Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Еще в недалеком прошлом понятие «авторское право» затрагивало сравнительно небольшое число людей в мире. Большая часть из них были писатели, композиторы, художники, издатели. Но по мере развития научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё новые и новые правообладатели, возникали различные новые направления использования произведений. Всё более активными «потребителями» произведений литературы и искусства стали радиовещание, телевидение, театр, кино, концертные залы и др. Быстро развивается техника, «размножения» произведений.

Содержание работы

Введение.
Авторское право и российское законодательство.
Развитие авторского права в России.
Объект и субъект авторского права.
Международное авторское право.
Обоснование правовой охраны произведений.
Авторский договор.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!.docx

— 75.61 Кб (Скачать файл)

Положения Конвенции, определяющие, каким произведениям присоединившаяся страна должна оказывать правовую охрану, очень сложны. Прежде всего это относится к обязанностям в отношении авторов - граждан своей страны или проживающих в других странах Бернского союза. Но кроме этого следует предоставлять охрану произведениям, которые впервые были опубликованы в странах - членах Союза. Произведение считается опубликованным одновременно в двух странах, если его публикация в другой стране имела место в течение 30 дней после издания в первой стране. Это значит, например, что писатель какой-то страны, не присоединившейся к Бернской конвенции, может приобрести себе полное право на охрану во всех странах Бернского союза, если позаботится о том, чтобы его произведение было опубликовано в одной из стран Союза в течение 30-дневного срока после первого опубликования в своей стране. Даже если приведённые выше условия Конвенции не выполнены, всё же обязательно следует предоставлять охрану правообладателям кинопроизведения, продюсеры которого имеют свою резиденцию или постоянно проживают в стране - члене Союза. По Конвенции охране подлежат также архитектурные и художественные произведения, являющиеся составной частью здания и т.п., если здание сооружено в стране – члене Союза.

В результате работы конференции по пересмотру Бернской конвенции в Стокгольме в 1967 г. была заключена особая конвенция по созданию Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Эта организация со штаб-квартирой в Женеве следит за исполнением целого ряда конвенций: по патентам, правам на образцы, авторскому праву и др., в том числе и Бернской конвенции. ВОИС проводит свою работу в тесном сотрудничестве с другими международными организациями, особенно с ЮНЕСКО и Международной организацией труда (МОТ).

Параллельно с Бернской конвенцией действует ещё одна многосторонняя международная конвенция по авторскому праву, а именно т.н. Всемирная конвенция об авторском праве. Конвенция была подписана в 1952 г., пересмотрена в Париже в 1971 г . одновременно с Бернской конвенцией.

Советский Союз присоединился  ко Всемирной конвенции в мае 1973 г . Как и Бернская конвенция, Всемирная конвенция строится на принципе национального режима. Она также в определённой степени предъявляет требования минимальной правовой охраны. Но эти требования всё ещё довольно далеки от тех, которые предусмотрены Бернской конвенцией. Согласно Всемирной конвенции минимальный срок действия авторского права определён в 25 лет после смерти автора. Вопрос о формальностях Всемирная конвенция решила следующим образом: страны, которые, как США, требуют регистрации произведения и т.п., в международных отношениях согласились на то, что требования о соблюдении формальностей будут считаться выполненными, если, начиная с первого выпуска в свет этих произведений, все их экземпляры будут носить знак «копирайт»- «©», а также имя правообладателя и год первого выпуска в свет.

Требование об указании имени «правообладателя» считается  выполненным, если в книге указано имя писателя или издателя. Знак «копирайт» должен быть поставлен в соответствующем месте и соответствующим образом. Что касается книг, то рекомендуется ставить его на титульном листе или на ближайшей от него странице. Знак должен быть довольно приметным. Во всяком случае, для интересующегося должно быть возможным найти его без дополнительных пояснений. Неверное или искажённое нанесение знака «копирайт» ведёт к тому, что произведение не получит никакой охраны.

  1. Обоснование правовой охраны произведений.

Чем обосновать правовую охрану произведения и особенно те положения, которые обеспечивают автору экономический доход от использования его произведений? Во многих наиболее старых законах по авторскому праву появление нового правила совершенно определённо объяснялось стремлением способствовать развитию литературы и искусства путём поощрения деятельности авторов. то, что почти все страны мира соблюдают правила правового регулирования авторских прав, очевидно, объясняется также тем, что такой порядок по-прежнему считается способствующим увеличению числа произведений литературы и искусства.

Произведения искусств всё равно создавались бы и  книги писались бы, даже если не было бы никакой охраны авторских прав. Но, безусловно, правильно и то, что экономическое стимулирование, которое обеспечивается законодательством по авторскому праву, способствует росту количества произведений. Правовая охрана предоставляет возможность для небольшого числа лиц заниматься только творчеством, а для многих даёт экономическую «прибавку», благодаря которой они могут позволить себе использовать хотя бы часть их рабочего времени для создания произведений литературы и искусства.

