Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Еще в недалеком прошлом понятие «авторское право» затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. Большая часть из них были писатели, композиторы, художники, издатели. Но по мере развития научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, возникали различные новые направления использования произведений. Всё более активными «потребителями» произведений литературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертные залы и др. Быстро развивается техника, «размножения» произведений.

Содержание работы

Введение.
Авторское право и российское законодательство.
Развитие авторского права в России.
Объект и субъект авторского права.
Международное авторское право.
Обоснование правовой охраны произведений.
Авторский договор.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!.docx

— 75.61 Кб (Скачать файл)

Лютер направлял  свой огонь, прежде всего против искажённого перепечатывания, в его словах чувствуется, что он не согласен с подобной корректурой. Такая точка зрения была сравнительно нова, но именно во времена Лютера спорадически мы встречаем ту мысль, что автор должен иметь право контроля за перепечатыванием и другими формами публикации, а, следовательно, и возможность получать доходы от использования его произведения.

Это совпало с  революцией в области техники  воспроизведения (книгопечатание, гравирование по дереву и меди). Новые возможности воспроизведения заставили издать законы, которые можно считать предшественниками современного авторского права, т. е. Были введены официальные привилегии для печатания определённых произведений, представляемых печатникам или издателям.

Первые привилегии были известны ещё в Венеции в 1400 г., и оттуда эта система быстро распространилась почти по всей Европе. В данной системе привилегий речь не идёт о какой-то правовой защите авторов или их творческого вклада. Однако реально эти привилегии были полезными для авторов, особенно в силу того, что книгопечатники или издатели для получения своих привилегий должны были документально подтвердить, что они имеют согласие автора на издание его произведения.

Положения, характерные  для корпораций и гильдий, частью которых являлось правило о привилегиях, в течение 18 и начале 19 века постепенно рушатся и заменяются правилом о предпринимательстве, базирующемся на свободной конкуренции. Но именно это крушение спасло авторское право, поскольку признавалось, что в данном случае дело касается особой области деятельности, где есть постоянная необходимость регулирования в форме правовой защиты.

Таким образом, начался  отход от присвоения привилегий к оказанию правовой защиты на основе законодательства и, следовательно, было положено начало современному авторскому праву.

Англия легитимизовала то, что, вероятно, можно считать первым законом в области авторского права. Это произошло ещё в 1709 году с принятием статуса Анны, предоставившего авторам правовую охрану на своё произведение сроком на 14 лет, который при жизни автора мог быть продлён ещё на 14 лет. Монопольное право издавать и переиздавать произведение было обусловлено регистрацией и рассылкой девяти экземпляров отпечатанной книги в университеты и библиотеки.

Во Франции в 1791 и 1793 годах сформировалось законодательство о правовой защите писателей и деятелей искусства, которое действовало вплоть до 1957 года, и долгое время было образцом для большинства стран. Это законодательство было принято под воздействием естественно-правовых идей того времени. Согласно этим идеям право творца на его произведение должно было рассматриваться как право частной собственности на произведение духовного творчества, и его следовало признавать в той же высокой степени, как и право частной собственности на материальные ценности.

После того как права  писателей и деятелей искусства  были закреплены в законодательстве, начался период (весь 19 и начало 20 века), ознаменовавшийся постоянным их расширением и развитием. Все большее и большее число видов произведений было взято под правовую охрану, а сама охрана была направлена против всё большего и большего числа способов использования произведений. Время действия правовой охраны увеличилось до 50 лет после смерти автора.

Сегодня это наиболее часто встречающийся срок охраны прав авторов, и большинство законодательств по авторскому праву включают в себя как особое положение также охрану « droit moral » (фр. «моральное право») (понятие, близкое по значению понятию личного неимущественного права в советском авторском праве). Наконец, были созданы предпосылки для разработки в 1886 году международной системы охраны авторских прав и принятия первой многосторонней Бернской конвенции.

  1. Развитие авторского права в России.

Проблемы авторского права привлекают внимание цивилизованного  мира вот уже в течение нескольких веков, и интерес к ним не ослабевает в связи с частой необходимостью вносить в соответствующее законодательство изменения, призванные защитить интеллектуальную собственность от новых, все более изощренных, форм посягательства, возможных в результате форсированного научно-технического развития.

