Актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является определение основных понятий и положений признания гражданина безвестно отсутствующим, сравнительный анализ институтов признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим, выявление существующих проблем и способов их решения.
Предметом исследования, определяющим тему курсовой работы, является гражданско-правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить значение и место вышеуказанных институтов в механизме современного Российского государства.

Содержание работы

Введение 2
1. Общая характеристика института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим. Безвестное отсутствие как необходимый факт для признания гражданина умершим 3
2. Признание гражданина безвестно отсутствующим 8
2.1. Условия и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим 8
2.2. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим 11
2.3. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим 12
3. Объявление гражданина умершим 15
3.1. Условия и порядок объявления гражданина умершим15
3.2. Последствия явки гражданина объявленного умершим 18
4. Актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим 20
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по Гражданскому праву.docx

— 92.51 Кб (Скачать файл)

Последствия вынесения судом  решения об объявлении гражданина умершим  специально законом не предусмотрены, поскольку они должны совпадать  с теми, что имеют место при  смерти гражданина: открывается наследство в имуществе гражданина, объявленного умершим, прекращается брак и обязательства, которые носят личный характер. Однако полного тождества последствий, разумеется, нет.

Некоторые авторы полагают, что объявление умершим влечет прекращение  правоспособности. В действительности же правоспособность прекращается лишь при подлинной смерти лица. Если гражданин, объявленный умершим, на самом деле жив, то там, где он находится, он вправе совершать и совершает всевозможные сделки. Но там, где гражданин объявлен умершим, возникают последствия, подобные тем, которые наступают в случае смерти: производится регистрация смерти, открывается наследование его имущества, брак прекращается без специального оформления, в силу самого факта объявления умершим.

Обеспечивая реальное исполнение судебных решений по делам об объявлении граждан умершими, закон предусматривает, что объявление гражданина умершим  влечет определенные правовые последствия, приравненные к правовым последствиям, наступающим в результате смерти лица: брак считается прекращенным, наследники могут вступить в наследство, иждивенцы - возбудить вопрос о назначении пенсии и т. д.

В соответствии с законом  свойство исполнимости решение суда приобретает только по вступлении его  в законную силу (кроме случаев  немедленного исполнения). Следовательно, наступление правовых последствий  решения об объявлении гражданина умершим  возможно лишь после вступления его  в законную силу.

Таким образом, решение суда о признании гражданина безвестно  отсутствующим и об объявлении гражданина умершим, вступившее в законную силу, является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение  правоотношений, одним из субъектов  которых был этот гражданин.

Поскольку в основе лежит  только предположение о смерти гражданина, то правоспособность его с момента  вступления решения суда в законную силу не прекращается. Правоспособность прекращается лишь с фактической  смертью. Если гражданин умер до объявления его умершим, то она прекратилась в момент его смерти, а если жив, то не прекратилась вообще.15

 

 

 

 

 

3.2. Последствия  явки гражданина объявленного  умершим.

Как указывалось выше, независимо от решения суда, объявившего гражданина умершим, он способен быть носителем  прав и обязанностей. Объявление гражданина умершим создает презумпцию его  смерти. Но всякая презумпция, даже очень  достоверная, может быть опровергнута. Закон допускает такую возможность  и устанавливает, что в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее  решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК РФ).

Решение суда является основанием для аннулирования записи о смерти в книге записи актов гражданского состояния (ст. 257 Гражданского процессуального  кодекса). Восстанавливать правоспособность явившегося гражданина, как было отмечено, нет надобности, поскольку он ее не утрачивал. Однако возникает необходимость  в восстановлении его субъективных прав, в первую очередь его права  собственности. В данном случае большое  значение имеет основание приобретения его имущества другими лицами – безвозмездно или на возмездных началах. Согласно п. 2 ст. 46 ГК РФ независимо от времени своей явки гражданин  может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое  безвозмездно перешло к этому  лицу после объявления гражданина умершим (например, к наследнику, к лицу, которому имущество было подарено, и т. п.).16 Это правило вполне соответствует принципу справедливости, поскольку граждане, к которым имущество перешло безвозмездно, в случае возвращения этого имущества собственнику материального ущерба, как правило, не несут.

