Административные правоотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 15:40, реферат

Описание работы

В работе раскрыто понятие, виды, особенности административных правоотношений, их классификация, а также основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Структура административных правоотношений и характеристика его отдельных элементов.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и особенности административных правоотношений
2. Виды административных правоотношений, их классификация.
3. Основания, возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Административные правонарушения. Реферат..doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

    ______________________

1. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федарации: Учебник. - М.: Зерцало, Теис, 2001г.

    Государственное управление, в сфере которого складываются   административно-правовые отношения, в конечном счете, сводится к   осуществлению функций, направленных на организацию совместной   деятельности людей, что прямо вытекает из его природы и социального   назначения. Поэтому часто его называют  “непосредственно организующей” деятельностью государства. Это означает, что организация в   государственно-управленческом смысле осуществляется в особых,  присущих  исполнительной власти формах.

    Таким образом, административно-правовые отношения являются   особой  разновидностью организационных  отношений

    Между сторонами административно-правовых отношений возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).

    Это его несогласие, не влияющее на возникновение  правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.

    Известно, что для разрешения гражданско-правовых споров установлен особый процессуальный порядок (исковое производство не   установлен для разрешения возможных административно-правовых   споров). Как правило, такого рода споры разрешаются в   административном, т.е. во внесудебном порядке. Это означает, что  основной способ их разрешения не выходит за рамки сферы государственного управления и является одним из атрибутов государственно-управленческой деятельности. Суть его – в принятии исполнительным полномочным органом (должностным лицом) юридически-властного решения по предмету спора, каковым является законность оспариваемого решения или действия, породивших спорную ситуацию. 

    Для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны  перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности  сторон административно-правовых   отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны наступает не  перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа (должностного лица).   Объясняется это тем, что речь идет фактически о нарушении публично-правовых интересов в сфере исполнительной власти. Именно поэтому исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействию на нарушителей требований  административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата исполнительной федеральной власти перед Президентом или Правительством Российской Федерации).                    

         Что касается конкретной характеристики  административно-правовых отношений,  то в этом вопросе нет единого  мнения.

    В юридической литературе фигурируют две основные концепции административно-правовых отношений.

    Исходные  положения первой из них состоят  в том, что названные отношения:

1)возникают в процессе государственного управления;

2) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления;1

3) являются отношениями власти – подчинения и характеризуются юридическим неравенством их сторон.

    В пятидесятых годах  в результате  критического  анализа этой концепции  возникла вторая концепция советских  административно-правовых отношений. В отличие от первой ее основные положения заключаются в том, что  административно-правовые отношения:

    1) возникают в сфере государственного управления;

    2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;

    3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения, в которых одна сторона подчинена другой (отношения власти и подчинения), и отношения, в которых стороны не подчинены друг другу (отношения равноправия).

    Возникновение административно-правовых отношений не лимитируется участием в них органов государственного управления и общественных организаций, наделенных государством властными полномочиями. Они

    возможны  между всеми субъектами административного  права в любом их сочетании.

           Из определения правовых отношений как общественных отношений, регулируемых нормами права вытекает, что правовые и фактические отношения неотделимы друг от друга.

    Фактические отношения приобретают юридическую  форму в результате их правового  регулирования.

    Нормами права регулируются многие, но далеко не все общественные отношения. Предметом правового регулирования могут быть лишь те из них,

которые имеют волевой характер, ибо право  способно воздействовать только на сознание и волю людей.

    Отграничивая административные отношения от всех иных правовых отношений, следует иметь в виду, что речь идет об отграничении не всех управленческих отношений, а лишь тех, которые регулируются правом.

    За  пределами этой классификации остаются те фактические  управленческие отношения, которые не могут быть урегулированы нормами права, а также те, которые по тем или иным  причинам не регулируются ими, хотя это и возможно и необходимо.

    Наиболее  тесно административное право, связано  с государственным (конституционным) правом. Это объясняется взаимной близостью, переплетением многих административно-правовых и государственно - (конституционно-) правовых отношений.

    К государственно-правовым следует отнести  общественные отношения, возникающие  в сфере организации и деятельности высших органов государственной  власти федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления.

    В этом заключается специфика, отличающая их от всех других правовых, в частности  административных, отношений.

