Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. Малые экономические структуры имеют большое значение для решения многообразных социально-экономических проблем. Так, например, для создания рабочих мест и поддержания рыночной конъюнктуры. В целом, как показывает мировой опыт, малое предпринимательство вносит существенный вклад в современную национальную экономику развитых социально-экономических государств – от 50 до 70 и более процентов.

Содержание работы

Введение 3
Основные понятия малого предпринимательства, его роль
и значение 8
Основные направления Государственной поддержки и развития
малого предпринимательства в России 23
Основные направления Государственной поддержки и развития
малого предпринимательства в Республики Башкортостан 46
Заключение 52
Список использованных источников 55

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка малого бизнеса в Башкортостане.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

Малое предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Для сравнительной оценки степени влияния малого предпринимательства на развитие экономики в разных странах следует учитывать, что в мировой практике существуют различные критерии и подходы к классификации и определению малых предприятий. В основу классификации может быть положена численность работников, объем производства товаров и услуг, годовой оборот, размер уставного капитала или общая сумма активов и т. д. Наиболее часто в качестве критерия используются данные о количестве работников, при этом различия между странами и отдельными отраслями внутри страны в предельных показателях могут быть весьма существенными. Подходы к определению основных параметров малого бизнеса зависят от сложившейся в стране практики, структурных особенностей производства, а также целей государственной политики в отношении малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что при теоретическом анализе  зарубежные специалисты обычно увязывают сферу малого бизнеса со сферой среднего бизнеса, поскольку основы их формирования, развития имеют значительное сходство. Обычно практикуется выделение «микрофирм» (до 10-15 занятых), малых предприятий (15-100 занятых) и средних предприятий (100-300 занятых). В российской экономике средний бизнес является достаточно массовым и представительным, однако в отличие от других стран он вообще не составляет объекта отдельного изучения и анализа. В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия (далее - МСП) обеспечивают занятость до 50% трудоспособного населения, при этом объем производства в сфере МСП в различных странах колеблется в пределах от 33% до 66% национального продукта.

Одна из причин успешного  функционирования малого и среднего бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется  мелкому. В этих странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, в первую очередь в сфере производства, причем крупные предприятия на подавляют мелкий бизнес, а организуют взаимодополняющее сотрудничество, особенно путем специализации, а также в интересах реализации инновационных процессов. В США девять из каждых десяти инновационных технологических идей впервые появляются в малых фирмах.

Крупное производство ориентировано  в первую очередь на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартных изделий. Малые предприятия успешно функционируют в небольших рыночных сегментах. Если крупные фирмы способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах производства, то малые предприятия придаю хозяйству гибкость, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Удельный вес малого предпринимательства в таких  странах как США, Япония, Германия в общей численности предприятий  превышает 95%. Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих, и только 700 предприятий насчитывают свыше 1000 человек персонала.

Естественно, что при  сравнительно близких общих показателях  данные об отраслевом распределении  МСП внутри отдельных стран имеют  более заметные различия. В промышленном производстве доля МСП составляет в Индии – 40%, в Японии – 51%. Среди экспортеров МСП составляют: в Финляндии – 20%, во Франции - 29%, в Италии – 40%, в Индии – 50%.

По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых  предприятий через год их существования среди действующих остается примерно 50%, через 3 года – 7-8% и, наконец, через 5 лет остается не более 3%.

Сказанное выше позволяет  отметить еще одну тенденцию. Высокий  динамизм образования и выбытия малого предпринимательства служит своеобразным компенсаторным механизмом, амортизатором, смягчающим резкие колебания конъюнктуры для страны в целом, предупреждающим более разрушительные последствия таких колебаний. Критерии выделения малого предпринимательств: Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеет большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относит к малым, а какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность. В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки критериев отнесения предприятий к малым, поэтому при их разработке необходимо выделить:

- объективность;

- дифференциацию величины  критериев в зависимости от  специфики и отраслевой принадлежности  предприятия; 

- простоту в понимании и использовании;

- количество критериев; 

- стабильность критериев. 

Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно- технической, социальной и политической.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля:

  • валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  • национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  • мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий;
  • трудоспособность населения, занятого в мелком бизнесе;
  • малого бизнеса в экспорте продукции;
  • налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине;
  • основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
  • отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.

С увеличением этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый  характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:

- в снижении уровня  безработицы;

- в более полном  удовлетворении потребностей граждан  в продукции и услугах;

- в улучшение качества  обслуживания;

- в более высокой  удовлетворенности людей, особенно  высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

- в формировании среднего  класса в обществе как основы  для развития экономики и повышения  жизненного уровня граждан;

- в формировании многочисленного  класса мелких собственников,  которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

- в снижении забастовок  и социальной напряженности в обществе.8

Как показывает мировая  практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

- численность персонала;

- размер уставного  капитала;

- величина активов;

- объем оборота (прибыли,  дохода).