Во многих случаях  окажется невозможным заставить  издателя взяться за издание новой книги, если у писателя не будет исключительного права на издание, т.е. права, которое он может полностью или частично передать издателю.

Чрезвычайно трудно представить себе, какое воздействие  на издание книги имели бы отмена или значительное ограничение авторских  прав. Но совершенно очевидно стало бы невозможным создать национальную литературу без широкой государственной помощи писателям и издательствам.

Пожалуй, единственным и самым убедительным обоснованием системы правовой охраны авторов и произведений является обыкновенное благоразумие и справедливость. Часто обращаются к старому высказыванию: «По работнику и заработок». В нашем случае под этим подразумевается, что в процессе творчества автор проделал определённую работу, которую следует оплатить. Именно авторское право помогает ему получить этот заработок. Таким образом, данный повод непосредственно предусматривает, что автор никаким другим образом, кроме как при помощи авторского права, не может получить соответствующую его труду оплату.

В связи с только что высказанным соображением часто в качестве аргумента в пользу правовой охраны приводится высказывание о том, что благодаря ей можно воспрепятствовать тому, что кто-то обогатится за счёт автора.

Два последних обоснования  исторически очень близки к естественному восприятию авторского права как формы правовой охраны частной собственности. В качестве аргумента в пользу авторского права это всегда представляется обоснованным, несмотря на то, что упомянутое естественное восприятие больше уже не является «хорошей латынью». Сумма вознаграждения зависит от спроса, определяющегося в процессе использования произведения. Автор представил «продукт», и в зависимости от того, насколько этот «продукт» полезен для других и насколько широко используется ими, закон пытается обеспечить автору разумную оплату за это произведение.

 

  1. Авторский договор.

Авторский договор  – это договор о передаче (предоставлении) определенных имущественных прав для  использования. Хотя договор называется авторским, в нем участвуют не только авторы, но и любые другие обладатели авторских имущественных правомочий. Другой стороной договора является пользователь, в качестве которого обычно выступает юридическое лицо (издательство, телевизионная станция и т.д.).

По общему правилу  договор должен заключаться в  письменной форме; исключение сделано  для договоров об использовании  произведения в периодической печати – эти договоры могут быть заключены  в устной форме.

О содержании авторского договора говорится в ст. 31 Закона об авторском праве и смежных  правах. Так, в соответствии с п.1 указанной статьи, он должен предусматривать способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые продается право; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Авторский договор  заключается на определенный срок, однако если в договоре отсутствует  условие о сроке, то договор может  быть расторгнут автором по истечении  пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно  уведомлен об этом за шесть месяцев  до расторжения договора.

Авторские договоры делятся на договоры о передаче исключительных прав и на договоры о передаче неисключительных прав. Права, передаваемые по авторскому договору, считаются переданными  на неисключительных условиях, если в  договоре прямо не предусмотрено  иное. Таким образом, можно говорить о том, что неисключительность передаваемых по авторскому договору прав презюмируется.

Различают также  договоры об использовании уже созданного произведения и договоры заказа. В  последнем случае договор заключается  на еще не готовое произведение, и автор принимает на себя обязательство  создать это произведение к определенному  сроку.

В зависимости от характера и способа использования  различают издательский, постановочный  и т.п. договоры. В свою очередь  издательский договор может быть разделен на договор на издание литературных произведений, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, каждый из которых обладает определенными  особенностями. Однако следует отметить, что в законодательстве такая  классификация не закреплена.

Выделяют договор  заказа, по которому автор обязуется  создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его другой стороне (заказчику), а  заказчик обязуется выплатить вознаграждение.

Содержание авторских  договоров составляют права и  обязанности авторов.

 

Заключение.

В нашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства. Но, к сожалению, эти законы не подкреплены реальными действиями со стороны государства, наше государство просто закрывает глаза на эти пробелы в праве, по причине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективные иностранные партнёры. Большая роль в регулировании вопросов охраны, на мой взгляд, должна отводится органам ОВД, особенно в связи с тем, что с января 1996 года, в уголовном законе имеется новый состав преступления (ст.146 УК РФ "Нарушение авторских и смежных прав"). Во многих странах мира, в органах полиции и прокуратуры существуют специальные отделы, которые занимаются только вопросами охраны интеллектуальной собственности. Государство не должно упускать те огромные суммы денег, которое оно недополучает в виде налогов, из-за нарушений в области охраны авторских и смежных прав.

 

Список  используемой литературы.

    1. Бернская конвенция "Об охране литературных и художественных произведений"
    2. Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" 9 июля 1995 года.
    3. Богуславский М.М. "Вопросы авторского права в международных отношениях" Москва 1973
    4. Матвеев Ю.Г. "Международные конвенции об авторском праве" Москва 1983.
    5. Гаврилов Э.В. "Издательство и автор. Правовые вопросы" Москва 1991.
    6. Информационно-справочная правовая система "Энциклопедия российского права" Москва "АРБТ" Март 1996 года.
    7. http://www.consultant.ru/
    8. http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе Авторское право