Cтатус члена Совета Федерации и статус депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:01, доклад

Описание работы

Под правовым статусом понимается совокупность прав, обязанностей и ответственности участников общественных отношений.
Единственным источником власти в нашей стране является российский народ. Избирая депутатов ГосДумы, мы делегируем им право принимать федеральные законы, по которым нам приходится жить.
Итак, статус члена Совета Федерации и депутата ГосДумы. Статус члена Совета Федерации и депутата ГосДумы детально определяется Конституцией и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ».

Файлы: 1 файл

Лекция 13.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Полномочия члена  Совета Федерации и депутата ГосДумы  прекращаются досрочно также в случаях  избрания его депутатом иного  представительного органа госвласти  или органа местного самоуправления; поступления депутата на гос службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; роспуска Гос Думы.

Решение о прекращении  полномочий члена Совета Федерации, депутата ГосДумы принимается соответствующей  палатой. Они прекращаются со дня, определенного постановлением палаты.

Полномочия  члена Совета Федерации могут  быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Закрепляя права  и обязанности парламентариев, федеральное  законодательство устанавливает для  них дополнительные юридические гарантии их деятельности.

Член Совета Федерации и депутат ГосДумы  обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

В случае возбуждения  дела, связанного с уголовной или  административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, применительно к действиям, не относящимся к осуществлению парламентской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие соответствующей палаты Федерального Собрания.

Неприкосновенность  парламентариев распространяется на их жилые, служебные помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые ими  средства связи, на принадлежащие им документы.

Член Совета Федерации, депутат Гос Думы не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и за другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Это положение не распространяется на случаи, когда с их стороны были допущены публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством.

Член Совета Федерации, депутат Гос Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих обязанностей.

Вопрос о лишении  их неприкосновенности решается по представлению  Генерального прокурора соответствующей палатой. Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Генеральный прокурор вносит в соответствующую палату представление.

Палата не позднее  чем в недельный срок со дня  внесения представления Генерального прокурора рассматривает это  представление, принимает по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора. При необходимости от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопроса в палате вправе участвовать ее член (депутат), в отношении которого внесено представление.

Член Совета Федерации, депутат Государственной  Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета.

В случае причинения увечья или иного  повреждения здоровья, повлекших  утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата Государственной Думы на день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию.

Депутату Государственной Думы, члену Совета Федерации по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации.

вопрос 5 «Организация законодательного процесса в Российской Федерации». Правовыми формами реализации компетенции Федерального Собрания Российской Федерации являются принимаемые им акты. Основные акты Федерального Собрания - это законы.

Закон характеризуется рядом особенностей. Он принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа РФ. Закон содержит правовые нормы и потому является нормативным актом. Он обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами. Ему должны соответствовать акты всех других государственных органов. Закон имеет прямое действие на всей территории РФ. Он является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции РФ, которой закон не может противоречить.

Конституция РФ выделяет три вида законов, принимаемых на федеральном уровне: федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ. 

Порядок принятия законов  Российской Федерации о поправках  к Конституции излагался в рамках лекции 2 «Учение о конституции», поэтому на нем останавливаться не будем. Рассмотрим организацию законодательного процесса при принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов.

В соответствии с Конституцией в РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, их принятие осуществляется в усложненном порядке и требует, как будет показано ниже, квалифицированного большинства при принятии ГосДумой и одобрении Советом Федерации. Таких вопросов, по которым необходимо принятие федеральных конституционных законов в Конституции поименовано  одиннадцать.

К их числу относятся: чрезвычайное положение; принятие в  РФ и образование в ее составе нового субъекта; изменение статуса субъекта РФ; описание и порядок официального использования Гос флага, герба и гимна РФ; референдум; режим военного положения; введение на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения; порядок деятельности Правительства; установление судебной системы РФ; установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов; созыв Конституционного Собрания.

Идея существования  наряду с Конституцией и федеральных  конституционных законов, как считают многие ученые, преследует цель уменьшить объем самой Конституции. По своей юридической силе федеральные конституционные законы занимают промежуточное место между Конституцией и обычными федеральными законами, их принятие требует более сложной процедуры по сравнению с обычными законами, высокой степени общественного согласия.

Принятие федерального конституционного закона придает особое значение регулированию определенной группы общественных отношений, возводит это регулирование на конституционный уровень.

Рассмотрим организацию  законодательного процесса, в рамках которой выделим особенности принятия федеральных конституционных законов.

В организации  законодательного процесса можно выделить ряд основных стадий.

Первая  стадия законодательного процесса - законодательная инициатива - сводится к внесению на рассмотрение ГосДумы законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы.

Согласно ст. 104 Конституции право законодательной  инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам ГосДумы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Таким образом, Конституция РФ различает две группы субъектов права законодательной инициативы. В первую из них входят субъекты, чье право законодательной инициативы не связано какими-либо компетенционными рамками. Во вторую же группу входят те из них, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения.

Статья 104 Конституции  устанавливает, что законопроекты  вносятся в ГосДуму. Причем законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Законопроекты, исходящие из государственных органов, общественных объединений, от граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть внесены в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы.

Вторая  стадия законодательного процесса - предварительное  рассмотрение законопроектов.

Законопроект, подлежащий рассмотрению ГосДумой, направляется ее Советом в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Одновременно  законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, а также в Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний.

При направлении  законопроекта в несколько комитетов  Совет Государственной Думы определяет из числа этих комитетов ответственный комитет по законопроекту.

Законопроекты по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, направляются в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ для подготовки предложений и замечаний. Если законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ более чем одной трети субъектов РФ выскажутся против принятия федерального закона, по решению Гос Думы РФ создается согласительная комиссия.

Такая процедура предполагает учет мнения субъекта РФ. Мнение субъекта РФ считается выраженным только в том случае, если и законодательный (представительный), и исполнительный органы субъекта РФ одновременно выскажутся за или против принятия законопроекта.

Если мнения законодательного (представительного)  и исполнительного органов разделились, то считается, что мнение субъекта РФ не выражено и оно не учитывается при прохождении законопроекта.

Эта процедура представляется несовершенной по следующим причинам.

Руководитель субъекта РФ, возглавляющий исполнительную власть в регионе, не может проводить в своих действиях политику, отличную от политики главы государства. В противном случае он может, быть отрешен от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия. По этой причине законопроекты, внесенные Президентом РФ и Правительством РФ, без сомнения, будут поддержаны исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В этой связи для действительного  учета интересов субъекта РФ представляется необходимым принимать во внимание мнение законодательного и исполнительного органов отдельно. Если хотя бы один из этих двух органов высказался против принятия федерального законопроекта, отзыв субъекта РФ следует считать отрицательным. Соответственно региональный отзыв должен считаться положительным лишь при поддержке его одновременно законодательным (представительным) и исполнительным органом субъекта РФ.

Третья  стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в ГосДуме. Это рассмотрение может осуществляться в трех чтениях.

При рассмотрении ГосДумой законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости.

По результатам  обсуждения законопроекта в первом чтении ГосДума может принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; отклонить законопроект; принять закон. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.

В случае принятия законопроекта в первом чтении ГосДума  может установить срок внесения его  на второе чтение.

ГосДума может  принять решение о всенародном  обсуждении законопроекта, принятого в первом чтении.

Законопроект, принятый ГосДумой в первом чтении, в течение  пяти дней направляется субъектам права  законодательной инициативы, а в случае принятия законопроекта по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов - в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы субъектов Федерации.

Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается  принятым, если за него проголосовало  большинство от общего числа депутатов ГосДумы.

Информация о работе Cтатус члена Совета Федерации и статус депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