Авторское право: объекты авторских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:12, реферат

Описание работы

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права1. Такого же мнения придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как "теория, признающая авторское право за право собственности", "теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой", "теория, считающая авторское право правом личности" и "теория, отвергающая субъективное авторское право"

Содержание работы

Введение………………………….……………………………………………….…3-3
Глава 1. Объекты авторских прав. 1.1. Понятие объекта авторских прав……………………..……………………….4-12 1.2. Признаки объекта авторских прав……………………………………………12-16 Глава 2. Основные разновидности объектов авторского права. 2.1. Произведения науки, литературы и искусства…………………..…………. 16-18 2.2. Структура объектов авторского права…………………………...…………..18-21 Глава 3. Защита объектов авторского права. 3.1. Защита авторских прав………………………………………..………………21-24 3.2. Срок охраны объектов авторского права в Российской Федерации……….24-28
Заключение……………………………………………………………………….29-30
Библиография …………………………………………………………….……..31-34

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Автрское право.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Основные разновидности объектов авторского права.

2.1. Произведения науки, литературы и искусства.    

 Круг охраняемых  законом произведений достаточно  широк и многообразен. Произведения  различаются по объективной форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований. Естественно, что различия, имеющиеся между отдельными видами произведений, учитываются при их охране и сказываются на их правовом режиме. В связи с этим выделение отдельных видов произведений представляет собой не только теоретический, но и большой практический интерес. 
     Прежде всего заслуживает внимания вопрос о делении охраняемых законом произведений на произведения науки, литературы и искусства. Его актуальность определяется тем, что нередко в теории авторского права утверждается, что авторским правом охраняются результаты не всякой творческой деятельности, а лишь те, которые «непосредственно относятся к области науки, литературы и искусства». Чтобы разобраться, насколько обоснованны подобные суждения, нужно хотя бы в общем виде определить, в каком значении употребляются в законе категории «наука», «литература» и «искусство».                                         . 
     Самый первый анализ указанных категорий показывает, что они используются в законе не в своем обычном значении, поскольку в противном случае они взаимно накладывались бы друг на друга. Так, произведения литературы, если под литературой понимать любые произведения, выраженные в словесной (языковой) форме, в зависимости от их содержания являются произведениями либо науки, либо искусства. Специальное выделение литературных произведений имеет смысл лишь в том случае, если ими охватывается особая группа произведений, не подпадающих под произведения науки или искусства. По всей вероятности, ими должны считаться произведения художественной литературы, которые в этом случае исключаются из сферы художественного творчества. С учетом сказанного произведениями науки, по смыслу закона, являются любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности, включая произведения научной литературы. Произведениями литературы признаются художественные произведения, выраженные в словесной форме. К произведениям искусства относятся все остальные произведения художественного творчества, включая произведения архитектуры, живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, музыки, кино и театра и т. д. 
     В российской юридической науке был поставлен вопрос о том, будет ли пользоваться правовой охраной произведение, обладающее всеми признаками объекта авторского права, но не относящееся прямо к сфере науки, литературы и искусства, например произведение технического творчества1. Отвечая на него, Э. П. Гаврилов пришел к справедливому выводу, который разделяется и современной практикой, что охраной по действующему законодательству пользуются любые произведения, в которых проявляется творчество и которые обладают всеми предусмотренными законом признаками объекта авторского права. В частности, разработки по созданию новой техники могут быть отнесены к сфере научной деятельности, так как введение в авторское право особого понятия «техническое творчество» едва ли оправданно. Поэтому все произведения, раскрывающие содержание технических решений до их квалификации в качестве изобретений и иных объектов патентного права, должны пользоваться авторско-правовой охраной как произведения науки.                                              .  
 Таким образом, понятием «произведение науки, литературы и искусства» охватываются все виды охраняемых авторским правом творческих произведений1.

2.2. Структура объектов авторского права.