Становление и развитие авторского права в России отличается значительным своеобразием по сравнению с историей авторского права западноевропейских стран и США. Книгоиздательское дело в России вплоть до конца 18 в. считалось государственной монополией. Важной особенностью авторского права России была тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось значительно раньше. И первый авторский закон в России появился в рамках законодательства о цензуре. Утвержденный 22.04.1828г. новый Цензурный устав содержал специальную главу, которая называлась «О сочинителях и издателях книг». Указанная глава, состоявшая всего из 5 статей, дополнялась более развернутым Положением о правах сочинителей, которое служило приложением к Цензурному уставу. По данному закону, касавшемуся лишь литературных произведений, сочинитель или переводчик книг имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Но защита авторского права ставилась в зависимость от соблюдения цензурных правил, поскольку «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную».

Первым в истории  мирового права законодательный  акт о защите авторов и издателей появился в Великобритании в 1710 г . Менялась ситуация и в России. В 1897 г . Государственный совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Однако, понадобилось более 13 лет для того, чтобы его, наконец, приняли 20.03.1911 г. он назывался «Положение об авторском праве» и был составлен по принципу не утратившему свою актуальность и в наши дни – на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. Но после революции 1917 г . этот закон был отменен, а первым советским законом в рассматриваемой области был Декрет ЦИК от 29.10.17 г. «О государственном издательстве»(вводилось разрешение объявлять государственную монополию сроком не более чем на 5 лет на сочинения, подлежащие изданию).

Пройдя (начиная  с военного коммунизма) период постепенного восстановления и расширения охраны авторских прав, соответствующее законодательство нашло свое место в начале 60-х годов в качестве самостоятельного раздела в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик.

Со времени вышеназванных  исторических моментов, продолжаясь и теперь, открылся новый период в развитии законодательств в области авторских прав, который можно охарактеризовать, как постепенное приведение норм внутреннего права в соответствие с международными договоренностями и последними требованиями НТП, пытаясь сохранить хоть малейшее преимущество перед иностранным партнером настолько, насколько того разрешает его терпение.

Итак, Россия, как  правопреемник бывшего СССР связана  нормами Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г . (СССР присоединился к ней 27.05.73 г., не подписав Парижский протокол о пересмотре текста Конвенции). Постановлением Правительства от 3.11.94 г. РФ присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в редакции 1971 г .), Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1971 г .) и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от 9.09.86 г., хотя пока проигнорирована Римская конвенция по защите прав исполнителей от 18.05.64 г.

В связи с этим претерпело изменения и российское авторское право, которое уже не представляет собой разрозненную совокупность действующих на определенный момент времени нормативных актов, а является сложной и целостной системой. Центральное место здесь занимает Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9.08.93 г. (с изменениями от 19.07.95 г., касающимися прав иностранных физических и юридических лиц, которые стали признаваться на всей территории РФ в соответствии с международными договорами и конвенциями). Данный Закон характеризуется также преобладанием норм, рассчитанных на прямое применение. Что же касается отношений, связанных со смежными правами, то их развернутое правовое регулирование вообще дано впервые в истории российского законодательства. Особой чертой Закона можно назвать его рыночную направленность, заключающуюся в том, что имущественные права авторов становятся своеобразным товаром, который может свободно отчуждаться и передаваться на основании гражданско-правовых сделок, а значит к авторским отношениям применимы все те правила нового ГК РФ, что носят общий характер и более конкретный (например, ч. 1 ст. 150 о признании права авторства нематериальным благом; ч. 2 ст. 1060 об использовании произведений науки, литературы и искусства, удостоенных наград на публичном конкурсе). И, конечно, на сегодняшний день, пожалуй, самые грозные и эффективные способы защиты интеллектуальной собственности предложил вступивший в силу с 1.01.97 г. новый УК - угроза штрафа в 800 минимальных окладов, 240 часов принудительных работ, 5 лет лишения свободы заставила отечественных пиратов, похищавших почти открыто результаты творчества по всему миру, если и не полностью свернуть свою деятельность, то, по крайней мере, уйти в глубокое подполье, опасаясь наказания, как со стороны закона, так и от более сильных конкурентов-легалов.

  1. Объект и субъект авторского права.

