Административные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:40, реферат

Описание работы

В работе раскрыто понятие, виды, особенности административных правоотношений, их классификация, а также основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Структура административных правоотношений и характеристика его отдельных элементов.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и особенности административных правоотношений
2. Виды административных правоотношений, их классификация.
3. Основания, возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения. Реферат..doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 

                                      План

   
 

    Введение 

       1. Понятие и особенности административных правоотношений

       

        2. Виды  административных правоотношений, их классификация.

       

        3. Основания,  возникновения, изменения и прекращения  административных правоотношений.

     

    Заключение  

    Список литературы

Введение

 

     В обществе существует множество различных  отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и др. Само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются общественными. Появление новых видов общественных отношений влечет за собой необходимость их правового регулирования. Регулируя те или иные отношения, право тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку. Правоотношение является одной из фундаментальных категорий в теории права, да и в юридической науке вообще, поскольку правоотношения являются предметом правового регулирования. Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определённые отношения под свою юрисдикцию и защиту, придаёт им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло. Их участники наделяются правосубъектностью, юридическими правами и обязанностями. Эти отношения становятся подконтрольными и управляемыми. Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путём указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность. Правоотношение является базовой категорией любой отрасли права. Не является исключением и административное право. Хотя административно-правовые отношения и подчиняются общим положениям учения о правоотношении, они имеют ярко выраженную специфику, которая прежде всего выражается в их многогранности, а также в особой правовой природе, связанной с наличием обязательного «властного» элемента. Целью настоящей работы является изучение понятия, сущности и правовой природы административных правоотношений, а также их структуры, особенностей и классификации.

  Административно-правовые отношения являются составной частью общественных отношений и имеют  некоторые особенности, отличающие их от других видов правоотношений. Они достаточно существенны, так как на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, т.е. их юридической базы. На первый план выдвигаются предмет и метод административного права, которые дают необходимую основу для проведения видовых различий между правовыми отношениями.1

  Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.2

        Природа государственно-управленческой  деятельности, как и любого другого вида социального управления, диктует необходимость выделения субъекта управления. Соответственно его сознательно-волевые проявления направлены на упорядочение поведения объекта управления.

  Это наблюдается во всех случаях использования правовых средств, независимо от их отраслевой принадлежности, но только административно-правовые отношения воспринимаются как «властеотношения». Управление органически сочетается с   властью. Следует признать, что не только административно-правовые отношения являются властеотношениями, но и государственно-правовые, и финансово-правовые, и природоохранительные, и уголовно  процессуальные, и трудовые, и т.п.

  Значит, суть проблемы заключается не в однобокой  характеристики административно-правовых отношений, а в констатации присущих им как разновидности властеотношений (исполнительная власть) наиболее показательны. Главное заключается в следующем: управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности (общественная жизнь является таковой) единой управляющей воле; в управленческих отношениях налицо соподчиненность воль. Соответственно, с одной стороны – авторитет, господствующая воля субъекта

1. Административное Право. Учебник для вузов. Под ред. Ю.М.Козлова,Л.Л.Попова. М.:ЮРИСТЪ,2002г стр. 17

2. Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А. Я., Зорькина В. Д. и Каутских В. Е. – М., 1999. – 790

управления, с другой – подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих отношений, причем  власть является средством волевого регулирования управленческих  процессов и поведения их участников.

  Это означает, что организация в   государственно-управленческом смысле осуществляется в особых,  присущих  исполнительной власти формах.

  Таким образом, административно-правовые отношения  являются   особой направленных на организацию совместной   деятельности людей, что прямо вытекает из его  природы и социального   назначения. Поэтому часто его называют  «непосредственно организующей»  деятельностью государства.

  Между  сторонами административно-правовых  отношений возможны споры. Так,  гражданин может быть не согласен  с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).

       Это его несогласие, не влияющее  на возникновение правоотношения, тем не менее, вызывает определенные  юридические последствия: гражданин  вправе оспаривать указанные  действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор. 1    

  Многие  нормы права регулируют отношения  между гражданами, возникающие в  сфере государственного и общественного  управления. Для их возникновения, так  же как для отношений между  всеми другими субъектами административного права, наличие государственно-властных полномочий у их участников не обязательно.

       Итак, возникновение административно-правовых  отношений не лимитируется участием  в них органов государственного  управления и общественных организаций,  наделенных государством властными полномочиями. Они возможны между всеми субъектами административного права в любом их сочетании.

  __________

  1. Административное право России. Учебник. Д.Н.Бахрак. М., Изд. НОРМА, 2002 г. стр. 46

Понятие и особенности административных правоотношений.

    Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

      Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию, по их участникам. Им свойственны все  основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическую форму; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемая нормой и т.п.

      К особенностям административно-правовых отношений относятся:

  1. Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера.
  2. Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.
  3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.
  4. Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.
  5. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством.

      Особенности административно-правовых отношений  могут быть также представлены в виде схемы (см. Рис.1.1)

      Административно-правовые отношения отличаются, прежде всего, от правоотношений гражданского, трудового, финансового и других отраслей российского права. Например, если административно-правовые отношения характеризуются неравенством сторон, могут возникать без согласия другой стороны, а споры между ними разрешаются преимущественно в административном порядке, то гражданско-правовым отношениям присущи иные признаки.

      В п. 1 ст. 1 ГК РФ сказано: «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной зашиты». Отсюда ясно, что отношения между государственными предприятиями или между коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регулируются не административным, а гражданским правом, поскольку они связаны не с организационно-управленческой, а с хозяйственной деятельностью и гражданским оборотом.

  Рис.1.1. Особенности административно-правовых отношений1

            В административно-правовых отношениях могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.

      Как указывалось выше, административно-правовые отношения возникают в сфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношение в сфере государственного управления включается в круг отношений, составляющих предмет административного права.

      Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности (общественная жизнь является таковой) единой управляющей воле; в управленческих отношениях налицо соподчиненность воль. Соответственно, с одной стороны – авторитет, господствующая воля субъекта управления, с другой – подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих отношений, причем  власть является средством волевого регулирования управленческих  процессов и поведения их участников. 1

    Власть  осуществляется в различных вариантах  правового   регулирования. Это  значит, что в любом случае нормативного установления запретов, дозволений или же прямых предписаний, независимо   от конкретного вида правовых норм, последние служат юридической основой возникновения властеотношений. Поскольку названные варианты правового регулирования (метод) характерны, хотя и в различной степени, для гражданского, финансового, трудового, земельного, уголовного, конституционного и иных отраслей права, общественные отношения,

регулируемые  ими наряду с управленческими, носят   на себе определенный отпечаток властности. Отсюда – соответствующая степень  неравенства, которое обычно приписывается только административным правоотношениям. 

 Административно-правовые  отношения о своей сути являются   организационными. Имеется в виду их прямая связь с реализацией функций исполнительной власти, которые до своему содержанию направлены, прежде всего, на организацию процесса правоисполнения. В   их рамках происходит обеспечение этого процесса структурными, кадровыми, материальными и прочими атрибутами, без которых механизм   государственного управления вряд ли может быть реально действующим, Конечно, нельзя забывать, что любой вариант социального управления, в конечном счете, есть организующая деятельность, ибо  «организация» есть устройство, упорядочение, объединение в единое   целое. Соответственно и законодательная власть действует организующе, стремясь объединить и упорядочить совместную деятельность членов общества. Организующе воздействуют на собственную внутреннюю   жизнь и общественные объединения через свои органы управления.

Информация о работе Административные правоотношения