Злоупотребление полномочиями и его отличие от злоупотребления должностными полномочиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что количество должностных преступлений с каждым днем растет. Это происходит от того, что должностные лица так или иначе, в большинстве случаев, избегают уголовной ответственности или подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время в стране. А это влечет за собой такие последствия, - как подрыв общественного порядка в стране, что в свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие злоупотребления полномочиями по российскому уголовному законодательству
Глава 2. Объективные и субъективные признаки злоупотребления полномочиями
2.1 Объективные признаки злоупотребления полномочиями.
2.2 Субъективные признаки злоупотребления полномочиями
Глава 3. Отличие злоупотребления полномочиями от злоупотребления должностными полномочиями
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

уголовное.docx

— 39.05 Кб (Скачать файл)

Тема 10. Злоупотребление полномочиями и его отличие от злоупотребления  должностными полномочиями

Содержание:

Введение

Глава 1. Понятие злоупотребления полномочиями по российскому уголовному законодательству

Глава 2. Объективные и субъективные признаки злоупотребления полномочиями

2.1 Объективные признаки злоупотребления полномочиями.

2.2 Субъективные признаки злоупотребления полномочиями

Глава 3. Отличие злоупотребления полномочиями от злоупотребления должностными полномочиями

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Деяния, ответственность  за которые предусмотрена в главе 30 УК, представляют особую опасность. Эти преступления совершаются лицами, занимающими должности в государственном аппарате или органах местного самоуправления, и поэтому их преступная деятельность не только причиняет ущерб гражданам, обществу или государству, но и дискредитирует власть, подрывает ее авторитет, порождает недоверие к органам власти в глазах населения и тем самым влияет на снижение эффективности деятельности аппарата государственной власти. Кроме того, существует непосредственная связь коррумпированной части чиновничества с организованной преступностью. Определенная часть должностных лиц, злоупотребляя своими должностными полномочиями, участвует в криминализации российской экономики, отмывании денег, добытых преступным путем, а также способствует сокрытию организованной преступности от ее разоблачения правоохранительными органами.

Преступлениями против государственной  власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления являются деяния, совершенные государственными служащими и муниципальными служащими с использованием своих служебных полномочий и посягающие на нормальную деятельность органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Глава 30 УК включает 9 составов преступлений, посягающих на единый родовой  объект — нормальную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также нормальную деятельность соответствующих органов в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК).

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Основные положения, касающиеся организации и деятельности этих органов, закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления».

УК РФ рассматривает должностные  преступления в качестве особого  вида преступных посягательств как с точки зрения объекта, так и субъекта. Должностные преступления, а по новому Уголовному кодексу преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (глава 30 УК РФ), - деяния, посягающие на нормальную, регламентированную законом деятельность государственного аппарата, совершаемые должностными лицами с использованием служебного положения. Это деяния лиц, которые вследствие предоставленных им государством полномочий в области управления находятся в особом положении по отношению как к государству, так и к гражданам.

Актуальность данной темы заключается в том, что количество должностных преступлений с каждым днем растет. Это происходит от того, что должностные лица так или  иначе, в большинстве случаев, избегают уголовной ответственности или  подвергаются ей, но не в той степени, в которой требуется в обстоятельствах, сложившихся в настоящее время  в стране. А это влечет за собой  такие последствия, - как подрыв общественного  порядка в стране, что в свою очередь, ведет к разрушению аппарата управления обществом и государством в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие злоупотребления  полномочиями по российскому  уголовному законодательству

Под злоупотреблением в буквальном смысле слова следует понимать "употребление во зло", то есть причиняющее вред действие (бездействие), осуществляемое с использованием некоторого средства. Наличие средства является обязательным признаком, отличающим злоупотребление  от иных вредоносных действий. "Во зло" можно, например, использовать нож, однако причинение вреда в этом и подобных случаях не называется злоупотреблением. Следовательно, злоупотребление  предполагает использование не предметов, а чего-то иного.

Кроме Гражданского кодекса  термин "злоупотребление" содержится в Уголовном, Уголовно-процессуальном, Семейном, Гражданско-процессуальном кодексах, в Законах "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", "О  связи" и во многих других нормативно-правовых актах. В большинстве случаев  он используется для обозначения  злоупотребления принадлежащими лицу субъективными правами. Так, Семейный кодекс РФ содержит несколько статей, в которых говориться о злоупотреблении  родительскими правами.