Литературные  произведения составляют значительную часть объектов авторского права. Особенность их в том, что мысли, чувства, идеи и образы выражаются посредством слова в оригинальной композиции и оригинальном изложении.            В структуре литературного произведения выделяется тема, материал, идеология, образная система, сюжет, язык, заглавие. Эти элементы литературного произведения разделяются на юридически безразличные, т.е. тему, материал, сюжет, идейное содержание, и юридически значимые - образная система и язык. Использование значимых элементов произведения в ряде случаев требует согласия автора.                                                                                                                                   Литературная обработка как вид творческой деятельности возникла в связи с необходимостью записи рассказов "бывалых людей", мелодий народных певцов, т.е. людей, не имеющих опыта литературной или музыкальной работы. Записан -                                     

ный и обработанный литературный материал отвечает требованиям, предъявляемым законом к литературным или музыкальным произведениям.                              . Вместе с тем в законе нет специальной нормы, регулирующей отношения "бывалых людей" и литературных (музыкальных) обработчиков. На практике первые признаются авторами произведения, вторые - авторами литературной записи.  Наряду с произведениями литературы можно выделить группу произведений искусства:                                                                                                                                               . музыкальные, хореографические, сценические, произведения изобразительного искусства, кинофильмы, телефильмы и др.                          .                                          Музыкальные произведения выражаются в сочетаниях звуков, образующих мелодию и связанных ритмом и гармонией. Они имеют форму ораторий, симфоний, сонат, квартетов и т.п. Кроме музыкальных существуют музыкально-драматические произведения, которые создаются на литературно-драматической основе (либретто) и исполняются на сцене в виде опер, балетов, оперетт.               . Музыкальные произведения записываются композитором особыми знаками, позволяющими фиксировать его творческий замысел. Нотная запись музыкального произведения образует клавир, представляющий собой переложение оркестровой пьесы, оперы для фортепьяно, или партитуру, содержащую все партии многоголосого музыкального произведения.                                         .                                 Музыкальное произведение может воспроизводиться путем переписки нот от руки, копирования их на множительной технике, издания в печати, публичном исполнения и т.д.                                                               .                                        Обработка чужих произведений, оркестровка, переложение относятся к объектам авторского права, если они содержат элемент творчества.                        .     Хореографические произведения и пантомимы создаются при помощи пластических движений человеческим телом. В сочетании с музыкой хореографическое произведение образует музыкально-сценическое произведение.

Из числа произведений изобразительного искусства можно  выделить произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, рисунки и т.д. Художники, скульпторы создают оригинальные произведения, которые могут воспроизводиться путем изготовления копий либо самими авторами, либо иными лицами.                                                                                       .               Архитектурные произведения, отнесенные к объектам авторском права, представляют собой синтез инженерного искусства, бионики, живописи, скульптуры, науки, архитектуры. В них слиты наука, техника, искусство. Эскизный архитектурный проект, в котором воплощается замысел зодчего, содержит решение будущего сооружения, внутреннее развитие его сочлененных пространств, их объемы, фактуру и цвет. На основе эскизного архитектурного проекта строятся здания, сооружения, ансамбли и т.д.                                                        .                                                                                          В юридической литературе бытует мнение, что авторское право охраняет материальные носители, в которых выражен результат творчества архитектора. Это мнение представляется спорным, ибо авторское право охраняет совокупность идей и образов. Что же касается материальных носителей, то они являются предметами, в отношении которых действует вещное право с присущими ему способами охраны1.                                                                                                                  .                                                                                           Кинематографические произведения охватывают многообразные произведения для кино:                                                                                                           .               сценарии, сценарные планы, дикторский текст, текст песен, кинофильмы и т.д. Сценарий в качестве основы кинофильма должен отвечать требованиям закона, а также сценарного договора, отражающего специфику кинотворчества.                 Материальные носители кинотелевизионного фильма - это пленка, видеокассета, видеодиски и т.д. На которые распространяется вещное право.                              До сих пор речь шла об оригинальных произведениях, создаваемых авторами. Закон охраняет также зависимые произведения, возникшие на основе существующих оригинальных произведений. Эти произведения появляются в результате перевода, переделки, составительства.                                                 .                  Зависимость перевода литературного, научного, художественного произведения от оригинала не лишает его самостоятельности. Закон относит переводы к объектам авторского права, сохраняя для них те же критерии охраноспособности, что и для других произведений. Если же переводчик ограничивает работу подбором равнозначных слов по отношению к языку оригинала, то подобный перевод ("подстрочник") не может быть объектом авторского права. Перевод, выполненный с согласия автора или его правопреемников одним лицом, не препятствует другому лицу осуществлять новый перевод этого же произведения.                                  К объектам авторского права относятся сборники произведений. В сборники могут включаться произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, судебные решения и т.д.), а также произведения отдельных авторов. Творческий характер труда составителя выражается в подборе и расположении материала. Авторское право составителя сборника не мешает другому лицу самостоятельно систематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те же произведения (п. ст. 135 Основ).                                                                 .                                    Научное произведение представляет собой определенную систему понятий. Оно может быть выражено в форме учебника, монографии, статьи и т.д. Существуют и другие формы воплощения научных произведений, т.е. формулы, чертежи, планы, эскизы, различного рода карты (географические, геологические и др.).

Произведение становится объектом авторского права в силу самого, факта его создания автором без какой-либо специальной регистрации, оформления или соблюдения иных формальностей. Этим правовой режим объектов авторского права существенно отличается от режима охраны многих других результатов интеллектуального творчества, требующих специальном оформления (изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов и др.)1.

Глава 3. Защита объектов авторского права.

3.1. Защита авторских  прав.                                        .                                                 Защита авторских прав - это юридическая защита авторских прав правообладателя и объектов интеллектуальной собственности. Защита авторских прав возможна независимо от того, обнародовано произведение или нет. Защита авторских прав распространяется на литературные, музыкальные, фотографические, архитектурные произведения, а также на произведения изобразительного искусства2.                                                                                                                                         При этом российским авторским правом, охраняется не всякое произведение, а только удовлетворяющее определенным ниже условиям. В соответствии с критериями гражданства автора и места первого опубликования произведения, авторское право:                                                    .                                     
1) распространяется на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Соответственно, на основании Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» напрямую охраняются произведения российских авторов, равно как и произведения, обнародованные или находящиеся в объективной форме на территории Российской Федерации, вне зависимости от гражданства их авторов.

При обнародовании или нахождении произведений иностранных граждан в объективной форме за рубежом правовая охрана предоставляется при условии наличия международного договора по вопросам авторского права, участниками которого одновременно является Российская Федерация и государство, в котором такое произведение впервые опубликовано или гражданином которого является автор. В случае отсутствия такого международного договора, названные произведения не охраняются на территории России. Кроме того, не подлежат охране и произведения данной категории, которые были впервые опубликованы до присоединения России (СССР) к соответствующему международному договору. Исключение составляет лишь ряд двусторонних договоров с такими странами как, например Армения, Венгрия, Польша, Швеция, имеющих «обратную силу»1.

  В настоящее время Российская Федерация является участницей следующих

международных договоров, регулирующих данные правоотношения:                                          Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.);                            .                                                                                                               Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.);                                                                   .                                                                                                                    Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.; вступила в силу для СССР 27 мая 1973 г.);                               Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.; вступила в силу для Российской Федерации 26 мая 2003 г.);                                  .                                                                                                                                                      Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.; вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.)1.                                                  .                            В соответствии со статьей VII Всемирной Конвенции последняя не распространяется на произведения или права на эти произведения, охрана которых к            моменту ее вступления в силу в Договаривающемся Государстве, где предъявляется требование об охране, окончательно прекратилась или никогда не существовала. Поэтому до 27 мая 1973 года на территории Росси не охранялись и не должны охраняться в настоящее время иностранные произведения, подпадающие под действие Всемирной Конвенции. При этом нужно учитывать, что на основании статьи XVII и относящейся к ней Декларации, Всемирная Конвенция не подлежит применению в отношениях между странами, связанными Бернской конвенцией, в том, что касается охраны произведений, страной происхождения которых, согласно ее положениям, является одна из стран - участниц Бернской Конвенции. Другими словами, если в России испрашивается правовая охрана для произведения, страной происхождения которого является страна – участница как Бернской Конвенции, так и Венской Конвенции, применению подлежат положения Бернской Конвенции.                                                                                             .                                                       Для России Бернская Конвенция вступила в силу с 13 марта 1995 года. При присоединении к ней Министерством иностранных дел на основании поручения Правительства РФ1 было сделано уведомление, что действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием2.                                                      В результате получилась следующая интересная коллизия: произведения, которые до присоединения России к Бернской Конвенции охранялись на основании Всемирной конвенции с 27 мая 1973 года, учитывая вышеприведенные          положения коллизионных норм и заявление МИД, на основании Бернской Конвенции должны охраняться только с 13 марта 1995 года, поскольку положения Всемирной Конвенции в данном случае не применимы, а Бернская Конвенция не должна распространяться на произведения, которые считаются перешедшими в общественное достояние на территории России3.

Информация о работе Авторское право: объекты авторских прав