Защита прав человека в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Цель данного исследования состоит в изучении механизмов защиты прав человека, а также изучение и анализ деятельности Европейского Суда по правам человека. В соответствии с целями данной работы, объектами исследования являются законодательство Российской Федерации в области прав человека и деятельность Европейского Суда по правам человека в Страсбурге.
Задачами исследования являются:
· Изучить развитие идей прав человека в России.
· Проанализировать действующее законодательство Российской Федерации в области прав человека.
· Дать общую характеристику деятельности Европейского Суда по правам человека.
· Изучить порядок формирования состава Европейского Суда по правам человека.
· Рассмотреть последовательность рассмотрения дела по существу.
· Проанализировать решения Европейского Суда по правам человека и их исполнение государствами - членами Совета Европы

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1 Развитие концепции прав человека в России
1.2 Проблемы развития прав и свобод личности в России ХХ в.
1.3 Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав человека и его реализация
Глава II. ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Общая характеристика деятельности Европейского суда по правам человека
2.2 Состав и порядок деятельности Европейского Суда по правам человека
2.3 Рассмотрение дела по существу в Европейском Суде по правам человека
2.4 Решения Европейского Суда по правам человека
2.5 Исполнение решений Европейского Суда по правам человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

защита прав человека в РФ.docx

— 74.80 Кб (Скачать файл)

Дискриминировались женщины, статус подданных различался в зависимости  от религиозной принадлежности при  абсолютном верховенстве православия  и принижения других вероисповеданий. Правоспособность людей зависела и  от национальной принадлежности.

Между тем происходили  и значительные позитивные процессы. Набирали силу демократические движения масс в политической жизни, чего самодержавие не могло не учитывать.

Высочайшим Указом от 6 августа 1905 г. было утверждено Положение о  выборах в Государственную Думу. Вскоре появился Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором обещалось  даровать населению «незыблемые  основы гражданской свободы на началах  неприкосновенности личности, свободы  совести, собраний, союзов». По мнению ряда исследователей, названные документы  означали эволюцию формы правления  российского государства от абсолютной к конституционной монархии[11].

Февральская революция 1917 г. положила конец самодержавию и дала новый импульс буржуазно - демократическому развитию России. Временное правительство  в Декларации о его составе и задачах  от 3 марта 1917 г. провозгласило полную и немедленную амнистию по всем политическим и религиозным делам, свободы слова, печати, союзов, собраний и стачек, отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.

Первые годы прихода к  власти большевиков ознаменовались официальным провозглашением мира, свободы от эксплуатации, во многих нормативных актах так или иначе уделялось внимание правам и свободам личности.

Уже первая Конституция РСФСР 1918 г. в качестве ведущего раздела  включала «Декларацию прав трудящегося  и эксплуатируемого народа». Права  и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, расовой  и национальной принадлежности. Но при этом, избирательных прав были лишены «эксплуататоры», к которым  относились лица, использующие наемный  труд, живущие на нетрудовые доходы (частные торговцы, священнослужители  и др.) Формально устранила эти  юридические ограничения Конституция  СССР 1936 г.

К тому же этой Конституцией закреплялась система социально-экономических  прав граждан с соответствующими гарантиями: на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и болезни  с бесплатной медицинской помощью  и т.д.

Последующие после сталинского  правления десятилетия отмечены рядом прогрессивных тенденций  в области развития прав и свобод граждан. На рубеже 50-60-х гг. существенно обновилось отраслевое законодательство: уголовное, гражданское, соответствующее процессуальное и т.д. демократизировались и совершенствовались нормы, обеспечивающие права личности на неприкосновенность, обжалование действий должностных лиц, распоряжение личным имуществом, включая завещание, охрану авторства и др. принимались меры по упрочнению законности в деятельности правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел. Был расширен прокурорский надзор.