Когда размер вреда, причиняемого каким-либо действием, достигает уровня общественной опасности, необходимо установление уголовной ответственности за его  причинение. Это правило относится  к злоупотреблению правами вообще, так и к злоупотреблению гражданскими правами в частности.

Действующий Уголовный кодекс содержит три статьи, в которых  использовано понятие "злоупотребление  полномочиями".

Под злоупотреблением должностными полномочиями в ст. 285 УК РФ понимается "использование должностным лицом  своих служебных полномочий вопреки  интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов  общества и государства".

Понятием "должностные  полномочия" в данном случае охватывается совокупность прав и обязанностей, предоставленных лицу государством для выполнения общественно необходимых  функций. Следовательно, под злоупотреблением должностными полномочиями надо понимать причинение вреда с использованием должностных прав и обязанностей вопреки целям, на достижение которых должны быть направлены действия лица, по осуществлению предоставленных ему полномочий по должности.

Помимо описанных составов преступлений, предусматривающих ответственность  за злоупотребление полномочиями, в  Уголовном кодексе содержится много  статей, в которых различные виды злоупотребления полномочиями являются уголовно наказуемыми.

Одной из тенденций, явно обозначенных, а современном законодательстве, трансформация уголовно-правового  института "должностные преступления", сложившегося в уголовном праве  России советского периода в новую  систему норм о преступлениях  против интересов службы.

По подсчетам А.В. Вагина, из 256 статей Особенной части УК РФ указание на служебное злоупотребление  содержится в 35 статьях, а из 534 составов преступлений, включая квалифицированные, данный признак указан в качестве обязательного в 38 составах. Как  правило, это преступления, посягающие на интересы службы.

В Особенной части УК выделены главы 23 ("Преступления против интересов  службы в коммерческих и иных организациях") расположенная в разделе VIII "Преступления в сфере экономики", глава 30 ("Преступления против государственной власти, интересов  государственной службы и службы в органах местного самоуправления"), размещенная в разделе X ("Преступления против государственной власти"), и главы 33 ("Преступления против военной  службы"), находящейся в разделе XI с аналогичным наименованием.

Соответственно этому  и преступления о служебных злоупотреблениях подразделяются на три вида: 1) служебные  злоупотребления, совершаемые лицами, выполняющие управленческие функции  в коммерческих и иных организациях; 2) служебные злоупотребления, совершаемые  государственными, муниципальными должностными лицами и служащими; 3) служебные  злоупотребления, совершаемые военнослужащими, проходящими военную службу по призыву  либо по контракту в Вооруженных  силах РФ, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время  прохождения ими военных сборов.

Это нормы об ответственности  должностных лиц, государственных, муниципальных и иных категорий  служащих, отраженные во многих других главах Особенной части УК РФ (например, глава 19 "Преступления против конституционных  прав и свобод человека и гражданина" - ст. ст. 140, 142, 149 УК; глава 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" - ст. ст. 169, 170 УК; глава 24 "Преступления против общественной безопасности" - ст. 215.1 УК и др.). Эту группу уголовно-правовых норм именуют еще как "специальные должностные преступления в определенных сферах" (например, в сфере осуществления правосудия: ст. ст. 299, 300, 301, 302, 305, 315 и др.).

Современный уголовный закон  содержит значительное число норм о  посягательствах, которые условно  именуются альтернативно-служебными преступлениями. Особенность названных  преступных деяний заключается в  том, что они могут совершаться  как служащими, должностными лицами, так и иными специальными субъектами (ст. ст. 124, 143, 215-219,246-249, 255,257,263, 269,283, 284 и  др.).

Наконец, более 20 статей Особенной  части Уголовного кодекса РФ предусматривают  в качестве квалифицирующего или  особо квалифицирующего признака состава  общеуголовного преступления совершение его лицом с использованием служебного положения (ч. 2 ст. ст. 128, 136-138, 141, 152, 159, 160, 174, 221, 229, 258, 260, 272, 282, 359 УК, а также  части 3 ст. ст. 139, 175, 209, 210, 226,256,294 УК).

Очевидно, что использование  при совершении общеуголовных преступлений служебного положения является посягательством  на охраняемый уголовным законом  дополнительный объект, который принимает  в данном случае вид обязательного. Этим обязательным дополнительным объектом признаются интересы службы в государственных  органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных  учреждениях, в Вооруженных силах  РФ, в коммерческих организациях независимо от формы собственности, а также  в некоммерческих организациях, не являющихся государственным или  муниципальным учреждением.

На сегодняшний день категория "интересы службы" активно разрабатывается  в теории права, в том числе  и уголовного. Особенностью этого  процесса является попытка сформулировать данное понятие в широком социальном плане, отойти от привычного деления  интересов службы в зависимости  от области их реализации.

Таким образом, служебная  деятельность как явление имеет  глубокие исторические корни, выступает  одним из проявлений социального  управления. Объективной предпосылкой возникновения службы стало развитие общества как саморегулирующейся системы. Служба должна рассматривается не только как деятельность какой-либо составляющей этой системы, но и как объединяющий в одно целое сложный комплекс общественных отношений фактор.

Любая служба осуществляется по двум направлениям: а) обеспечение  внутренних интересов представляемой структуры; б) соблюдение "внешних" условий легитимности ее деятельности (законности, прав и свобод личности, моральных запретов, профессиональных норм и т. д.).

Юридическая природа службы заключается в представлении  интересов органа, учреждения или  организации либо других субъектов  посредством принятия самостоятельных  юридически значимых решений и их реализации с использованием делегированных полномочий.

Служба — это еще  и работа, занятие служащего, а  также место его работы, исполнения обязанностей по службе. Объектом рассматриваемой  деятельности выступает комплекс служебных  интересов, содержание которых определяется целями, задачами и характером полномочий представляемой организации. Служебные  интересы могут формулироваться  также в нормативных актах.

По своему содержанию "интересы службы" - сложный правоохраняемый объект. С одной стороны, интересы службы тесно связаны с оптимальной организацией и эффективным функционированием всех видов службы, надлежащим выполнением служащими возложенных на них задач и функций по осуществлению властных и управленческих полномочий во всех сферах общественной и государственной деятельности. С другой стороны, они выражаются в соблюдении прав и свобод человека и гражданина, законных интересов организаций общества и государства. Главное, чтобы служебные интересы были законными, поскольку уголовный закон не может защищать интересы публичной или частной службы незаконного характера.

Субъектом служебной деятельности может быть только лицо, на которое  соответствующие полномочия (права  и обязанности) были возложены официально, то есть от имени представляемой организации  либо в силу закона.

В настоящее время служба может осуществляться не только в  государственных и муниципальных, но и негосударственных (коммерческих и некоммерческих) структурах. В  основу дифференциации видов службы положен признак, отражающий правовую природу осуществляемой деятельности и обеспечиваемые ею интересы.

Реализация общесоциальных задач возлагается на публичную службу, к которой следует относить службу в государственном аппарате, вооруженных силах и иных военизированных формированиях, муниципальных органах.

Интересы каких-либо социальных групп, отдельных юридических и  физических лиц входят в сферу  ведения частной службы, осуществляемой в аппаратах общественных объединений, политических партий, хозяйственных  структур, а также при выполнении индивидуальных служебных обязанностей (например, аудиторами, частными нотариусами, детективами, охранниками).

Отдельные исследователи  проблем злоупотреблений по службе, сторонники рассмотренного нами широкого подхода к понятию "служба", предлагают создать в Уголовном  Кодексе самостоятельный раздел - "Преступления против интересов  службы", объединяющий преступления против различных видов службы. Например, С. Зубарев считает, что "родовым  объектом этой группы преступных посягательств  были бы общественные отношения, обеспечивающие интересы службы в целом. В указанный  раздел могли бы войти главы: "Преступления против гражданской публичной службы", "Преступления против интересов  службы в коммерческих и иных организациях", "Преступления против военной службы", "Преступления против правоохранительной службы". Соответственно, видовые  объекты преступных посягательств, размещенных в этих главах, представляли бы собой общественные отношения, обеспечивающие интересы каждой из перечисленных видов  службы".

Информация о работе Злоупотребление полномочиями и его отличие от злоупотребления должностными полномочиями