  для работы с использованием  сведений, составляющих государственную  тайну;

- постоянное  проживание его самого и (или)  его близких родственников за  границей и (или) оформление  указанными лицами документов  для выезда на постоянное жительство  в другие государства;

- выявление  в результате проверочных мероприятий  действий оформляемого лица, создающих  угрозу безопасности РФ;

- уклонение  его от проверочных мероприятий  и (или) сообщение им заведомо  ложных анкетных данных].

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной  тайне принимается руководителем  органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в  индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий  Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую  организацию или в суд.

    Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в установленных законодательством о государственной тайне случаях.

    Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по не разглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении  допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и  расторжении на основании этого  с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую  организацию или в суд.

Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную  тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной  власти, предприятия, учреждения или  организации, а также на их структурные  подразделения по защите государственной  тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

      Необходимость оформления допуска к государственной тайне возникает при проведении любых - постоянных или временных - работ, так или иначе затрагивающих сведения, защищаемые грифом секретности.

      Работодатель обязан организовать процедуру оформления права на доступ в отношении каждого из своих сотрудников, которые при выполнении должностных обязанностей могут соприкоснуться с охраняемой законом тайной. Процедура, мягко говоря, не из простых. И, будучи напрямую связанной с государственными интересами, требует особого внимания.

     При этом органы государственной власти в порядке, установленном Правилами разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.07.2005 г. № 443, могут отнести к государственной тайне иные категории сведений, что оформляется путем внесения соответствующих изменений в ст.5 Закона о государственной тайне . Следовательно, никакой другой нормативный акт, кроме Закона о государственной тайне, не вправе устанавливать категории сведений, которые могут составлять государственную тайну.

      Непосредственный же перечень сведений (в рамках установленных категорий), отнесенных на сегодняшний день к государственной тайне, а также наименования государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями, предусмотрены Указом Президента РФ "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" . Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности.

        Согласно ст.2 Закона о государственной тайне допуск к государственной тайне - это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений [4].

      Допуск юридических лиц, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется на основании Закона о государственной тайне и Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" <*> после получения ими лицензии (см. ст. 27 Закона «О государственной тайне»).

Лицензия выдается предприятиям при  выполнении ими следующих условий:

соблюдение требований законодательных  и иных нормативных актов Российской Федерации по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную  тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных  сведений;

наличие в структуре предприятия  подразделения по защите государственной  тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для  работы по защите информации, уровень  квалификации которых достаточен для  обеспечения защиты государственной  тайны;

наличие на предприятии средств  защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям  по защите сведений соответствующей  степени секретности.14

Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут  быть назначены на эти должности  только после оформления допуска  по соответствующей форме в установленном  порядке.

Соответственно, предусмотрено три лицензирующих  органа.

1. Федеральная  служба безопасности Российской  Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации (за рубежом) осуществляют лицензирование деятельности по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

2. Федеральная  служба по техническому и экспортному  контролю и ее территориальные  органы, Служба внешней разведки  Российской Федерации, Министерство  обороны Российской Федерации,  Федеральная служба безопасности  Российской Федерации (в пределах  их компетенции) осуществляют  лицензирование деятельности по  проведению работ, связанных с  созданием средств защиты информации.

3. Федеральная  служба безопасности Российской  Федерации и ее территориальные органы, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и ее территориальные органы, Служба внешней разведки Российской Федерации (в пределах их компетенции) отвечают за лицензирование деятельности по проведению работ, связанных с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг в области защиты государственной тайны.

        Полномочия лицензирующих органов в сфере защиты государственной тайны раскрыты в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" (п. 3):

организация лицензирования деятельности предприятий;

организация и проведение специальных экспертиз  предприятий;

рассмотрение  заявлений предприятий о выдаче лицензий;

принятие  решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензий;

выдача  лицензий;

принятие  решений о приостановлении действия лицензии или о ее аннулировании;

разработка  нормативно-методических документов по вопросам лицензирования;

привлечение в случае необходимости представителей министерств и ведомств Российской Федерации для проведения специальных  экспертиз;

ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.

Лицензии  выдаются на основании результатов  специальных экспертиз предприятий  и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную  тайну. Специальная экспертиза предприятия  проводится путем проверки выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию  иностранным техническим разведкам  и защите информации от утечки по техническим  каналам, а также соблюдения других условий, необходимых для получения  лицензии.

 

1.4  Перечень мероприятий осуществляющих  государством в области защиты  государственной тайны.

 

На основании статьи 6  Постановления  от 22 ноября 2012 г. N 1205  "Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны" органы государственного контроля проводят проверки выполнения юридическими лицами требований законодательства о государственной тайне и осуществления следующих мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну:

Информация о работе Защита государственной тайны