Основной закон СССР 1977 г. значительно расширил и демократизировал правовой статус личности. Впервые  закреплялись права на труд с возможностью выбора профессии, рода занятий и  работы, на жилище, пользование достижениями культуры, участие в управлении государственными делами, свобода творчества, а также  презумпция невиновности. Получили развитие права в сфере личной свободы  индивида, включая неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, защиту чести и достоинства и  др.

В Конституции СССР и принятых на ее основе конституциях союзных  республик, как и во всех предыдущих советских основных законах, так  и не были провозглашены права  граждан на свободу передвижения и выбор места жительства на территории страны, чему прочно препятствовал  паспортный, по сути полицейский режим с его разрешительной процедурой прописки граждан по месту жительства.

В 1991 году начался новый  период в правовой системе Российской Федерации, ознаменованный признанием гарантированных прав человека и  гражданина.

22 декабря 1991 года была  принята Декларация прав и  свобод человека и гражданина, полностью соответствующая международным  актам, принятым демократическим  мировым сообществом: 

·  Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г.;

·  Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод, 1950г.;

·  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.;

·  Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966г.

Таким образом, была воспринята общая концепция прав человека, принятая в этих международных документах. Подписав 10 июля 1992 года в Хельсинки  декларацию «Надежды и проблемы времени  перемен»[12], Российская Федерация подтвердила  свои обязательства соблюдать заключительный акт СБСЕ 1975 года в области прав человека.

право человек европейский суд

1.3 Законодательство Российской  Федерации в сфере прав человека  и его реализация

Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства. Они давно стали объектом международного регулирования. Права личности не являются принадлежностью отдельных классов, наций, религий, идеологий, а представляют собой общеисторическое и общекультурное завоевание. Это нравственный фундамент любого общества.

Россия, следуя курсом реформ, тоже провозгласила указанные ценности как приоритетные и наиболее значимые, признала необходимость придерживаться в данной области общепринятых международных  стандартов, закрепленных в таких  широко известных актах, как Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах (1966); Международный  пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод (1950) и др.[13]

Подтверждением приверженности российской демократии этим хартиям  служит принятая в ноябре 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, ставшая  органичной частью новой Конституции  РФ, базой всего текущего законодательства, касающегося личности.

Оба эти документа фиксируют  широкий спектр основополагающих идей, принципов, прав и свобод, а также  обязанностей. Исходные их положения  гласят, что права и свободы  человека являются естественными и  неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера. Признание, соблюдение и защита прав человека - обязанность государства.

Каждый имеет право  на жизнь, здоровье, личную безопасность и неприкосновенность, защиту чести, достоинства, доброго имени, свободу  мысли и слова, выражение мнений и убеждений, выбор места жительства; может приобретать, владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, заниматься предпринимательской деятельностью, покидать страну и возвращаться обратно.

Закрепляется право граждан  на митинги, уличные шествия, демонстрации; право избирать и избираться в  государственные органы, получать и  распространять информацию, направлять властям личные и коллективные обращения (петиции), свободно определять свою национальность, объединяться в общественные организации. Предусматриваются соответствующие  права в социальной и культурной областях (на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, интеллектуальное творчество).

Утверждается равенство  всех перед законом и судом. Никто  не обязан свидетельствовать против себя или близких родственников. Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном  порядке (презумпция невиновности).

Многие из вышеперечисленных  прав являются новыми в российском законодательстве, их не было ни в бывших советских Конституциях, ни в Конституции  РСФСР. Также впервые юридически закрепляется прямая обязанность государства  защищать права человека (ст. 2 Конституции  РФ).

При этом подчеркивается, что "права и свободы человека и  гражданина являются непосредственно  действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность представительной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции РФ).

Права человека представляют собой ценность, принадлежащую всему  международному сообществу. Их уважение, защита являются обязанностью каждого  государства. Там, где эти права  нарушаются, возникают серьезные  конфликты, очаги напряженности, создающие  угрозу миру и требующие нередко (с санкции ООН) постороннего вмешательства.

Конституция России предусматривает  порядок, в соответствии с которым  каждый российский гражданин вправе обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты (ст. 45). Данное положение также закреплено впервые  и оно не нарушает суверенитета страны. Сегодня это - безусловная норма.

