Актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение основных понятий и положений признания гражданина безвестно отсутствующим, сравнительный анализ институтов признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, выявление существующих проблем и способов их решения.
Предметом исследования, определяющим тему курсовой работы, является гражданско-правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить значение и место вышеуказанных институтов в механизме современного Российского государства.

Содержание работы

Введение 2
1. Общая характеристика института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. Безвестное отсутствие как необходимый факт для признания гражданина умершим 3
2. Признание гражданина безвестно отсутствующим 8
2.1. Условия и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим 8
2.2. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 11
2.3. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим 12
3. Объявление гражданина умершим 15
3.1. Условия и порядок объявления гражданина умершим15
3.2. Последствия явки гражданина объявленного умершим 18
4. Актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по Гражданскому праву.docx

— 92.51 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение 2

1. Общая характеристика  института признания гражданина  безвестно отсутствующим и объявления  умершим. Безвестное отсутствие как необходимый факт для признания гражданина умершим 3

2. Признание гражданина безвестно отсутствующим 8

2.1. Условия и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим 8

2.2. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 11

2.3. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим 12

3. Объявление гражданина умершим 15

3.1. Условия и порядок объявления гражданина умершим15

3.2. Последствия явки гражданина объявленного умершим 18

4. Актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим 20

Заключение 23

Список использованной литературы 24

Приложение 1 (схема) 25

Приложение 2 (схема) 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

"Ушел из дома и  не вернулся...". Практически всегда  объявления о розыске пропавших  без вести людей начинаются  с этих слов. Последствия безвестного  отсутствия гражданина носят  моральный и правовой характер  как для лиц, находящихся с  отсутствующим в каких-либо правовых  отношениях, так и для самого  отсутствующего. В связи с этим  в защите прав и охраняемых  законом интересов нуждаются  не только заинтересованные лица (те, кто имеет правовые связи  с безвестно отсутствующим), но  и сами пропавшие граждане.

Конституция РФ закрепила  право граждан на судебную защиту их нарушенных прав и охраняемых законом  интересов. Государство, осуществляя  заботу о своих гражданах, обязано  гарантировать осуществление конституционных  прав. Такое обеспечение возможно только посредством правотворческой  и правоприменительной деятельности соответствующих государственных  органов. Одним из таких органов  являются суды общей юрисдикции.

В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или  объявления гражданина умершим стала  особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан. Усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации приводит к совершению в отношении значительного  числа граждан различных преступлений, которые нередко являются причиной их исчезновения. Число заявлений в судах Российской Федерации о признании граждан безвестно отсутствующими растёт год от года, поэтому актуальность выбранной мной темы не вызывает сомнения.

Целью исследования является определение основных понятий и  положений признания гражданина безвестно отсутствующим, сравнительный  анализ институтов признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, выявление существующих проблем  и способов их решения.

Предметом исследования, определяющим тему курсовой работы, является гражданско-правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить значение и место вышеуказанных институтов в механизме современного Российского государства.

1. Общая характеристика  института признания гражданина  безвестно отсутствующим и объявления  умершим.

Институты признания гражданина безвестно отсутствующим и признания  гражданина умершим направлены на защиту прав других участников гражданских  правоотношений. Так в случае длительного  отсутствия гражданина – участника  гражданских правоотношений в месте  его постоянного проживания и  неизвестности его места пребывания возникает юридическая неопределенность, последствием которой может стать  ущемление прав других участников правоотношений.

Отсутствие сведений не только о месте нахождения пропавшего гражданина, но даже о том, находится ли он в  живых, порождает целый ряд вопросов, настоятельно требующих своего разрешения: о правовом режиме имущества, принадлежащего исчезнувшему гражданину; о порядке  осуществления его имущественных  и личных неимущественных прав; об исполнении его гражданских обязательств перед третьими лицами; о содержании его несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга или других лиц, имеющих право на получение содержания (ст. 89, 93-97 Семейного кодекса РФ).1

 Складывающаяся в таких  случаях сложная юридическая  ситуация может быть относительно  разрешена при помощи одного  из двух гражданско-правовых институтов: признания гражданина безвестно  отсутствующим или объявления его умершим. В связи с этим возникает вопрос о том, претерпевает ли какие-либо изменения правоспособность гражданина в период его безвестного отсутствия и зависит ли она от того, было ли такое отсутствие установлено в судебном порядке.

Бесспорно, что за безвестно  отсутствующим гражданином в  полном объеме сохраняется весь комплекс имущественных и личных неимущественных  прав, составляющих содержание гражданской  правоспособности, но, отсутствуя по месту  жительства, гражданин лишен правовой и фактической возможности реализовать  многие из этих прав и исполнить  принятые на себя обязанности, что обусловливает  необходимость предусмотренного законом  вмешательства в его частноправовую сферу. Такое вмешательство вполне оправданно, так как оно объясняется стремлением законодателя обеспечить всемерную охрану субъективных прав и законных интересов не только безвестно отсутствующего гражданина, но и тех физических и юридических лиц, чьи права и интересы непосредственно связаны с его исчезновением.  
Гражданское законодательство России предусматривает специальные правовые процедуры охраны имущества безвестно отсутствующих лиц и погашения их обязательств.

Закон различает признание  лица безвестно отсутствующим и  объявление умершим. Если суд признал  гражданина безвестно отсутствующим, то предполагается, что он жив. Его  имущество не наследуется и находится  под охраной. При объявлении умершим, наоборот, предполагается, что человека нет в живых. Правовые последствия  в этом случае наступают такие  же, как и при смерти человека. Однако объявление гражданина умершим  производится, если с момента исчезновения человека прошло пять лет, и лишь в  исключительных случаях – через  шесть месяцев. Поэтому в большинстве  случаев существуют основания только для признания гражданина безвестно  отсутствующим.