Гражданин, ошибочно объявленный  умершим, вправе требовать возврата сохранившегося имущества от лиц, получивших его безвозмездно, при условии, что  это имущество принадлежало гражданину. Если он состоял в браке и имелось  совместное нажитое супругами имущество, возможно требовать возврата только полагающейся ему части общего имущества. Некоторые виды имущества возврату не подлежат. Это деньги и ценные бумаги на предъявителя (п. 3 ст. 302 ГК РФ).

Предусматривая возврат  сохранившегося имущества, закон имеет  в виду имущество, сохранившееся  в натуре. Истребование стоимости  вещей, которые после их безвозмездного приобретения были отчуждены их обладателями за деньги или были утрачены, закон  не предусматривает. Например, если наследники гражданина, объявленного умершим, продали  приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что  объявленный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, но нельзя взыскать и его стоимость с наследников.

От рассмотренного существенно  отличается по правовым последствиям случай, когда имущество лица, объявленного умершим, кто-то приобрел на возмездных началах. Лица, к которым имущество  такого гражданина перешло по возмездным сделкам, не обязаны возвращать ему  это имущество. Имеются в виду такие сделки, как купля-продажа  и мена.

Однако закон предусматривает  исключения из этого правила: возмездный приобретатель имущества, которое  принадлежало лицу, объявленному умершим, обязан возвратить ему это имущество, если будет доказано, что, приобретая его, он знал, что гражданин, объявленный  умершим, находится в живых.

При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается  его стоимость. Следовательно, обязанность  возвратить имущество или возместить его стоимость возникает в  данном случае только в отношении  лиц, действовавших в момент приобретения имущества недобросовестно, виновно.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановлению (при наличии  рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли  к наследникам и другим лицам. Права, которые прекратились, т. е. были аннулированы в связи с объявлением  гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восстанавливается действие обязательств личного характера (обязанности  по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.).

Вопрос о сохранении или  прекращении брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства.

 

 

4. Актуальные проблемы  института признания гражданина  безвестно отсутствующим и объявления  умершим.

Анализ складывающейся ситуации показывает, что институт безвестного  отсутствия и объявления умершим  чрезвычайно востребован в России и, к сожалению, в ближайшей перспективе  таковым и останется. Число безвестно  отсутствующих находится на высоком  уровне.

Периодическая печать полна  статей о том, с какими трудностями  лицам, объявленным умершими, удается  отменить данное судебное решение, и, наоборот, как легко по небрежности или  злому умыслу живых граждан, особенно пожилого возраста, объявляют безвестно  отсутствующими и умершими. Уже один этот факт говорит о том, что проблемы имеются и необходимо вносить  коррективы в законодательную практику.

По мнению некоторых авторов, в России неудовлетворительно поставлена система розыска без вести  пропавших лиц. Необходимо изменение  и совершенствование правового, оперативно-розыскного и криминалистического  обеспечения розыска и установления местонахождения различных категорий  граждан. Эти проблемы наиболее ощутимы  в практике розыска без вести  пропавших лиц, в которой отсутствует  целостная система ее осуществления.

Эффективность розыска без  вести пропавших лиц остается на низком уровне. По каждому третьему заявлению, сообщению о без вести  пропавших в установленные сроки розыскное дело не заводится. При этом каждый пятый разыскиваемый органами внутренних дел не устанавливается. Многие из числа без вести пропавших становятся жертвами тяжких преступлений против личности, на что указывают криминальные обстоятельства исчезновения, которые нередко игнорируются и не учитываются при принятии первоначальных мер розыска, вследствие чего преступления остаются нераскрытыми, а виновные в их совершении – безнаказанными.

Современное состояние розыска  без вести пропавших лиц свидетельствует  о том, что борьба с явлением безвестного  исчезновения граждан должна рассматриваться  как актуальная государственная  задача, направленная на защиту прав и  свобод человека и гражданина, требующая  глубокого научного осмысления и  выработки на этой основе комплексной  системы научно-обоснованных рекомендаций, направленных на совершенствование правового, оперативно-розыскного и криминалистического обеспечения этого вида деятельности.

Повышение эффективности розыска без вести пропавших лиц напрямую зависит от решения вопроса о всеобщей обязательной дактилоскопической регистрации населения, совершенствования научно-технического сопровождения этой деятельности, организации более эффективного функционирования автоматизированной системы учета за счет расширения комплекса идентификационных признаков, отражаемых в опознавательных картах, и повышения качества фиксации розыскной информации профессионально грамотными сотрудниками органов внутренних дел.

По мнению С.П. Портянкиной, защитившей диссертацию по данной проблеме в 2009 году, в гражданско-правовом и  гражданско-процессуальном праве необходимо уточнение нескольких юридических  фактов.

Во-первых, отсутствие понятия  «момент окончания военных действий»  отрицательно сказывается на развитии совершенствования правового регулирования  судопроизводства по указанной категории  дел. Определение С.П. Портянкиной: «Момент  окончания военных действий является точкой отсчета периода времени, по истечении которого заинтересованное лицо может обратиться в суд с  соответствующим требованием. Моментом окончания военных действий следует  считать день официального объявления компетентным органом об окончании военных действий».

Во-вторых, для обеспечения  интересов лица, в отношении которого заявлено требование о признании  его безвестно отсутствующим  или об объявлении умершим, для поддержания  процессуального баланса, соблюдения принципа состязательности, ею же обосновывается вывод о том, что суд должен назначить и ввести в процесс  судебного представителя.

В-третьих, лицом, участвующим  в деле по рассматриваемым категориям дел может выступать прокурор. Согласно ч. 3 ст. 278 Гражданского процессуального кодекса РФ дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора для дачи заключения по делу.17

Можно сделать вывод, что большинство норм гражданского института безвестного отсутствия и объявления умершим являются юридически правильными и не нуждаются в реформировании. К примеру, нет необходимости изменения временных промежутков, по истечении которых может быть дано заявление в суд о признании какого-либо юридического статуса лица. Нужно лишь обязательно уточнить правила отмены судебного решения и подумать над вопросами введения в процесс судебного представителя и уточнения роли прокурора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, делая выводы по своей курсовой работе, я хочу сказать, что институт признания  гражданина безвестно отсутствующим  и объявление его умершим обладает специфичными чертами, присущими только ему и отличающего его от других правовых институтов в гражданском  праве.

В работе рассмотрены процессы признания гражданина безвестно  отсутствующим и объявления умершим, исследованы теоретические и практические проблемы этого института, определены последствия признания гражданина без вести пропавшим и объявления умершим.

Анализируя и исследуя источники гражданского законодательства, я выделила признаки, которые характеризуют  данные правовые институты и придают  им определенную индивидуальность.

Безвестное отсутствие - удостоверенный в судебном порядке  факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его  пребывания.

Объявление гражданина умершим  – судебное признание умершим  лица, о котором в месте его постоянного жительства нет никаких сведений в течение установленного законом срока. Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Итак, подводя итог сказанному, необходимо отметить, что данные правовые институты являются защитой интересов заинтересованного лица путем вынесения законного и обоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с физическими лицами и организациями.

Библиографический список.

 

Нормативно-правовые акты.

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-Ф3 - "Российская газета" от 08.12. 1994 г. N 238-239, СЗ РФ от 05.12.1994 г. N 32 ст. 3301.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ. - "Российская газета" от 20.11.2002 г. N 220.

Информация о работе Актуальные проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим