Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. Малые экономические структуры имеют большое значение для решения многообразных социально-экономических проблем. Так, например, для создания рабочих мест и поддержания рыночной конъюнктуры. В целом, как показывает мировой опыт, малое предпринимательство вносит существенный вклад в современную национальную экономику развитых социально-экономических государств – от 50 до 70 и более процентов.

Содержание работы

Введение 3
Основные понятия малого предпринимательства, его роль
и значение 8
Основные направления Государственной поддержки и развития
малого предпринимательства в России 23
Основные направления Государственной поддержки и развития
малого предпринимательства в Республики Башкортостан 46
Заключение 52
Список использованных источников 55

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка малого бизнеса в Башкортостане.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

 Малым предприятиям присущ ряд заметных недостатков. В первую очередь - это минимальный стартовый капитал, невозможность самостоятельного решения капиталоемких задач, более высокий уровень риска, отсутствие или недостаток управленческого опыта у большинства собственников-организаторов бизнеса. Не случайно, например, в США 65% компаний с числом занятых до 20 человек исчезает в первые четыре года своего существования (за это время разоряется только 37% компаний с числом занятых более 500 человек), почти каждая четвертая разоряется на первом году функционирования.

Для нейтрализации этих и других негативных сторон необходима государственная поддержка малого бизнеса. Одним из стимулов для развития компании являются различные комплексы мер со стороны местных органов власти. Обширная база информации позволит найти наиболее выгодные условия финансирования Вашего дела и получить бюджетные средства.

Поддержка малого предпринимательства  подразумевает выделение бюджетных  денег на деятельность компаний по приоритетным направлениям.

Стимулирующие действия также могут включать упрощенную систему регистрации лицензирования и сертификации продукции и услуг, проведение рекламных акций и  участие в выставках.

Государственная поддержка  бизнеса также предполагает выдачу целевых субсидий. Последние могут выдаваться на компенсацию части процентной ставки, возмещение части затрат на присоединение к энергосетям и к инженерным сетям и сооружениям, на компенсацию затрат по договорам лизинга и так далее.

Именно государство  должно создать такие экономические, социальные и правовые условия, при которых реализуемый положительный потенциал малого предпринимательства перекрывает его негативные свойства. Сложилось достаточное разнообразие форм государственной поддержки малого бизнеса. В числе основных: налоговые льготы; субсидии; гарантированные кредиты; долевое участие; кадровая и консалтинговая поддержка; организационное содействие в выходе на внешний рынок; инфраструктурное обеспечение. Рассмотрим содержание некоторых из них.

Финансовая поддержка малого бизнеса государством связана с использованием им стимулирующей функции налогов. На практике это выражается, во-первых, в реализации предприятиями прав на прямой вычет суммы расходов (или ее части) целевого характера из суммы налоговых обязательств. Это могут быть, например, налоговые инвестиционные кредиты на исследования и разработки. В США с их помощью возмещается до 20% затрат на создание новой технологии, в том числе, на выплату заработной платы. Во-вторых, в использовании компаниями ускоренной амортизации основного капитала.

Другой формой этой поддержки  выступают субсидии. Например, в  Великобритании мелкие компании могут  получать от государства возмещение (от 50% до 65%) издержек на консультационные услуги, а также инвестиционные субсидии в размере до 15% капвложений, но не свыше 15 тысяч фунтов стерлингов на одно вводимое рабочее место и 50% субсидию на обновление производства (суммой не более 25 тыс. фунтов стерлингов). В США в рамках реализации государственной Программы содействия инновационным исследованиям, проводимым малым бизнесом, предусматриваются гранты в сумме от 50 до 500 тыс. долларов для разработки наиболее перспективных идей.

Гарантированные кредиты - наиболее распространенная форма государственной финансовой поддержки. Ссуды предоставляются частными заимодавцами, а участие государства заключается в гарантии, и его средства используются только в случае невыполнения должником обязательств по погашению ссуды. Видами деятельности, на которые могут предоставляться ссуды, отличаются разнообразием: приобретение недвижимости, находящейся у заемщика, но ему не принадлежащей, приобретение машин и оборудования; образование оборотного капитала. В США, например, в рамках государственной Программы кредитования Управления по делам малого бизнеса объем покрываемой части ссуды составляет до 500 тыс. долларов. При долевом участии роль государства сравнима с ролью любого другого кредитора, хотя имеются правила, регламентирующие долю первого от общего объема финансирования (почти всегда она ниже 50%). Обычно предпочтение отдается первопроходческим или инновационным объектам.

Финансируемые государством программы подготовки кадров предназначаются для оказания помощи малым фирмам в решении проблемы обучения кадров, необходимых при расширении, переоснащении действующих или создании новых предприятий. Такие программы могут предусматривать, например, предоставление фирме прямой финансовой помощи на покрытие части издержек на обучение или повышение квалификации работников без отрыва от производства.

Пользуются государственной  поддержкой и малые компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью. Например, в США Управление по делам  малого бизнеса осуществляет ряд  программ содействия компаниям в  покрытии их финансовых потребностей, связанных с международными сделками. Так, Управление предоставляет гарантии по ссудам на международную торговлю в размере до 1 млн. долларов, причем полученные средства можно использовать на приобретение, строительство, реконструкцию, модернизацию, улучшение или расширение производственных мощностей в США, предназначенных для производства товаров или услуг для внешнего рынка.

Инфраструктура, обеспечивающая функционирование и развитие малого бизнеса, имеет сложный состав. Его  ключевыми компонентами выступают: бизнес инкубаторы и другие виды инновационных центров, агентства по трансферту технологий, разнообразные формы нетрадиционного финансирования бизнеса.

Бизнес инновационные  центры (БИЦ) дают возможность малым  предприятиям пользоваться помещениями  и услугами (телефон, E-mail, факс, ксерокс, охрана и др.) с существенными льготами по размеру оплаты или с освобождением от нее на определенный срок. Степень выживаемости малых предприятий в БИЦ в целом по странам ЕС составляет 75%, тогда как предприятия, работающие вне сферы БИЦ, выживают по различным оценкам в 25-50% случаев по истечении 5 лет с момента создания. Необходимыми источниками финансирования БИЦ являются региональные и местные бюджеты.

 

 

2. Основные направления государственной поддержки и развития малого предпринимательства в России

 

 

В России в настоящее  время уровень развития малого и  среднего бизнеса явно не соответствует  ни сегодняшним потребностям экономики  страны, ни тем более завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка. И, чтобы не остаться в роли вечно догоняющих, нам необходимо уже в самом ближайшем будущем устранить опасный перекос в сфере предпринимательства. История мировой экономики убедительно показывает, что для достижения сбалансированности экономики необходимо добиться того, чтобы развитие крупных корпораций происходило в среде, насыщенной малыми предприятиями. Данная взаимосвязь обусловлена тем, что малые предприятия в интересах развития экономики выполняют следующие крайне необходимые социально-экономические функции: 
- расширяют спрос на оборудование, сырье, материалы; 
- способствуют формированию дополнительных доходов у населения, а следовательно, расширяют спрос на потребительские товары и услуги; 
- сглаживают дифференциацию общества по уровню благосостояния, способствуют созданию среднего класса; 
- помогают решать проблему занятости населения; 
- продвигают новые технологии, новые, более эффективные, решения (не случайно многие крупные компании выступают в роли спонсоров мелких инновационных фирм); 
- дополняют, а в результате являются неотъемлемой частью производственной и сбытовой инфраструктуры многих крупных корпораций, что в значительной мере позволяет обеспечить гибкость их управления.10 
Мировой опыт свидетельствует и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно. В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

Одной из важнейших проблем  малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями.

Отметим, что российские банки выдают небольшие кредиты  малому бизнесу под более высокие  проценты, чем по крупным кредитам большим предприятиям. Так, проценты под кредиты на сумму до 1 тыс. долл. составляют 24% годовых, а до 30 тыс. руб. — 36%. Если кредит больше, то проценты составляют уже 15 и 28% годовых соответственно. Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск их кредитования. Нестабильное и неопределенное финансовое состояние этих предприятий плюс к этому низкая капитализация существенно увеличивают риск невозврата кредитов. Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке кадров, льготном банковском кредите и другой помощи.

Хотелось бы отметить еще одну немаловажную проблему, с 2013 г. страховые взносы для Индивидуальных Предпринимателей возросли вдвое — с 13 тыс. до 32 тыс. руб. Малый бизнес, который все предыдущие годы выводили из тени, либо станет невыгодным, либо опять вернется к серым схемам.

Первые результаты такой политики видны уже сейчас. Как рассказал вице-президент ОПОРЫ РОССИИ Владислав Корочкин, с начала года, по официальным данным, закрылись 207 тыс. ИП (по последним данным ФНС, к февралю ликвидировано около 140 тыс. ИП, 3,5%).11

Уровень отчислений в социальные фонды является неподъемным для большинства индивидуальных предприятий на данный момент.

В связи с этим глава государства  поручил усовершенствовать систему  уплаты страховых взносов. Поводом  послужила информация о массовом сокращении числа индивидуальных предпринимателей в связи с повышением ставок страховых взносов.

Так же, одной из немаловажных проблем является коррупция. По данной теме Генпрокуратура провела всероссийское совещание по защите прав предпринимателей по собственной инициативе. Новый общественный договор, который приняли на данном совещании, подразумевает, что возбуждать против предпринимателей уголовные дела под надуманными, иногда просто абсурдными предлогами будет нельзя. Он подразумевает полное невмешательство чиновников и правоохранительных органов в экономические споры. Может быть, сегодня еще не так много успехов. Но такие предприниматели, как Малов в Костроме (полностью оправдан Верховным судом), Воробьев в Астраханской области (отменен приговор, выпущен под залог), Лущеко в Орле (начат пересмотр уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам), компания «Русское молоко» в Пензенской области (прекращено уголовное дело), Дорощук в Ленинградской области (снят штраф в 84 млн руб.), Меркулов в Башкортостане (выпущен под залог), Телков в Московской области (выпущен под залог) и другие, уже почувствовали результаты работы.

Сейчас на рассмотрении Генпрокуратуры находятся 13 дел, в том числе дела предпринимателей Плотникова (ЯМАО), Кацива (Ростовская обл.), Бондарева (Иркутская обл.), Бобылева (Москва), Белавина (Московская

обл.), Юркова (Красноярский край), Аязятулова (Ульяновская обл.), Михайленко (Курская  обл.)12. Уверена, что в этих делах также будет установлена истина и восстановлена справедливость и законность.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкий процент, чем на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы предлагают государственные гарантии кредиторам в размере до 90% заемного капитала. Таким образом, государство стимулирует частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды предоставлять капитал мелким фирмам. Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в аграрных регионах, и др.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государственной поддержки Правительством РФ принят Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

У государства есть несколько  причин поддерживать малое предпринимательство. Прежде всего, малый бизнес – это самозанятость и создание новых рабочих мест. Кроме того, это рост валового внутреннего продукта и налогов. И, наконец, это уровень жизни граждан, поскольку именно малый бизнес быстрее всего откликается на наиболее актуальные запросы рынка и удовлетворяет их.

Правительство Москвы ценит  вклад малого бизнеса в социально-экономическую жизнь столицы и видит в нем надежного партнера. В целях его поддержки Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства реализуется подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.», которая является основной частью программы «Стимулирование экономической активности». Ее главная задача - оказание бизнесу адресной поддержки через предоставление субсидий, бесплатные консультационные услуги, содействие в выходе на рынок, обучении и поиске партнеров.

А в Санкт-Петербурге, к примеру, действует Государственная поддержка женского предпринимательства.

Министерство экономического развития готово финансировать любой  региональный проект по поддержке малого бизнеса.

Первые федеральные проекты, направленные на развитие бизнеса в регионах. Субъекты, победившие в конкурсах на реализацию этих проектов, получили финансовую федеральную помощь.

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