Статья 42 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) устанавливает: «Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года».2

В соответствии со статьёй 45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, – в течение шести месяцев. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Термин «безвестное отсутствие»  применяется в двух смыслах. Во-первых, им обозначается явление действительности, когда бесследно исчезает какой-то человек. Во-вторых, так называется правовой институт, созданный для  разрешения неопределенности, возникшей  из-за исчезновения субъекта каких-то правоотношений.

В чем же сущность факта  безвестного отсутствия? С момента  рождения каждый человек становится субъектом права и вступает в  многочисленные связи с другими  людьми. В детстве это в основном связи с родными, но с возрастом  круг связей расширяется. Не все эти  связи правовые. Они могут сильно различаться по степени своего значения для человека. Некоторые из них  со временем утрачиваются, вместо них  возникают новые. Связи правового  характера являются правоотношениями. Если один из субъектов таких связей исчезнет, то положение становится неопределенным: правоотношения не закончились, как в случае смерти их субъекта, но и не осуществляются. При безвестном отсутствии утрачиваются все связи  субъекта. Если же утрачена лишь часть связей, то безвестного отсутствия нет.

Хотя безвестное отсутствие – институт гражданского права, сам  факт безвестного отсутствия имеет  более широкое значение, ибо прерывает  не только гражданско-правовые связи, но и связи человека, регулируемые другими отраслями права. Так, для конституционного права исчезает один из избирателей, для административного – житель какой-то территориальной единицы, для финансового – налогоплательщик и т.д. Однако все эти отрасли права обходились без института безвестного отсутствия, и лишь для гражданского права и близких к нему гражданского процесса, семейного права, трудового права этот институт оказался необходимым, чтобы на основании такого юридического факта, как безвестное отсутствие лица, принять определенные меры.3

Какие же правовые отношения  и связи делают необходимым гражданско-правовой институт безвестного отсутствия и  признания умершим? Прежде всего  личные неимущественные права, которые  не уничтожаются со смертью человека, не утрачиваются и при безвестном отсутствии и могут только нуждаться  в защите другими лицами, поскольку  самого человека, обладающего ими, нет  и неизвестно, где он находится.

Несмотря на отмеченные различия, в целом нормы о признании  безвестного отсутствия и умершим  весьма близки, так как они предусмотрены  для документального подтверждения  факта смерти лица, сомнения в которой  у заявителя не имеется. Но если в  первом случае необходимо и достаточно проверить архивы ЗАГС, то во втором заявитель должен обосновать свою просьбу  ссылкой на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при  определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.  
При объявлении гражданина умершим, его правоспособность никак не зависит от принимаемого судом решения и последующих действий органов ЗАГС. Это техническое оформление не может повлиять на правоспособность гражданина, либо уже прекратившуюся в момент его смерти, либо сохранившуюся в полном объеме, если гражданин остался в живых, хотя были все основания предположить его гибель (например, при взрыве жилого дома, в котором он находился).

Таким образом, правоспособность, будучи правовой категорией, неразрывно связана с жизнью гражданина и, как  и жизнь, лишь единожды возникает  и лишь единожды прекращается –  в момент его смерти.

Чьи интересы и права могут  быть нарушены при установлении факта  безвестного отсутствия? Прежде всего, конечно, самого отсутствующего, но также  и других связанных с ним лиц. Пропавший без вести не может  ничего предпринять для защиты своих  интересов и прав. Это приходится делать государству по просьбе заинтересованных лиц, организаций или по требованию прокурора. В какой степени те и другие интересы требуют защиты, решает суд в зависимости от обстоятельств дела. Однако при возвращении лица, признанного пропавшим без вести, необходимо выяснить, чем было вызвано его отсутствие. Только при безвестном отсутствии, лица помимо его воли можно ставить вопрос о полном восстановлении его прав.

Главной целью установления факта признания гражданина безвестно  отсутствующим либо объявления его  умершим является защита его прав и имущества. Длительное отсутствие лица и неизвестность его места  пребывания затрагивают интересы, прежде всего, членов семьи, у которых при таких обстоятельствах возникают права и соответствующие обязанности (например, право на пенсию по случаю потери кормильца, обязанности перед кредиторами лица и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Признание гражданина  безвестно отсутствующим.

2.1. Условия и  порядок признания гражданина  безвестно отсутствующим.

Безвестное отсутствие –  удостоверенный в судебном порядке  факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его  пребывания.

Как указывалось выше, согласно ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц  признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте  его жительства нет сведений о  месте его пребывания.

Таким образом, обращение  в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается  в порядке особого производства (статья 245 Гражданского процессуального  кодекса РФ).4

Понятия "заинтересованные лица" в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся супруг, поскольку он может быть заинтересован  в расторжении брака в упрощенном порядке, а также лица, состоящие на иждивении отсутствующего, поскольку они в случае признания его безвестно отсутствующим приобретают в соответствии с пенсионным законодательством право на пенсию по случаю потери кормильца. Заинтересованными в признании гражданина безвестно отсутствующим могут быть и другие лица, если это необходимо им для защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.), а также прокурор, органы государственного управления, иные органы и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.5

Непременным условием признания  гражданина безвестно отсутствующим  является отсутствие в месте его  жительства сведений о месте его  пребывания в течение не менее  одного года. День получения последних  известий может быть подтвержден  предъявлением последнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например, показаниями свидетелей). При невозможности  установить день получения последних  известий началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние известия, а при невозможности установить этот месяц-первое января следующего года (ст. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Информация о работе Актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим