Авторское право: объекты авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права1. Такого же мнения придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как "теория, признающая авторское право за право собственности", "теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой", "теория, считающая авторское право правом личности" и "теория, отвергающая субъективное авторское право"

Содержание работы

Введение………………………….……………………………………………….…3-3
Глава 1. Объекты авторских прав. 1.1. Понятие объекта авторских прав……………………..……………………….4-12 1.2. Признаки объекта авторских прав……………………………………………12-16 Глава 2. Основные разновидности объектов авторского права. 2.1. Произведения науки, литературы и искусства…………………..…………. 16-18 2.2. Структура объектов авторского права…………………………...…………..18-21 Глава 3. Защита объектов авторского права. 3.1. Защита авторских прав………………………………………..………………21-24 3.2. Срок охраны объектов авторского права в Российской Федерации……….24-28
Заключение……………………………………………………………………….29-30
Библиография …………………………………………………………….……..31-34

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Автрское право.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 
по предмету: Интеллектуальная собственность

на тему: Авторское  право: объекты авторских прав

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург, 2009 г.

                                                        СОДЕРЖАНИЕ  

 

Введение………………………….……………………………………………….…3-3

Глава 1. Объекты авторских  прав.                                                                                                    1.1. Понятие объекта авторских  прав……………………..……………………….4-12                                                                                              1.2. Признаки объекта авторских прав……………………………………………12-16                                                                      Глава 2. Основные разновидности объектов авторского права.                               2.1. Произведения науки, литературы и искусства…………………..…………. 16-18                                                 2.2. Структура объектов авторского права…………………………...…………..18-21                                                            Глава 3. Защита объектов авторского права.                                                                       3.1. Защита авторских прав………………………………………..………………21-24                                                                                          3.2. Срок охраны объектов авторского права в Российской Федерации……….24-28    

Заключение……………………………………………………………………….29-30

Библиография  …………………………………………………………….……..31-34

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права1. Такого же мнения придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как "теория, признающая авторское право за право собственности", "теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой", "теория, считающая авторское право правом личности" и "теория, отвергающая субъективное авторское право".                                                                                                                                Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. 
Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства2.

  Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. 
 Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение3.

Глава 1. Объекты  авторских прав.

1.1. Понятие  объекта авторских прав.

  Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" не содержит легального определения понятия произведения, хотя указывает на те признаки, которыми оно должно обладать, чтобы пользоваться правовой охраной1. Согласно ст. 6 Закона "Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные произведения, существующие в какой - либо объективной форме."         Законодатель в п.1 ст.6 Закона закрепил, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.                                        .                                                                                                           Таким образом, объект авторского права, в широком понимании, – это произведение.                                                                                                                              Задача определения понятия "произведение", казалось бы, не должна входить в компетенцию гражданского права, т.к. составляет предмет специальных наук: теории литературы, теории искусства, теории науки. Тем не менее был высказан другой взгляд. В.И. Серебровский утверждал: "Закон, гарантируя охрану произведения, не указывает, однако, что следует понимать под "произведением". Задача дать определение понятия произведения падает, таким образом, на долю науки гражданского права."2                                                                                          . "Объектом авторского права, — писал Г.Ф. Шершеневич, — является литературное произведение, как продукт духовного творчества, облеченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе. 
Отчеты о заседаниях суда, ученых обществ, земств и т. п., не выражающие духовного творчества их составителей, не могут считаться такими объектами."1                    А.Я. Канторович под "умственным произведением" понимал "не деятельность духа, а продукт этой деятельности, который со своей стороны предназначен к воздействию на человеческий дух. Объектом авторского права, 
— говорил он, — общим образом говоря, является продукт духовного творчества облеченный в определенную форму и предназначенный к обращению в обществе."2 Произведение — это результат творческой деятельности автора, его творческого мышления, продукт человеческого мозга. Но мозг человека может производить только нематериальные объекты3. Объектом авторского права следует считать не просто работу автора и не идеи, выраженные автором, а произведение, как комплекс идей и образов, получивших свое выражение в готовом труде4, как индивидуальное и неповторимое творческое отражение объективной действительности5. Наибольшее распространение все же получает определение произведения, сформулированное В.И. Серебровским, как более подробное, с включением него и некоторых других признаков. "Произведение, — писал он в 1956 г., — можно было бы определить, как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения."6                                                                                                        . Законодатель не определяет понятие «произведения», но дает четкие признаки, которыми «произведение» должно обладать:                                          .                                                                       Во-первых, оно должно относится к науке, литературе или искусству.                             На взгляд Калятина В.О. , это рамочный, чисто условный признак, т.к. законодатель акцентирует внимание на том, что не имеет значения достоинство произведения, а также способ его выражения. Стоит согласиться с исследователями, которые подчеркивают, что «перечисленные термины имеет смысл рассматривать не по отдельности, а пытаясь их разграничить, а в совокупности, как некоторый ориентир, указывающий на определенную область человеческой деятельности»1.                              Во-вторых, такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Итак, законодатель говорит о результатах «творческой деятельности», «творчестве».                                            .                                                                                                                                       Творчество – деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей2. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира3.                             .                                                                         М. Горький определял творчество как "ту степень напряжения работы памяти, когда быстрота ее работы извлекает из запаса знаний, впечатлений наиболее выпуклые и характерные факты, картины, детали и включает их в наиболее яркие, точные, общепонятные слова"4. По мнению И.А. Грингольца "творчество — это интеллектуальная работа, направленная на создание нового."5 Наиболее удачно выделяется определение Э.П. Гаврилова, который определяет творчество как "деятельность человека, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью."6                           .                                                           Творческий характер предполагает, прежде всего, новизну произведения. «Новизне объекта, охраняемого авторским или изобретательским правом, сопутствует показатель, характеризующий этот объект как результат «оригинального мышления» лица, его создавшего. Эти показатели представляют собой две стороны творческой деятельности: новизна объекта как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот»1.                                                   .                                                                                                                           Отсутствие творческого подхода к объекту авторского права (неоригинальность произведения) может быть основанием для непризнания того или иного объекта авторским.                                         .                                                                                                                Приведем пример из практики: «Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет серии книг название "Энциклопедия для детей и юношества". Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком и состоящего из нескольких томов под общим названием "Энциклопедия для детей". Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям: Согласно статье 6 Закона "Об авторском праве..." к объектам авторского права относится и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот, неоригинальность словосочетания "Энциклопедия для детей" очевидна»2.                                         .                                                                             . Таким образом, творческий характер, новизна и оригинальность – ключевые признаки произведения.                                    .                                                                                                      Между тем, как отмечают исследователи, в странах с англо-саксонской системой права можно заметить отход от трактовки характеристики произведения (охраняемое произведение должно быть оригинальным) в сторону характеристики деятельности автора: произведение будет признаваться оригинальным, если автор проявил достаточное «умение, рассудительность и труд» или осуществил «отбор, оценку, проверку», если произведение было создано «в поте лица». Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи и форма выражения идей были оригинальными, но только чтобы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им1.                                             .                                                                                                                     В-третьих, произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме (п.2 ст.6 Закона). Объективная форма – внешнее выражение авторского творчества в любой материальной форме:                                           .                                   - письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);                                     - устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);                           - звуко - или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);                                                                                                                                            - изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);                                                        .                                                                                                                   - объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); - в других формах.                                                                                                    . Законодатель не ограничивает возможные способы выражения произведения, и с этим можно только согласиться, т.к. со временем появляются все новые формы воплощения творческой деятельности. Так, например, еще в начале 20 века в юридической литературе ставился вопрос о том, считать ли объектом авторского права фотографию? Фотография считалась во многом механическим процессом (без творчества), поэтому эта форма творческой деятельности не сразу стала охраняться законом.                                                                                                .                    Моментом создания произведения будет считаться завершение воплощения в любой из названных объективных форм (неоконченное произведение, безусловно, тоже является объектом авторского права). Не является объектом авторского права только задуманное произведение, но еще не воплощенное в объективной форме. Приведем пример из практики:                                              .                       «Издательство обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о признании исключительных прав на использование в целом энциклопедического издания серии "Энциклопедия для детей". В заседании суда истец пояснил, что под использованием в целом имел в виду признание исключительных

прав на использование книг этой серии как изданных, так и подлежащих изданию в будущем. Свое требование издательство мотивировало тем, что им в названной серии с 1994 года выпущено уже пять книг. Во время подготовки издательством очередного тома акционерное общество начало выпускать в свет свою серию          "Энциклопедия для детей и юношества", чем нарушило исключительные права издательства.                                                                                                                          Ответчик ссылался на то, что не оспаривал и не нарушал прав издательства на вышедшие в свет пять книг серии "Энциклопедия для детей", но возражал против признания за издательством исключительных прав на произведения, которые могут быть созданы в будущем.

  Арбитражный суд обоснованно удовлетворил иск издательства лишь в части признания исключительных прав на использование уже изданных им книг серии "Энциклопедия для детей".                                                                                          . Согласно требованиям статей 5, 6, 7 Закона "Об авторском праве..." – далее Закон, объектом авторского права являются сборники (энциклопедии), существующие в объективной форме.                                                                                           .                                   В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона издателю энциклопедий принадлежат исключительные права на использование таких изданий, существующих в объективной форме. Истец не представил доказательств, что новые сборники существуют в объективной форме и могут быть воспроизведены. Исходя из этого требование о признании исключительных прав на использование предполагаемых к изданию в будущем сборников (энциклопедий) обоснованно отклонено»1.                    В связи с вышесказанным, не может быть объектом авторских прав произведения, которые будут созданы в будущем.                                                               .              В теории авторского права выделяют еще ряд признаков произведения. В том числе его вопроизводимость. Данный признак означает, что с момента своего создания произведение может быть воспроизводимо.                                                 . Интересно отметить, что в зарубежных правовых системах, одним из ключевых признаков произведения является воспринимаемость произведения органами чувств человека.                                                                                   .                                      В советском авторском праве одним из критериев произведения называлась полезность произведения1. Впрочем этот критерий так и не получил законодательной поддержки, а современное законодательство напротив, подчеркивает, что не имеет значение ни назначение произведения, ни его достоинства.                      Учитывая вышеобозначенные признаки можно дать следующее определение объекта авторского права, или иначе произведения. Это результат творческого труда воплощенной в объективной форме.                                  .                                                                    В юридической литературе наиболее популярно определение, данное В.И. Серебровским: «Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»2.                                                            .                                  Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 июня 2006 г. № 15, дал следующее легальное определение Объектам авторского права - это произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведений, а также от способов их выражения.                                                                                                                                   Программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ) относятся к литературным произведениям, а базы данных - к сборникам, так как по своей природе они являются составными произведениями3.

         Законодатель нормативно закрепил произведения, являющиеся объектами авторского права (ст.7 Закона):                                      .                                                                    - литературные произведения (включая программы для ЭВМ);                                             - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;                                                                                                                                                   

- хореографические произведения  и пантомимы;           .                                                            - музыкальные произведения с текстом или без текста;       .                                              - аудиовизуальные произведения (кино -, теле - и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино - и телепроизведения);           .                                                   - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;                    .                          - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;                   - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;               - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;                                                       .                                                        - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам и другие произведения.                                                                                                                     .       К объектам авторского права также относятся:                                    .                                                                 - производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства);                                                                                              .        - сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.                                                      .                                                       Произведения, не являющиеся объектами авторского права (ст.8 Закона):                                    - официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;                                                                                                                     .               - государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);                                                                  .                            - произведения народного творчества;                                                          .                                                                               - сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.                    В пункте 22  Пленума Верховного Суда РФ Постановление от 19 Июня 2006 г. № 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах", постановил, что официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований подлежат государственной регистрации. Право на официальный символ, внесенный в государственный регистр, принадлежит обладателю свидетельства о его регистрации. В связи с этим официальные символы не являются объектами авторского права и на них распространяется действие абзаца третьего статьи 8 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

1.2. Признаки объекта  авторских прав.                                                             .                                                                                   Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.      .                    Безусловно, что это не полный список объектов авторского права. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что законодатель не ограничил формы объективного выражения произведений. Так, например, в число объектов авторского права входят «письма»1.                                                                          .                           Между тем, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (п.4 ст.6 Закона).   Как подчеркивается в ст. 2 Договора ВОИС по Авторскому праву2, авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые.              Спорным как в теории, так и на практике является вопрос о включении в число объектов авторского права «формул»3. Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения, которая является результатом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно. В этой связи большое значение для понимания сущности правовой охраны произведений, по российскому законодательству, имеет принятое в литературе выделение у произведения "юридически безразличных" и "юридически значимых" элементов1. В группу "юридически безразличных" элементов входят тема, материал, сюжетное ядро и идейное содержание произведения. В теории литературы их называют содержанием произведения. Заимствование этих элементов не налагает никаких обязанностей.                                                                                          .            В науке авторского права созданные художником образы именуются внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что, в принципе, образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обязательного согласия автора первоначального произведения и указание источника заимствования. Внешняя форма произведения это язык произведения со всеми его словарными и художественными особенностями. Язык произведения заимствованию не поддается. Он только цитируется с обозначением источника, в противном случае налицо присвоение (плагиат)2.                                                                .                   Круг охраняемых законом произведений достаточно широк и многообразен. 
Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований. Прежде всего, заслуживает внимания вопрос о делении охраняемых законом произведений на произведения науки, литературы и искусства. Его актуальность определяется тем, что нередко утверждается, что авторским правом охраняются результаты не всякой творческой деятельности, а лишь те, которые непосредственно относятся к области науки, литературы и искусства3.                                                   Закрепленный законом перечень охраняемых произведений носит примерный и далеко не исчерпывающий характер, иначе бы создание произведений новых видов оставалось бы вне юридической охраны, а значит, вне правового стимулирования1.                                                                                                                       . Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление произведений на опубликованные и неопубликованные. Сразу оговоримся, что авторским правом охраняются и те, и другие произведения. Однако если необнародованные произведения неприкосновенны и ни при каких условиях не могут быть использованы без согласил их авторов, то обнародованные произведения в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия авторов и даже вопреки их возражениям. Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями.                                                                               .                       В отличие от обнародования опубликование связывается законом лишь с такими действиями, которые означают выпуск в обращение экземпляров произведения. Иными словами, речь идет об изготовлении и выпуске в обращение копий произведения, изготовленных в любой материальной форме. При этом указанное действие должно быть так же, как и при обнародовании, совершено с согласия автора произведения, а количество выпущенных экземпляров должно быть достаточным для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.                                                                              .                                    Следует отметить, что понятие "опубликование произведения" (или выпуск в свет), по российскому авторскому законодательству, расходится с аналогичным понятием, закрепленным Всемирной конвенцией об авторском праве.                         В соответствии со ст. VI Конвенции опубликованием считается выпуск только таких экземпляров произведения, которые предназначены для читательского или зрительского восприятия. Поэтому, например, выпуск в обращение грампластинок и иных звукозаписей литературных, музыкальных и иных произведений опубликованием произведения не признается, так как указанные материальные носители обеспечивают лишь слуховое восприятие произведений.                          Российский авторский закон подобного ограничения не содержит и считает опубликованием выпуск в обращение любых материальных носителей произведения. Таким образом, налицо явное расхождение между внутренним российским законом и положением международного договора, которое должно решаться в пользу последнего.                                                                      .                                           Далее, произведения подразделяются на оригинальные и производные. 
Практическое значение данной классификации заключается в том, что если оригинальные произведения используются их авторами исключительно по их собственному усмотрению, то для создания и использования производных произведений требуется получить разрешение обладателей авторских прав на те произведения, на основе которых они созданы.                                                                                . Оригинальным является такое произведение, все основные охраняемые элементы которого созданы самим автором. В производном (или зависимом) произведении заимствованы охраняемые элементы чужого произведения. Основным критерием для предоставления ему охраны является требование творческой самостоятельности по сравнению с оригиналом. Как правило, это выражается в придании произведению новой формы, отражающей оригинал.                                . Вторым непременным условием возникновения авторских прав на такое произведение является соблюдение его создателем прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.  Большое практическое значение для объема авторских правомочий и режима использования произведения оказывает признание его служебным. Понятие 
"служебное произведение" закон не раскрывает, относя к их числу произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст. 14 Закона об авторском праве).                                          . Юридическая наука и судебная практика вносят в это понятие большую определенность и ставят его в известные рамки. В частности, произведение может считаться созданным в порядке выполнения служебного задания только тогда, когда содержанием такого задания является именно создание произведения.  После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и т. п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов: латинской буквой «С» в окружности: © имени обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Использование данного знака охраны не означает введение в российское право требования о выполнении формальностей как условия возникновения охраны. Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя исключительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака. Основной целью снабжения произведения данным знаком является оповещение третьих лиц о том, что они имеют дело с охраняемым произведением. Это не только служит предупреждением против нарушения чужих авторских прав, но и облегчает процесс доказывания вины нарушителя, если таковое все-таки состоится1.

Информация о работе Авторское право: объекты авторских прав