Cтатус члена Совета Федерации и статус депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:01, доклад

Описание работы

Под правовым статусом понимается совокупность прав, обязанностей и ответственности участников общественных отношений.
Единственным источником власти в нашей стране является российский народ. Избирая депутатов ГосДумы, мы делегируем им право принимать федеральные законы, по которым нам приходится жить.
Итак, статус члена Совета Федерации и депутата ГосДумы. Статус члена Совета Федерации и депутата ГосДумы детально определяется Конституцией и Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ».

Файлы: 1 файл

Лекция 13.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

ГосДума устанавливает  срок представления поправок к законопроекту, принятому в первом чтении. Этот срок не может быть менее 15 дней, а для законопроектов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов - менее 30 дней. Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вправе вносить Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты ГосДумы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ могут вносить поправки к законопроекту по вопросам их ведения.

Ответственный комитет ГосДумы изучает и  обобщает поправки. Вместе с законопроектом, подготовленным ко второму чтению, комитет представляет таблицу поправок, рекомендованных им к отклонению, и таблицу одобренных им поправок.

Второе  чтение. При принятии законопроекта во втором чтении принимаются поправки к исходному законопроекту.

В начале второго  чтения законопроекта в Государственной  Думе с докладом выступает представитель  ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе, представители инициатора законопроекта, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Председательствующий выясняет, имеются ли возражения фракций и депутатских групп или депутатов против поправок, включенных ответственным комитетом в законопроект при его доработке. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

Далее Государственная  Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. После этого председательствующий ставит на голосование предложение о принятии каждой поправки, включенной в таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений.

По окончании  согласования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного  законопроекта председательствующий ставит на голосование предложения о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Решением Государственной Думы законопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения.

Принятый  во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий в законопроекте, установления правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования, чтобы принять его в качестве закона.

Законопроект  принимается в качестве закона с  учетом редакционной правки, возникшей  при внесении поправок, принятых во втором чтении.

При третьем чтении законопроекта не допускаются внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.

Федеральный закон принимается Государственной  Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный  конституционный закон считается  одобренным, если за его одобрение  проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной  Думой федеральный закон в  течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации.

Четвертая стадия законодательного процесса - рассмотрение и одобрение законов Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон в срок не более 48 часов направляется вместе с сопроводительными документами всем членам Совета Федерации.

По результатам  обсуждения Совет Федерации принимает  одно из следующих решений: одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.

Постановление Совета Федерации об одобрении федерального закона принимается большинством голосов от общего числа членов данной палаты, а постановление об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа ее членов.

Конституция устанавливает  перечень вопросов, законы по которым  подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации после их принятия Государственной Думой. К их числу относятся законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Если принятый Государственной Думой федеральный  закон не подлежит обязательному  рассмотрению Советом Федерации  в соответствии с Конституцией (ст. 106 и 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

 

Согласно ст. 108 Конституции обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат все федеральные конституционные законы.

Федеральный закон  считается также одобренным Советом Федерации, если в течение 14 дней он не был рассмотрен им (часть 4 статьи 105 Конституции).

Федеральный закон  считается отклоненным, если за его  одобрение не проголосовало необходимое  число членов Совета Федерации.

Особая стадия законодательного процесса - преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов.

Если федеральный  закон отклонен Советом Федерации, он направляется Советом Государственной Думы в ответственный комитет палаты, который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения о преодолении возникших разногласий на рассмотрение палаты.

По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции; снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.

Для преодоления  возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной  Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть образована согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации.

При повторном  рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, Государственная Дума не рассматривает.

Государственная Дума принимает решение по предложению  согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Государственной Думой, направляется в Совет Федерации в течение пяти дней с приложением необходимых материалов.

Если при повторном  рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование  закона Президентом страны:

  • Президент, которому направлен федеральный закон, в течение 14 дней подписывает и обнародует этот закон.
  • Если Президент отклонит федеральный закон, Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают этот закон.

Федеральный закон, отклоненный Президентом, направляется Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета, который рассматривает в течение 10 дней мотивы решения Президента об отклонении федерального закона, принятого Государственной Думой.

По итогам рассмотрения принимается рекомендация принять  федеральный закон в редакции, предложенной Президентом; согласиться с предложением Президента о нецелесообразности принятия федерального закона; принять федеральный закон с учетом предложений Президента; создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту и при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей; одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Если федеральный  закон в редакции, предложенной Президентом, не набрал необходимого для принятия числа голосов, то палата может принять решение о продолжении работы над рассматриваемым федеральным законом начиная с процедуры первого чтения законопроекта.

По предложению  ответственного комитета на голосование  палаты может быть поставлен вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции. Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый или  одобренный в ранее принятой редакции федеральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.

При повторном  рассмотрении Советом Федерации  федеральный закон считается одобренным в ранее принятой редакции, если решение об этом было принято большинством не менее чем две трети голосов от общего числа членов палаты.

Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с текстом постановления  Совета Федерации об одобрении закона в ранее принятой редакции направляется Президенту и подлежит подписанию им в течение семи дней и обнародованию.

Определенной спецификой характеризуется  принятие федеральных конституционных  законов. Согласно Конституции федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не наделен полномочиями по отклонению федерального конституционного закона, поэтому принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию и обнародованию Президентом Российской Федерации.

 


Информация о работе Cтатус члена Совета Федерации и статус депутата ГосДумы Федерального Собрания РФ