Большая группа гражданских  правоотношений возникает в связи с созданием и использованием результатов творческой деятельности - произведениями науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленных образцов и т.п. Указанные продукты творческой деятельности являются объектами, так называемой интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность - это условное понятие, которое используется в ряде международных конвенций и в законодательстве многих стран, включая Россию, для обозначения совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной и прежде всего творческой деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Право вообще, и гражданское право в частности, процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и искусства, не регулирует. Сам процесс творчества остается за пределами действия правовых норм. Однако тогда, когда процесс творчества завершается производящим актом, независимо от того, какую объективную форму приобретает его результат, вступают в действие нормы гражданского права, обеспечивающие его общественное признание, устанавливающие правовой режим соответствующего объекта и охрану прав и законных интересов его творца.

Результаты творческой деятельности, в отличие от вещей, представляют собой блага нематериальные. Так, произведение науки, литературы или искусства – есть совокупность новых идей, образов, понятий; изобретение, полезная модель и рационализаторское предложение – технические решения задачи; промышленный образец – художественно-конструкторское решение внешнего вида изделия и т.п. Но объектами гражданских правоотношений они становятся лишь тогда, когда облекаются в какую-либо объективную форму, обеспечивающую их восприятие

другими людьми. Материальный носитель творческого результата (рукопись, магнитная лента и т.п.) выступает  в качестве вещи и может передаваться в собственность другим лицам, может быть уничтожен и т.п. Но сам результат творческой деятельности, будучи благом нематериальным, сохраняется за его создателем и может использоваться другими лицами лишь по согласованию с ним, за исключением случаев, указанных в законе.

Понятие «интеллектуальная  собственность» охватывает также результаты деятельности, которые не имеют творческого характера. Примером могут служить многие секреты производства, которые хотя и представляют коммерческую ценность, но результатом творчества часто не являются. Действующее Российское законодательство не признает результатами творчества также фирменные наименования, товарные знаки и другие средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг. Однако поскольку правообладателям указанных объектов закон гарантирует исключительное право на их использование, правовой режим указанных объектов приравнен по ряду моментов к режиму результатов интеллектуальной деятельности и они также включаются в понятие интеллектуальной собственности.

В качестве субъектов  гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей. Отдельные индивиды именуются в гражданском законодательстве гражданами. Вместе с тем субъектами гражданских правоотношений в нашей стране могут быть не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства.

Наряду с отдельными индивидами в качестве субъектов  гражданских правоотношений могут участвовать и организации (юридические лица). В гражданских правоотношениях могут участвовать не только российские, но и иностранные юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования (п. 1 ст. 2 ГК).

Таким образом, субъектами гражданских правоотношений могут  быть:

• Граждане России, иностранные граждане и лица без  гражданства.

• Российские и  иностранные юридические лица.

• Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

  1. Международное авторское право.

Старейшей и важнейшей  международной договорённостью  по охране авторского права стала Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Эта конвенция была заключена в 1886 году, после чего она претерпела ряд изменений, последнее редактирование Конвенции имело место в Париже в 1971 году. Бернская конвенция строится на двух самых простых принципах, а именно принципе национального режима и принципе минимальности прав.

Страны, присоединившиеся к Конвенции, должны предоставить «национальный режим» произведениям, созданным в остальных странах Конвенции; они обязаны заботиться о том, чтобы эти произведения пользовались бы охраной в той же мере, в какой ею пользуются собственные произведения.(странам разрешено пользоваться теми же сроками охраны, которые действуют в стране происхождения произведения).

Принцип минимальности  права дает возможность некоторых  отклонений. Конвенция содержит ряд правил, предоставляющих странам возможность детальной разработки системы правовой охраны.

Обязательство, которое  страна взяла на себя, присоединившись к Конвенции, есть обязательство оказать минимум правовой охраны иностранным произведениям. Страна может оказывать правовую охрану своим произведениям и в меньшей степени, но по вполне очевидным причинам к этому прибегают крайне редко. Таким образом, в действительности Конвенция определяет обычный минимальный уровень охраны авторских прав в странах - членах Бернского союза.

Третьим важным принципом  Бернской конвенции является положение, запрещающее государствам ставить охрану произведений в зависимость от выполнения различного рода формальностей.

Информация о работе Авторское право