    Своеобразно соотношение административных и  финансовых правоотношений. Общественные отношения, возникающие в области финансовой деятельности, составляют специфическую часть

Государственно-правовых и административно-правовых отношений. Соответственно этому нормы права, регулирующие эти общественные отношения, выделяются в относительно самостоятельную отрасль права и в своей совокупности составляют финансовое право.

      В процессе многих действий  складываются административно-правовые  имущественные отношения между  администрацией предприятия и  администрацией соответствующих  медицинских, бытовых, учебных учреждений. К имущественным административно-правовым отношениям, стороны которых не связаны подчинением, относятся также отношения между работниками отдела технического контроля и работниками цехов и отделов заводов, возникающие в процессе контроля за качеством и комплектностью изготовляемой предприятием продукции.

    В системе административно-правовых отношений имеется много неимущественных  отношений, стороны которых не связаны  подчинением.

    Административные  отношения отличаются и от трудовых отношений. Трудовое право определяется как отрасль права, “регулирующая общественно-трудовые отношения рабочих или служащих и некоторые другие отношения, связанные с трудовыми отношениями рабочих и служащих”. 1

Многие общественные отношения, регулируемые административным и трудовым правом, органически связаны между собой. Это отношения, возникающие в процессе труда служащих  аппарата государственного управления, а также непосредственно связанные с ними отношения по

    материальному обеспечению служащих в старости, в случае болезни, инвалидности и т. д., отношения по надзору за охраной труда служащих и т.п. Административные отношения отличаются от уголовных правоотношений. Уголовными признаются «те общественные отношения, которые возникают _____________________

    1 См.: например: О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородский. Вопросы теории права. М., Юриздат, 1961, стр. 354.

    вследствие  совершения наиболее общественно опасных  посягательств на охраняемые государством отношения. Эти общественные отношения  приобретают в результате их юридического регулирования вид уголовных правоотношений».

    Уголовные правоотношения имеют много общего с отношениями, возникающими вследствие совершения дисциплинарных и административных проступков, наложение взысканий, за которые регулируются административным правом.

    Общность  этих двух видов общественных отношений  выражается в том, что, во-первых, они  порождаются правонарушениями (преступлениями и проступками); во-вторых, их целью  является, зашита общества от правонарушений.

    Административно-правовые отношения составляют специфическую часть общественных отношений, а регулирующие их нормы в своей совокупности образуют  отрасль административного права.

        Все правоотношения состоят из  определенных элементов: субъектов,  объекта и содержания правоотношения.

    В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права  и обязанности).

В юридической  литературе существуют разные мнения по вопросу о том, что является объектом правоотношения. Одна группа авторов в качестве единственного объекта любого правового отношения признает действия, поведение людей, а другие выделяют объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом (материальные предметы и вещи), и объект неимущественных отношений (действия, поведение людей).  1

    Непосредственным  объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния. А через управляемые  деяния оказывается влияние на процессы, на материальные предметы, информацию, продукты духовного творчества. Субъектом правонарушения является участник общественных отношений, которого юридическая норма наделила правами и обязанностями.

    1.Козлов  Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976; Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.         

       Нормами административного права точно определяется, между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру должны направлять статистические данные, отчеты, справки.

           Существующие в административно-правовых  отношениях права и интересы  могут защищаться в судебном  порядке, но такие случаи не

являются  доминирующими. В основном же права  участников таких отношений, споры  между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который  был (является) стороной административного  правоотношения, вышестоящим или  иным органом исполнительной власти. Субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие участники отношений имеют право обжаловать такие решения.

    Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять самые разнообразные  меры воздействия к другим субъектам правоотношений.

         Они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения.1

             Для гражданско-правовых отношений характерна ответственность одной стороны перед другой. Административным правом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В  этом случае ответственность одной стороны не перед другой стороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа

1.Александров  Н.Г. Законность и правоотношения  в советском обществе. М., 1955. Стр. 119-120; Петров Г.И. Советское административное право. Часть общая. 1961. Стр. 85-86 и др.

(должностного  лица). Именно исполнительные органы (должностные лица) наделяются полномочиями  по самостоятельному воздействию  на нарушителей требований административно-правовых  норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечают за нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарная ответственность работника аппарата исполнительной федеральной власти перед Президентом или Правительством Российской Федерации).

Информация о работе Административные правоотношения