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения  предприятий на группы в зависимости  от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

До 1 января 2008 г. критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства определялось согласно принятому 14 июля 1995г. Федеральному закону “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Федеральный закон от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установил новые критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с указанным Законом, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие установленным условиям по структуре уставного капитала и объему выручки от реализации товаров.

Федеральный законом N 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» специально оговорено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут относиться к субъектам малого предпринимательства9.

Независимо от вида экономической  деятельности субъектов малого предпринимательства  Законом установлены категории  по средней численности работников: от 101 до 250 человек включительно,100 человек включительно - малые предприятия, из которых выделяются микропредприятия (до 15 человек). Закон устранил правовую неопределенность содержащуюся в Законе №88-ФЗ, установив, что средняя численность работников рассчитывается за календарный год, а не за отчетный период, как было ранее. В Федеральном законе №88-ФЗ понятие «отчетный период» не было определено, в связи с чем суды и налоговые органы трактовали его самостоятельно.

Добавился новый критерии по назначению выручки от реализации товаров без учета НДС или балансовой стоимости активов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2008г. №556 для каждой категории субъектов малого предпринимательства установили следующие предельные значения по показателю «выручка» за предшествующий календарный год:

- микропредприятия - 60.млн. рублей;

- малые предприятия- 400 млн. рублей;

- средние предприятия- 1 млрд. рублей.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут  создаваться в форме хозяйственных  товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий. Основными организационно-правовыми субъектами малого бизнеса являются хозяйственные товарищества и общества, а также индивидуальные предприниматели функционирующие в разных отраслях экономики.

Особенности и функции  малого предприятия. Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Вторая характеристика – так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Третья – относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. Четвертая – персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Пятое – ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией. Шестая специфическая черта – семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Седьмая особенность связана с характером финансирования. Если гиганты черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.). Также можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

Малое предпринимательство  играет существенную роль в решении  важных социально-экономических задач, в том числе:

  • развития конкурентной среды и обеспечения роста занятости. Следует учесть, что в развитых странах преобладающая часть субъектов предпринимательской деятельности это - малый и средний бизнес. Его доля в общей численности занятых в Великобритании и Германии - около 50%, Италии - более 70%, в Японии - почти 80%. Количество малых и средних предприятий, приходящееся на 1000 жителей составляет в странах ЕС - 45, в Японии - 50, в США - 75;
  • ускорения наукоемких процессов и обновления структуры производства. Такой результат достигается тем, что малые предприятия берут на себя освоение принципиально новых технологий, видов продукции и услуг, получая поддержку "венчурного" (рискового) капитала;
  • приближения производства товаров и услуг к потребителям. Речь идет об освоении малыми предприятиями "своих" региональных рынков, о возможностях оперативного отслеживания ими конъюнктуры на определенном географическом сегменте рынков товаров (услуг) и принятия маркетинговых решений, о расширении сферы привлечения сбережений населения и капиталов в бизнес, отличающийся относительно большей информационной "прозрачностью". Немаловажное значение имеет и увеличение налоговой базы региональных и местных бюджетов.

О значении малого бизнеса  в экономике развитых стран говорят  следующие статистические данные. Например, в США доля малого бизнеса составляет в объеме производства около 25%, Великобритании - 30%, Японии - свыше 50%. В США малый бизнес обеспечивает более 20% экспорта, в Японии - около 35%.

Основными сферами деятельности малых предприятий являются: бытовое обслуживание населения, торговля, общественное питание, промышленное производство узкоспециализированной продукции (малорентабельной для крупных компаний), программное обеспечение и консалтинговые услуги, брокерские операции на рынке ценных бумаг, операции с недвижимостью, научные исследования и опытно-конструкторские разработки.

К особенностям управления малым бизнесом следует отнести:

  • неразделенность функций собственника и управляющего. В большинстве малых предприятий собственник сам контролирует свой бизнес, принимая активное участие в управлении;
  • осуществление ряда задач управления (например, налогового планирования, части маркетинговых, кадровых и др.) сторонними специализированными компаниями. Такой процесс в сочетании с ограниченностью сфер деятельности малого предприятия сокращает численность управленческого персонала и определяет относительно простую организационную структуру управления;
  • быстрота принятия управленческих решений, обусловленная ролью собственника в управлении, динамизмом процессов сбора информации, отражающей состояние спроса и предложения на местных рынках товаров и услуг.

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