Главная характеристика Конституции  России 1993 г. заключается в том, что  она является первой демократической  конституцией России, соответствующей  основным общедемократическим требованиям.

В Конституции РФ 1993 г. четко  определена сущность России как демократического, федеративного, правового, социального  государства с республиканской  формой правления. Высшей ценностью  был провозглашен человек. Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. В Конституции 1993 г. был  закреплен важнейший принцип  демократического государства –  принцип разделения властей. Принцип  идеологического и политического  многообразия означает, что никакая  идеология не может быть государственной  или обязательной, признается многопартийность. Статус человека регламентируется более  чем в 60 статьях Конституции РФ, наиболее полно в главе 2 «Права и  свободы человека и гражданина».

В Конституции РФ представлен  полный комплекс гражданских, социальных, культурных и экономических прав и свобод человека и гражданина в  соответствии с международными стандартами  в области прав человека.

В Конституции РФ 1993 г. закреплены гарантии правосудия: гарантии подсудности, право на юридическую помощь, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, недействительность незаконно полученных доказательств, право на пересмотр приговора, гарантия от самообвинения, права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью.

Наряду с судебной защитой  прав и свобод человека и гражданина в России функционируют следующие  государственные институты несудебной защиты:

- Уполномоченный по правам  человека в Российской Федерации,  Уполномоченные по правам человека, ребенка и другие специализированные  Уполномоченные в субъектах РФ;

- Прокуратура РФ, основными  направлениями надзорной деятельности  которой являются надзор за  законностью правовых актов, соблюдением  прав и свобод человека и  гражданина, надзор в сфере экономики  и экономической безопасности, предупреждение  преступных проявлений;

- Депутаты законодательных  собраний, которые имеют право  рассматривать обращения избирателей,  вести прием граждан, обращаться к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаруженного нарушения прав граждан;

-   Государственные  органы и органы местного самоуправления;

- Комиссия по правам  человека при Президенте РФ, являющаяся  совещательным и консультативным  органом при Президенте и содействующая  реализации главой государства  его конституционных полномочий  гаранта прав и свобод человека  и гражданина. Основными направлениями  деятельности Комиссии являются:

1.подготовка проектов  указов, распоряжений, обращений Президента  РФ по вопросам обеспечения  и защиты прав и свобод человека  и гражданина;

разработка предложений  Президенту РФ о совершенствовании  механизма защиты прав личности;

2.участие в подготовке  законопроектов по защите прав  и свобод человека и гражданина;

3.участие в разработке  международных договоров по подготовке  материалов для докладов в  международные организации в  соответствии с обязательствами  Российской Федерации;

4.подготовка общих ежегодных  и специальных докладов о соблюдении  прав человека и гражданина  в Российской Федерации;

5.рассмотрение обращений  граждан Российской Федерации,  иностранных граждан, лиц без  гражданства, учреждений и организаций,  в которых содержится информация  о фактах систематических нарушений  прав и свобод человека и  гражданина;

6.проверка по инициативе  Комиссии случаев нарушений прав  и свобод человека и гражданина;

-  Комиссии по правам  человека в субъектах РФ;

- Управление делами Президента  Российской Федерации по работе  с обращениями граждан;

- Общественные приемные  Полномочных представителей Президента  РФ в федеральных округах.

Реформирование правовой системы в России продолжается, в  частности, разрабатываются проекты  законов о ювенальной юстиции, о  здоровье, о правах пациента, о репродуктивных правах, создан и развивается институт суда присяжных заседателей и  т.д.

Период 90-х гг. ХХ в. – начала ХХI в. стал временем отказа от норм и стереотипов советского права, права административно-командной системы, этапом становления нового права – права демократического, социального, правового государства в России. В это время был принят целый ряд законов, направленных на соблюдение, обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина: законы от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»[14], от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[15], от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[16], от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях»[17].

Информация о работе Защита прав человека в РФ